Давид Жвания: Я люблю эту страну, поэтому молчу по вопросам отравления Ющенко

Вторник, 20 мая 2008, 23:44

Бывает, кто-то из политиков сам не прочь инспирировать вокруг себя скандал, чтобы оказаться в центре внимания страны. Однако это – не про Давида Жванию. Скандалов в его жизни хватит на биографию не одного депутата. Похищение Рыбкина, отравление Ющенко, обыски в кабинете, деньги Березовского, одаривание подарками президента, "люби друзи", уход из "Нашей Украины", пожар в родном офисе…

Сейчас – новые неприятности. Фаворит Виктора Ющенко пятилетней давности сегодня не просто в опале – против него начинают процедуры, которые могут закончиться потерей украинского гражданства.

Как уже писала "Украинская правда", на днях генпрокурор Александр Медведько обратился в суд с заявлением об отмене решений, которые позволили Жвании стать гражданином Украины.

Это интервью со Жванией по горячим следам записывалось после полуночи. Как раз заканчивалось заседание в штабе НУНС по выборам в Киевсовет.

– По вашему мнению, с какой целью генпрокурор обратился в суд по вашему поводу – просто попугать или действительно лишить вас гражданства Украины?

– Генерального прокурора Медведько заставили подготовить бумагу против меня. Он грамотно выписал этот документ, где прямо указал, кто его вынудил так поступить, чтобы снять с себя ответственность за эту ерунду. А потом уехал в отпуск. Я звонил Медведько в приемную, хотел переговорить, но мне сказали, что он в отпуске.

Последние две недели против нас идет массивная атака со стороны секретариата президента, Балоги и Пукшина, а история с моим гражданством – это лишь один маленький эпизод.

Банковая отрабатывает механизмы, чтобы не дать своей же политической силе набрать достаточное количество голосов на выборах в Киеве.

Я могу открыто сказать, что я руковожу штабом "Нашей Украины – Народной самообороны" на выборах в Киевсовет. И этими людьми делается все, чтобы не дать нам занять достойное место на выборах.

– Однако секретариат президента уже давно не считает НУНС своей политической силой!

– Я заявляю категорически, что "Наша Украина – Народная самооборона" – это прекрасный коллектив, который не даст поломать то, что строилось много лет, не даст навязать нам чужеродное видение развития страны.

И никто не позволит необразованному Балоге, который не занимался в жизни ничем, кроме как переброской товаров через границу, ломать принципы, из–за которых люди в 2004 году бросались под танки.

Происходящее сейчас – это агония Балоги и Пукшина, которые отрабатывают свои обязательства перед Черновецким.

Вся эта история с гражданством – "ответ Чемберлену" после вручения Луценко протокола о коррупции Черновецкому.

– То есть вы связываете действия против вас с киевскими выборами?

– Да, именно с киевскими выборами!

– Но вы же, в силу невысокого рейтинга, не составляете серьезную конкуренцию Черновецкому на этих выборах!

– Мы представляем серьезную опасность для Черновецкого и всей конфигурации, выстроенной Балогой.

Как только они услышали, что мы никогда не пойдем на коалицию с Черновецким, началось выжигание собственной политической силы.

Я не понимаю, почему президент до сих пор не уволил Балогу?! Какие ему еще нужны аргументы? Балога тянет его в ЕЦ, который не имеет никаких перспектив!

– Неужели вы думаете, что Ющенко не в курсе действий главы своего секретариата?

– Я знаю, что Ющенко должен прореагировать на такую дурню, как документы, которые подготовили против меня. Для знающих людей они выглядят просто смешно! Война администрации президента и Тимошенко дошла до такой стадии, что Банковая вынуждена опускать свою собственную политическую силу.

– Но уже давно считают, что вы перешли на сторону Тимошенко!

– Мы, действительно, на 100 процентов были анти–Балога. Мы не поддерживали его линию.

На прошлых парламентских выборах Балога не был заинтересован в результате, который бы получила "Наша Украина – Народна самооборона". Он делал все, чтобы НУНС не набрал больше голосов, чем нужно, и чтобы блок оказался придатком в ширке с Партией регионов.

Сейчас Балога продолжает делать то же самое в Киеве, только ширка будет немного глубже – там окажется еще и Черновецкий.

– Но вам грех нарекать на Балогу, потому что вы были его замом в руководстве штаба на выборах 2007 года!

– Он меня не допускал к руководству, изолировал полностью от выборов! Балога целенаправленно валил выборы НУНС всеми возможными механизмами!

– Но почему? Ющенко пол–Украины проехал, рвал горло за НУНС!

– Но это не значит, что выступления Ющенко были основной энергией, которая могла бы дать НУНС результат.

Вся избирательная кампания–2007 была построена как старт президентской кампании. Это, конечно, нравилось Ющенко. Зато не была представлена вся наша команда, было запрещено показывать Луценко, первую пятерку, первую десятку. Мы должны были быть заложниками лозунга "10 кроків президента".

Мы его поддерживаем, но это не значит, что только на лице президента строятся электоральные симпатии. Поэтому НУНС набрала ровно столько, сколько составлял остаточный рейтинг Ющенко.

Однако после выборов, не смотря на колоссальное нежелание Балоги, сложилась демократическая коалиция. Это не значит, что мы – тимошенковская политическая сила. Просто мы та сила, которая выполняет свои обещание. Ведь мы же обещали, что создадим демократическую коалицию и не пойдем на объединение с Партией регионов.

– По вашему мнению, чем все это противостояние закончится?

– Я уверен, это заведет президента в ЕЦ. Но это дорога в никуда.

– Насколько реально, что "Наша Украина – Народная самооборона" отвернется от Ющенко?

– НУНС – это сложенный блок, это физические лица, у которых есть своя совесть, своя голова, свои убеждения. И если кто–то решил, что он – других взглядов, то это не значит, что весь коллектив возьмет и развернется на 180 градусов.

Даже если президент решит развернуться на 180 градусов и подумает, что сегодня ему нужно возглавить филиал Партии регионов, то это будет решение Ющенко, но не блока НУНС. Я в этом уверен!

– Разговоры о том, что вас ждут неприятности на теме гражданства, ходили уже несколько недель. Вас лично кто–то предупреждал о таком развитии сюжета?

– Ко мне приходили гонцы, которые пугали: "Ты же понимаешь, все очень серьезно, законодательства в Украине нет, они тебе что–то приклеят…".

Ситуация начала нагнетаться еще тогда, когда мы не пошли на срыв демократической коалиции. После этого начались репрессии, потому что считалось, что мы – это люди, которые не дали разыграть сценарий, задуманный Балогой.

Потом начались разговоры о моей роли в отравлении Ющенко. Но моя совесть перед моими детьми, друзьями и страной чиста. Сам я перед собой чист. Так почему мне нервничать?

– Как вы лично прореагировали на письмо Медведько в суд, которое может привести к лишению вас гражданства? Оно вас испугало, рассмешило?…

– Оно меня разочаровало, потому что такой некачественный документ просто унизителен для тех, кто его производит.

Меня никто никогда не лишит гражданства Украины! Я его получил законно, я легитимно живу в Украине, размножаюсь, у меня дети, семья, дом, я веду полноценную общественную жизнь. Что должно было родиться в голове с больным воображением?...

В мире подобных прецедентов не было, и для мира подобные действия называются словом дикость! И я считаю, что Балога – это дикарь, которого нужно изолировать от общества!

Администрации Кучмы хватило мозгов не заниматься темой моего гражданства. В первый раз эту тему начали разыгрывать, когда мы шли на парламентские выборы 2002 года. Тогда было два фигуранта в "Нашей Украине", по которым хотели ударить – я и Женя Червоненко.

Хотели ударить, очень хотели! У Жени якобы нашли какое–то другое гражданство, и этот вопрос дошел до комиссии (при администрации президента), а у меня не было никакого другого гражданства. И этот вопрос даже не поднимался, хотя все документы были собраны, и на допросы таскали множество людей.

Однако у администрации Кучмы хватило разума оставить эту тему, и вот теперь, через шесть лет темой моего гражданства решила заняться администрация Ющенко.

Давид Жвания. Фото PinchukArtCenter

– Давайте коснемся сути изложенных к вам претензий в обращении генпрокурора. Он утверждает, ссылаясь на ваше личное заявление, что первый раз прибыли в Украину в 1996 году. Но для получения гражданства в 1999 году этого было недостаточно!

– Я первый раз был в Украине в 1991 году. Но я вообще не хочу комментировать ни слова из этого документа, потому что написанное там – полная дурня!

Перед нами юридический документ, и я не буду ничего говорить без адвоката, который занимался этим вопросом.

– Как будут развиваться события, если суд удовлетворит ходатайство Медведько?

– Тогда нужно будет признать, что Жвания – это вообще человек без гражданства. (Смеется)

По поводу моего гражданства история тянулась довольно долго. Президент Шеварднадзе длительное время отказывался подписывать указ о моем выходе из гражданства Грузии. Но моментом отказа считается день подачи заявления о выходе.

По сути, президент Грузии не имеет права отказать тебе в выходе из гражданства, это – его формальная функция. Процедуры в отношении меня затягивались, но потом состоялся мой телефонный разговор с Шеварднадзе, и он подписал указ.

– То есть вы могли напрямую позвонить президенту Шеварднадзе?

– А почему нет? Я что, был голодранцем в Грузии? Мой отец проработал в ЦК партии, он был коллегой Шеварднадзе.

– В каком году вы вышли из грузинского гражданства?

– Я не помню.

– Вам юристы посоветовали говорить "я не помню"? Правда, это ведь лучшая тактика, чтобы не сказать чего–то лишнего?

– Да ни с какими я юристами не советовался! Меня привело в ужас написанное секретариатом президента, потому что не существует легитимного пути лишения гражданства.

Можно лишить гражданства, если доказано, что у тебя есть второе гражданство, и это второе гражданство наносит урон государству. Допустим, если ты – шпион, который вывозит ценную информацию.

– Когда вы последний раз общались с Ющенко, глаза в глаза?

– После 2005 года мы с ним не общаемся. Ни разу…

– И президентского сына Тараса, которого вы крестили, также не поздравляете с днем рождения?

– Нет. Я никогда не напрашиваюсь, хотя если бы меня хоть раз пригласили – я бы поехал.

– Вас вызывали на допрос по делу об отравлении в этом году?

– Сейчас на допросы в деле об отравлении ходит более 350 человек. Раньше нас было человек 20, которых регулярно вызывали. А сейчас на допросы ходит вся страна – и Порошенко, и Тимошенко, и Турчинов, и Костенко…

Абсурд заключается в том, что до сих пор расследуется дело, которое возбудил генпрокурор Васильев на основании интернет–публикации.

– Одна из версий заключается в том, что вас хотят лишить гражданства, чтобы потом вы потеряли депутатский иммунитет, и вас можно было привлечь по делу об отравлении Ющенко?

– Это невозможно! Я люблю эту страну, поэтому я молчу и по вопросам отравления, и по другим вопросам. Если кто–то подлец, то не значит, что все должны становиться подлецами. Я никогда не опущусь до уровня Балоги и не начну говорить вещи, которые нельзя и не нужно говорить.

– Что вы имеете в виду?

– Я имею в виду все.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде