Августейшая потаскуха как символ имперского величия

Вторник, 17 июня 2008, 14:27

Итак, свершилось. Во время торжественностей, посвященных 225-летию Севастополя, в городе, вопреки запрету городского Хозяйственного суда и противодействию со стороны горгосадминистрации, утром 15 июня открыли памятник "учредительницы города" – российской императрице Екатерине ІІ.

Открыли, как говорят, с помпой – выступали председатель горсовета Валерий Саратов, народный депутат Украины Вадим Колесниченко, заместитель председателя Верховной Рады Сергей Цеков, какой-то казачий генерал – депутат Госдумы РФ, собралось немало народу.

Сам памятник стоит в центре города, в сквере напротив Дома офицеров и музея Черноморского флота РФ. На постаменте отчеканены слова из указа императрицы об основании Севастополя.

Можно было бы отреагировать коротко: "цирк продолжается". В прошлом году в Одессе, сейчас – в Севастополе открыты монументы августейшей потаскухе – той самой, о которой Александр Пушкин писал, что голос одураченного ею Вольтера (который считал эту императрицу "великой просветительницей") не спасет имени Екатерини ІІ от проклятия России.

Это понятно: время Екатерины Великой – это время тотального закрепощения крестьянства, когда статус крепостного де-факто уже не отличался от статуса раба.

В тогдашних "курантах", как назывались в России газеты, можно было прочитать многочисленные объявления о продаже крепостных душ, или семьями, или в розницу. Издевательства владельцев со своих крестьян, вплоть до убийств, были нормой – так же, как и взяточничество многочисленных фаворитов "матушки-государыни" и разворовывание казенного имущества.

В конце концов, именно Екатерина ІІ жестоко расправилась с первыми российскими диссидентами Новиковым и Радищевым и именно по ее приказу в 1778 году из Крыма, оккупированного российской армией, в Северное Приазовье были силой депортированы 40 тысяч армян, греков и болгар.

Но современные "пушкинолюбы", которые просто-таки наперегонки кричат о том, что проклятые хохлы не любят "солнце русской поэзии", предпочитают об этом не вспоминать, - поскольку это же Екатерина ІІ завоевала для империи Причерноморье и основала там почти все большие города, итак, ее имя – это символ исторических прав Великой России на эти земли, которые сегодня входят в состав Украины.

Относительно завоевания – эта почти правда (на самом деле не Екатерина, сидя в Петербурге завоевывала эти земли, а солдаты и генералы империи, в том числе и немало украинских казаков во главе со своими полковниками). А относительно учреждения городов и принесения цивилизации – так это откровенное вранье, и нынешняя суета вокруг "матушки-государыни" действительно тянет на плохую клоунаду.

Ну, как могла Екатерина ІІ "основать" Одессу, когда этот город под разными именами (Хачибей-Коцюбеево-Качибей-Хаджибей) существовал с начала XV века, входя в состав разных государств, в конце концов, в 1789 году был взят войском Российской империи (с участием черноморских казаков), в 1793 году перестроен и в 1795 году в который раз уже переименован – на этот раз в Одессу?

Как по мне, это симптом очень тяжелой социально-психологической болезни – когда во всем мире горожане отслеживают и ценят давнюю историю своих городов, которые, конечно, в течение этой истории нередко меняют как названия, так и этнический состав населения, а значительное число одесситов знать не хочет, когда на самом деле основан их город.

В чем причина? В том, что тогда придется отдавать должное "чужеземцам" – родоначальнику династии Гиреев хану Хаджи-Гирею и литовскому магнату Коцубу Якушинскому, а не "иконной русской" Софии Фредерике Ангальт-Цербской?

Или в тяжелом садомазохизме, который в 1933 году побуждал к созданию в Германии организации "Евреи-фронтовики за Адольфа Гитлера", а в 2007 году подтолкнул мэра Одессы Эдуарда Гурвица поставить монумент автору "полосы оседлости" и целого ряда антисемитских актов, скажем, так называемого "двойного налога"?

Еще раз повторюсь – одесская история с памятником достойна психиатрической и психоаналитической экспертизы и похожа на плохой цирковой спектакль.

У севастопольской истории тоже есть привкус цирка. Если его учредительница – Екатерина ІІ, то какого черта сейчас отмечается 225-летие города, ведь ее рескрипт об основании города издан в 1784 году? А если дата основания города – 14 июня 1783 года, то и уважайте его реального основателя (точнее, переоснователя, но об этом дальше) – адмирала Томаса (или же, по русифицированному варианту, Фому Фомича) Маккензи (Мекензи).

Тем более, что этот факт сто лет назад не вызвал возражений. Скажем, в Военной энциклопедии (СПб, 1914) написано: "Мекензи Фома Фомич (Томас) – основатель г. Севастополя…"...

А в заметках участника событий, будущего адмирала Дмитрия Сенявина сказано: " Назначив места под строения, доставив туда надобное количество всякого рода вещей и материалов, адмирал 3-го числа июня месяца адмирал [Маккензи] заложил четыре здания. Первое – часовню во имя Николая чудотворца…

Другое – дом для себя, третье – пристань очень хорошую против дома своего, четвертое – кузницу в адмиралтействе. Здания эти все каменные, приведены к концу весьма скоро и почти невероятно. Часовня освящена 6-го августа, кузница была готова в 3 недели, пристань сделана с небольшим в месяц, а в дом перешел адмирал и дал бал на новоселие 1-го ноября. Вот откуда начало города Севастополя".

Но зачем "патриотам города русской славы" реальная российская история? У них своя история и своя логика – сперва город построили (поскольку же строилось тогда и немало домов для матросов и офицеров), а потом – основали.

Или может, вся соль в том, что Маккензи назвал город Ахтиаром, а Екатерина ІІ – Севастополем? Так через 13 лет его снова переименовали в Ахтиар, и снова в Севастополь – в 1826 году. Но ведь никто не говорит, что в период с 1797 по 1826 год Севастополя не существовало, не так ли?

Даже больше: на самом деле город в 1783 году было не основан, а переоснован. Ведь строить его адмирал Маккензи начал на месте татарского (в то время) поселка Ак-Яр, в нескольких километрах от покинутого древнегреческого города Херсонес.

Ахтиар сооружался так быстро потому, что солдаты и матросы брали камень с домов и крепостных стен Херсонеса, который до того времени неплохо сохранился. Британский путешественник профессор Кларк в книге "Travels in various countries of Europe" (1817 год) писал, что уцелели даже двери в домах города.

Бравые российские воины высаживали в воздух древние сооружения, чтобы был строительный материал. Поэтому сейчас те дома, которые сохранились в городе с периода перед Крымской войной, стоят на херсонесском камне или полностью построены из него. Другими словами, из Херсонеса строили Ахтиар.

А вот относительно херсонеситов, то здесь вообще интересная история. Греков, которые жили в Ак-Яре и других поселках вблизи, как и всех крымских греков, в 1778 году депортировал в Северное Приазовье будущий генералиссимус, тогда еще генерал Суворов. Среди поселков, основанных этими переселенцами, есть и Херсонес.

Это значит, что поселок основан именно херсонеситами, поскольку в Приазовье греки называли новые поселения именами родных мест. Так вот поселения на месте сегодняшнего Севастополя существовали беспрерывно с V столетия до нашей эры, разве что после депортации херсонеситов в Ак-Яре остались только татары и те греки, которые приняли ислам, не желая покидать родные места (таких людей тогда в Крыму было немало...).

Интересно, что Российская православная Церковь прямо подчеркивает: Севастополь - прямой наследник Херсонеса. И говорит о "тысячи лет" города, где крестился равноапостольный князь Владимир (сам видел соответствующий билборд в Севастополе). Так вот действительно цирк...

Но хорошо было бы, если бы цирком все и ограничилось. На самом деле имеем нечто куда более опасное и знаковое, а именно – банальное рейдерство (это по меньшей мере) или попытку антигосударственного мятежа (это по-максимуму). Ведь местная власть при поддержке активных деятелей Партии регионов демонстративно отказалась выполнять законы Украинского государства, несмотря на решение суда.

Даже больше: по информации из компетентных источников, господин Саратов обратился к прямому обману вице-премьера Ивана Васюныка, присутствовавшего на торжественностях по случаю химеричного 225-летия города, пообещав, что памятник Екатерине они открывать не будут – и немедленно открыл его сразу после отъезда Васюныка.

А в придачу имеем прямое привлечение к конфликту вокруг памятника политических сил из иностранных государств и незаконных парамилитаристских формирований (ведь есть информация, что среди казаков, которые охраняли и охраняют памятник, есть граждане РФ).

Понятное дело, что никто – ни президент, ни премьер, ни местная государственная администрация – не отважатся действовать, как положено: разогнать "казаков", демонтировать монумент, в конце концов, заблокировать деятельность городского совета (хотя бы на том основании, что десятки тысяч избирателей Севастополя – это люди, которые вопреки Конституции имеют сразу два паспорта, украинский и российский).

Но наши "вожди" и властные учреждения заняты не защитой национальных интересов, а бесконечной борьбой друг с другом, аж пыль стоит. Даже больше: думаю, никто из руководителей страны и не поймет того, что события в Севастополе наглядно засвидетельствовали: вертикаль государственной власти (как исполнительной, так и судебной) в Украине – не в последнюю очередь вследствие ее радостного разрушения всеми этими руководителями лицами – уже отсутствует, она не действует, итак...

Итак, следует ожидать куда более опасных действий определенных сил "на местах", особенно в Крыму и Севастополе, чем открытие памятника "сучьей курве". Тем более, что вице-премьер РФ Сергей Иванов во время торжественностей в Севастополе прямо заявил, что это "наш город", что "с момента основания, его судьба неразрывно связана с Российской империей, Советским Союзом, всеми жителями, которые населяли огромную страну", что "92% жителей Севастополя – наши соотечественники".

Откровенно, не так ли? Поэтому – как говорят, "продолжение следует", особенно при нынешней ситуации в верхах украинской власти.

Но, несмотря на все, что-то все-таки заставляет смеяться, подчеркивая беспредельность идиотизма инициаторов всего этого рейваха, – это то, что памятник Екатерине ІІ в Севастополе установлен на улице Ленина...

Сергей Грабовский, кандидат философских наук, член Ассоциации украинских писателей

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде