Война всех против всех

Четверг, 19 июня 2008, 11:05

Чем хорош нынешний украинский премьер? Тем, что умеет порадовать нас метким словцом. Иногда даже более метким, чем представляется самой Юлии Владимировне.

Вот и не так давно Леди Ю заявила: "Я могу вам сказать, что, сомкнув клюв, знаете, как на картине Пикассо, я буду в клюве держать эту оливковую ветвь мира, несмотря ни на какие шторма".

Образ гораздо более красноречивый, чем кажется на первый взгляд. Член Французской компартии Пабло Пикассо создал знаменитую голубку в 1949 году, в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира.

Сие "миротворческое" движение полностью контролировалось Москвой и служило банальным пропагандистским прикрытием для агрессивной политики Сталина. Западные карикатуристы в те годы охотно изображали советские танки и бомбардировщики, замаскированные под невинных голубок Пикассо.

Словом, эпитет, использованный госпожой Тимошенко, как нельзя лучше характеризует суть и функции "миротворчества" в украинской политике. Настоящим сторонникам мира тут не место. Впрочем, это относится и ко всей стране.

Уже который год в Украине продолжается Bellum omnium contra omnes – война всех против всех. На отечественных просторах безраздельно царствует бог Марс. Наша страна оказалась втянута сразу в три войны: нескончаемые бои в украинском политикуме, культурное противостояние Востока и Запада, конфронтация с Россией.

Все три военные кампании тесно взаимосвязаны. С одной стороны, борьба политических элит и конфликт с РФ служат катализаторами культурной войны в Украине. С другой – наши политики активно используют противостояния Киев-Москва и Восток-Запад в борьбе друг с другом. И, разумеется, перманентные внутренние распри ослабляют Украину перед натиском северного соседа.

Но, похоже, мало кого из отечественных политиков это волнует.

Для наших партийных вождей война стала образом жизни. Когда украинские политики не знают, что делать дальше, они начинают говорить о досрочных выборах. Ведь любые выборы – это своего рода сражение; они позволяют окунуться в родную стихию.

Там все знакомо и понятно: есть партийная диспозиция, есть пропагандистское вооружение, есть электоральные высоты, которые нужно отбить у неприятеля. Можно даже Сталинград вспомнить между делом…

Каждый отечественный политик мнит себя великим стратегом и мечтает о блицкриге, о молниеносном разгроме конкурентов. Однако нынешняя борьба в украинских верхах скорее напоминает позиционные бои Первой мировой, когда противники продвигались вглубь вражеской обороны на километр-другой, теряя сотни тысяч солдат.

В наших условиях роль служивых, безжалостно бросаемых на пулеметы, играют стратегические интересы государства Украина. Евро-2012 вот-вот скончается, ПДЧ смертельно ранен, украинская экономика превращается в калеку.

При этом ни одному из воинственных партийных боссов не удалось добиться безоговорочного успеха. Несоразмерность огромных потерь и эфемерных выигрышей – вот что поражает больше всего в политической войне по-украински.

К сожалению, украинские граждане не могут утихомирить своих вождей, усердно разрушающих страну. Общество само охвачено культурной войной, занято ожесточенными битвами за историю и язык.

Безусловно, все понимают, что конфронтация Востока и Запада не сулит Украине ничего хорошего, но такова уж человеческая натура. Теснить ненавистного врага – это же так азартно! Навязывать свои ценности, преодолевая сопротивление зловредного супостата – это же так здорово!

И когда политически активные граждане толкуют о "консолидации Украины", под консолидацией обычно подразумевается безоговорочная капитуляция другой половины страны. А капитулировать без боя никто не намерен, и наше общество лихорадит сильнее прежнего.

Сказать, что отечественному политикуму выгодна такая ситуация – значит не сказать ничего. Ловкость, с которой "оранжевые" и "бело-голубые" используют культурное противостояние в обществе, можно смело заносить в классические учебники макиавеллизма.

Ярким примером может служить недавнее обострение языковой войны. Когда Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания атаковал отечественные каналы, национал-патриотическая общественность ликовала – ура, мы побеждаем!

На самом деле победу одержала Банковая, которой и подконтролен пресловутый Нацсовет. Невыполнимые языковые нормативы помогли сделать телевещателей сговорчивыми.

В условиях, когда любой телеканал можно привлечь к ответственности за потворство русификаторам, топ-менеджеры охотно идут навстречу пожеланиям президентского секретариата, корректируя новости и отменяя популярные ток-шоу накануне киевских выборов. Схема сработала.

Грубое административное давление на СМИ, обернувшееся возрождением цензуры, было поддержано политически активной частью украинского общества. Теми, кто потенциально мог противостоять планам Банковой, но оказался ослеплен лозунгом борьбы с "русификацией телеэфира".

В этом и состоит вся прелесть войны: более эффективного преобразователя общественной пассионарности в личные выгоды не существует.

Война (любая – религиозная, национально-освободительная, культурная и т.п.) позволяет циничному политику прикрыть собственные интересы не простой словесной шелухой, но чем-то Святым.

Прагматичный герой романа Маргарет Митчелл резонно заметил: "Войны всегда священны для тех, кому приходится их вести. Если бы те, кто разжигает войны, не объявляли их священными, какой бы дурак пошел воевать? Но какие бы лозунги ни выкрикивали ораторы, сгоняя дураков на бойню, какие бы благородные ни ставили перед ними цели, причина войн всегда одна. Деньги. Все войны, в сущности, - драка из-за денег. Только мало кто это понимает. Все слишком оглушены фанфарами, барабанами и речами отсиживающихся в тылу трибунов. Иной раз их воинственный клич звучит так: "Спасем гроб нашего Христа от язычников!" Или так: "Долой папистов!" А в другом случае иначе: "Свобода!" Или: "Хлопок, Рабовладение или Права Юга!"

Что ж, "Информационная безопасность", "Национальное возрождение", на худой конец "НАТО – нет!" – все эти сакральные мантры отечественного производства не менее эффективны, чем лозунги, приведенные циничным литературным персонажем.

Гражданское противостояние в Украине подтвердило еще один жестокий закон войны – на поверхность неизменно всплывают люди сомнительных моральных качеств. Нечистоплотные интенданты, тыловые трибуны, карьеристы, готовые положить тысячи жизней ради очередной звездочки на погонах…

Общество, охваченное военной истерией, благоволит им. Циничный негодяй в генеральском мундире выглядит героем; напротив, гуманисты и пацифисты вроде Бертрана Рассела или Генриха Манна представляются жалкими предателями, способными вызвать лишь презрение и ненависть.

То же самое мы наблюдаем и в сегодняшней Украине. Бывший марксист-ленинист, оперативно переквалифицировавшийся в убежденного националиста и несущий в массы свет "исторической правды".

Тупой чиновник, не способный создать ничего, кроме абсурдных предписаний и запретов. Предприимчивый издатель или кинопрокатчик, желающий избавиться от конкурентов. Ушлый борзописец, намеренно разжигающий пламя гражданского конфликта…

В условиях культурной войны по-украински все эти одиозные типажи процветают. Их услуги востребованы, их работу одобряет значительная часть общества – включая честных, искренних людей.

Для кого-то война – выгодное коммерческое предприятие. Для кого-то – удобная площадка для карьерного роста. А для кого-то – единственное спасение.

Киевские выборы и результаты последних соцопросов свидетельствуют: ключевые политические игроки в Украине тотально дискредитированы. Мобилизовывать электорат становится все труднее и труднее. Рейтинги ВАЮ, ЮВТ и ВФЯ неуклонно ползут вниз. Все больше украинцев готовы процитировать бессмертные слова Николая Яновича: "Да пошли вы!" Однако уходить с политической арены наши амбициозные лидеры не намерены.

Что же делать обанкротившимся вождям? Выход один – позиционировать себя как меньшее зло, которое необходимо поддержать, чтобы воспрепятствовать еще большему злу.

Но в мирной жизни гражданин не склонен выяснять, какое из двух зол хуже. Он сравнивает конструктивные программы, управленческие таланты – все то, чем украинские политики похвастаться не могут.

Меньшее из нескольких зол выбирают в экстремальных условиях, на войне. Это во время войны убежденные демократы вынуждены, скрепя сердце, поддерживать Сталина – только потому, что он борется с Гитлером, который еще безумнее и опаснее.

Таким образом, у наших политиков нет иного выхода, кроме как усердно нагнетать военную истерию в обществе. И надеяться, что рядовые граждане примут предлагаемый им образ мышления: "Конечно, политик Икс такой же бездарный, самовлюбленный и коррумпированный, как и все остальные. Но все-таки он – меньшее зло: борется за национальную идентичность, признает Голодомор геноцидом. А если к власти придут малороссы и космополиты, это будет катастрофа!"

Можно и по-другому: "Да, политик Игрек такой же бездарь и мошенник, как и все остальные, но, по крайней мере, он против агрессивного блока НАТО…"

У сукиного сына есть только один способ заручиться народной поддержкой – доказать нам, что он наш сукин сын. Как же тут обойтись без войны?

Михаил Дубинянский

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде