Шкура нераспущенной коалиции

Понедельник, 23 июня 2008, 14:44

Существует ли коалиция?

В действительности, прав Иван Васюнык, сделавший парадоксальный вывод о том, что численность коалиции не зависит от количества входящих в нее депутатов. Юридически коалицию составляют фракции, поэтому заявление депутата о выходе из коалиции без выхода из фракции имеет только политический, но никак не юридический смысл.

Проблема заключается в том, что Юлия Тимошенко с филигранной точностью наступила на грабли, оставленные ею в этом же месте в прошлом году.

Да, "выход" депутата из коалиции не имеет юридического смысла, но, в таком случае, юридически ничтожным является и "вступление" в коалицию отдельного депутата. А именно такой переход из оппозиции в большинство в 2007 году стал для ЮВТ формальным основанием для объявления войны парламенту, которая окончилась его роспуском.

Сейчас ЮВТ апеллирует к тем же самым нормам, к которым обращались Мороз и Лавринович в прошлом году. Впрочем, применение двойных стандартов – обычное дело для политиков.

Конечное обоснование роспуска ВР было иным. Однако факт состоит в том, что в прошлом году Ющенко и Тимошенко создали прецедент незаконного роспуска Рады на основании чисто политических, а не юридических, оснований.

Поэтому, юридически коалиция существует, но президент, тем не менее, имеет право распустить Верховную Раду по причине отсутствия в ней коалиции! Это, конечно, не закон, но – политическая традиция. Воспользуется ли ею президент – отдельный вопрос.

Почему президент против коалиции

Президенту хочется воспользоваться представившейся возможностью. Именно поэтому БЮТ и блокирует трибуну – действительно, никакого другого способа спасти неработоспособную коалицию и правительство Тимошенко до осени изобрести невозможно.

ЮВТ же хочет удержаться, поскольку считает, что осенью будет хорошо, и граждане это запомнят. Зимой же, после ожидаемого двухкратного повышения цен на газ и начала работы большинства ВТОшных тарифов, напротив, будет плохо. И люди это тоже запомнят.

Президент считает, что если ЮВТ удержится, то у нее появятся дополнительные бонусы для участия в президентских выборах. Он же, по всем социологическим данным во второй тур выборов не выходит.

Кроме того, Ющенко не разделяет подходов ЮВТ к решению социально-экономических проблем.

Заметим, что стратегически у них различий нет. До первого премьерства ЮВТ главным популистом и врагом крупного украинского капитала был именно Виктор Андреевич. Однако он придерживается несколько иных взглядов на текущий баланс социального популизма и экономического либерализма. И главное - ему не удается навязать свое представление Юлии Владимировне.

Именно ревностью и опасениями за свое политическое будущее, а также несогласием с социально-экономической политикой правительства объясняются неудобопонимаемые сигналы Банковой - в виде сознательного уничтожения НУНС на киевских выборах, не взирая на удар по имиджу почетного председателя НСНУ; создание некоего подобия НДП и "Злагоды" в виде "Единого центра"; преследование по невразумительным поводам недавних соратников по Майдану, что в ответ приводит к грандиозному скандалу вокруг болезни президента, и т.п.

Нужно ли все это президенту?

Уже само по себе перечисление негативных последствий тактических шагов Банковой позволяет понять – вреда от избранной президентом позиции сколько угодно. А вот есть ли польза?

Увы, если президенту и удастся переформатировать коалицию, на что пока голосов все равно не хватает, он получит только кучу дополнительных проблем. Причем – стратегического характера.

Во-первых, у него возникнут проблемы с западными партнерами. После визита Схеффера в Киев осталось впечатление, что его был посвящен передаче украинскому руководству двух сигналов:

1) С предоставлением ПДЧ наблюдаются проблемы, и желательно, чтобы Украина не раздражала Брюссель своей настойчивостью. Во всяком случае, намеки на то, что НАТО не готово предоставить финансовую помощь Украине, трудно расценить иначе.

2) Проблемы еще более усугубятся в случае формирования широкой коалиции. Не то, чтобы в НАТО так уж боялись Януковича, но им трудно понять специфику украинской политической жизни.

В частности, почему Ющенко, который в 2004 году ничего про членство в НАТО не говорил, вдруг сделал обретение этого членства стержнем своей внешней политики, а Янукович, который на словах против НАТО, заслужил благодарность со стороны главного евроатлантиста Анатолия Гриценко?

На Западе как-то привыкли к тому, что политики должны отвечать за свои слова. За слова Тимошенко отвечает примерный евроатлантист Немыря, так что лучше блокироваться с ней, чем с Януковичем.

Во-вторых, поменяв правительство, президент отнюдь не решает задачи обеспечения своего избрания на второй срок.

С одной стороны, Тимошенко никуда не денется - в оппозиции она выглядит значительно более убедительно, чем в премьерском кресле, а значит, у нее появятся шансы восстановить свой рейтинг.

С другой стороны, с регионами будет договориться непросто.

Как минимум, придется иметь в виду следующие факторы:

1) Группа Ахметова-Колесникова имеет в АО "Партия регионов" только блокирующий пакет акций. Как сказал кто-то из коллег, деньги там есть у всех, а рейтинг – только у Януковича.

2) Янукович вряд ли он удовлетворится местом Яценюка. Он захочет стать премьером, что не нужно ни Ющенко, ни Балоге.

3) Избиратели Партии регионов настроены намного радикальнее, чем сама партия, хотя, пожалуй, не столь радикальны и уж точно не столь воинственны, как Табачник.

Поэтому, даже если Ющенко удастся договориться с ПР о поддержке его кандидатуры, это совершенно не означает, что он получит голоса Юго-Востока.

Избиратели захотят видеть от него позитивные сигналы в гуманитарной и внешнеполитической сфере, которых "думающий по-украински" президент не сможет им дать по определению.

Что решат внеочередные выборы

В нынешней ВР не хватает верных Ющенко и Балоге голосов депутатов для формирования "широкой" коалиции. "Регионы" видят выход в проведении досрочных выборов. Однако совсем не факт, что эти выборы позволят такую коалицию сформировать.

Да, рейтинг БЮТ несколько снизился, но НУНС уничтожен киевскими выборами и вряд ли сможет выйти на выборы в целостном состоянии.

"Пятерка" образца 2007 года распалась – Гриценко и Луценко сейчас оппонируют Ющенко; Кириленко вообще пропал; Яценюк играет собственную игру и пока в ней не преуспел; Катеринчук играет на стороне Банковой, но в Киеве он себя убил.

ЕЦ находится в стадии формирования и, главное, идеологически он конкурент блока Литвина, а не БЮТ.

Рейтинг ПР не растет. Более того, третья, а учитывая общенациональный интерес к киевским выборам – то и четвертая, избирательная кампания за три года ознаменуется рекордно низкой явкой прежде всего избирателей регионалов.

В этой ситуации БЮТ может не только не потерять, но даже и увеличить свое представительство в ВР. Возможности же для формирования коалиции на условиях президента сократятся.

Как договариваться с Юлей

В этих условиях Ющенко для решения своих задач надо уйти от эмоциональных реакций, прекратить давить на Тимошенко и попытаться с ней договориться.

Сделать это, конечно, нелегко.

Во-первых, она знает чего хочет, поэтому торгуется до последнего.

Во-вторых, она, как каждый политик, стремится договориться так, чтобы иметь возможность нарушить дух соглашения, не нарушая его букву.

В-третьих, она выполняет только то, о чем она договорилась, оставляя за собой возможность действовать по своему разумению в неохваченным договором сферах.

Если президент перестанет подходить к ней со своей меркой, учтет ее интересы и попытается понять свои подлинные интересы, то сохранение, вернее – восстановление, коалиции представляется вполне возможным.

Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде