Батурин нужно возродить

Понедельник, 21 июля 2008, 12:51

Недавно Виктор Ющенко осуществил рабочую поездку в Черниговскую область, где ознакомился с ходом реставрационных работ в Государственном историко-культурном заповеднике "Гетманская столица" в Батурине.

Глава государства поинтересовался, в каком состоянии находится Дворец Кирилла Розумовского, Цитадель Батуринской крепости, церковь Воскресения Господнего и фортификационные сооружения, то есть места, где ведутся реставрационные работы.

Иными словами, состоялось будничное событие, которое не должно было бы возмутить общественность.

Однако в СМИ, появились публикации и репортажи, главная идея которых поставить под сомнение саму целесообразность возрождения Батурина, как памятки материальной и духовной культуры украинского народа.

При этом, как правило, приводится один аргумент: время берет свое, а значит невозможно реконструировать Батурин в аутентичном виде.

Несмотря на то, какую цель ставил себе президент, подписывая в ноябре 2007 года указ о развитии Национального историко-культурного заповедника "Гетманская столица" и поселка Батурин, а именно возвратить историческую память, построить еще одну президентскую резиденцию или соорудить новый архитектурный шедевр, – возрождение историко-культурного заповедника важно, прежде всего, с политических соображений.

Более того, общественно-политическое значение Батурина сегодня актуализировалось в связи с обострением украинско-русских взаимоотношений и будет иметь большое значение в перспективе.

Прежде всего, история возникновения, гибели и возрождения Батурина ценна тем, что имеет прямое отношение к настоящему, поскольку тесно связана с отмечанием 300-летия Полтавской битвы.

Не секрет, что официальный Кремль намеревается превратить этот юбилей в очередную информационную и политическую атаку на Украину, путем возвеличивания "триумфа" русского оружия, с одной стороны, и замалчиванием кровавой резни в Батурине, с другой.

Но с точки зрения Украины и ее интересов, а также во имя исторической правды, надо заманифестировать, что Батурин и Полтава соединены одной цепью и символизируют трагедию украинского народа, который в определенный исторический период не смог противостоять московскому абсолютизму.

Фото Raffinad group
Фото Raffinad group

Как никогда актуальны некоторые уроки Батурина. Скажем, одной из главных причин неудачи национально-освободительной борьбы под руководством гетмана Ивана Мазепы стало то, что ему так и не удалось "вырвать" широкую украинскую массу из западни московской мировоззренческо-идеологической концепции, которую тогда репрезентировала московская православная церковь.

Потеря Киевской метрополией своего автономного статуса привела к идеологической и мировоззренческой дезориентации украинцев, которые под флагом православной веры оказались в московском ярме.

Не случайно митрополит Киевский Сильвестр Косив длительное время опирался попыткам бояр принудить его присягнуть на верность Москве.

Он хорошо понимал, что подчинение Киевской метрополии Московскому патриархату неизбежно приведет к национальному и социальному порабощению, что, в конце концов, и произошло после разгрома Батурина и поражения под Полтавой.

Сегодня, когда значительная часть населения Украины находится под влиянием русской пропаганды, культурных и духовных ценностей соседнего государства, этот урок Батурина является чрезвычайно важным.

Следует также отметить, что катастрофа в Батурине стала возможной из-за невыполнения тогдашней властной элитой своих государственных функций.

Находясь в довольно комфортных условиях Гетманщины, верховная старшина Батурина не прилагала достаточных усилий, чтобы разъяснить населению, изнемогавшему от произвола расквартированных московских полков, что созерцание и потакание оккупанту не является выходом из ужасной ситуации.

Фото Raffinad group
Фото Raffinad group

Вместо этого нужно было прямо и откровенно сказать людям, что только объединение усилий вокруг идеи национального освобождения является адекватным ответом вызовам Москвы.

По этому поводу уместно процитировать известного и авторитетного исследователя трагедии Батурина Сергея Павленко:

"Московская империя пряником, заигрыванием-подкупом старшины, покорением украинской церкви, силой и оперативными карательными действиями за 55 лет превратила украинцев в послушных янычар.

К осознанию своего унизительного положения в условиях феодального общества могли подняться только отдельные личности".

Тяжело что-то прибавить к словам, которые не только отображают эпоху Ивана Мазепы, но и касаются нынешних реалий, в частности пророссийской деятельности отдельных политических сил в парламенте и вне его рамок, которые, при наименьшем конфликте с Россией, становятся на сторону чужого государства.

Наконец – возможно, самый поучительный урок. Альянс Мазепы со шведским королем Карлом ХІІ и общий поход против Москвы провалился в значительной мере из-за несогласования и не спланированности действий.

Историки утверждают, что действия Мазепы часто напоминали импровизацию и были лишь реакцией на решительное наступление московских оккупантов под руководством царя Петра.

Вместе с тем шведы продвигались вглубь территории Украины медленно и без особого энтузиазма.

В результате шведские полки не успели подойти к Батурину, который изнемогал в осаде. Падение же Батурина обусловило поражение под Полтавой, а значит фактический проигрыш в войне Швеции и Украины.

Данная ситуация с особой болью экстраполируется на события украинской революции 1917–1922 годов. Тогда также недооценка фактора времени и невозможность использовать международную ситуацию в собственных национальных интересах в значительной мере привели к краху Украинской Народной Республики.

Значит как можно более быстрое и успешное завершение реставрационных работ в "Гетманской столице" в Батурине будет оказывать содействие, прежде всего, усвоению важных государственнических уроков, а уже потом можно будет размышлять о художественной или эстетичной ценности какой-то крепости или другого сооружения.

Кстати, возрождение Батурина – это не только усвоение обществом горьких исторических истин.

В свое время известная украинская поэтесса Елена Телига так написала о гетмане Ивана Мазепе и его времени:

"Это тот, кто уже тогда понимал, что такое государство и что такое нация. Понимал, что государства стоят не на династии, а на внутреннем единстве и силе народа. И это тот, кто силу нации видел не только в вооружении воинском, но и в духовном.

Как символ соревнований, Мазепа – это тот несокрушимый дух, который с железной консеквенцией вел свой народ из безнадежной руины к той независимости, которая и до сих пор для нас всехявляется самой высокой целью…"...

Чтобы и этот урок был усвоен, также необходимо возродить Батурин.

Богдан Червак, для УП

powered by lun.ua
Главное на Украинской правде