Степан Бандера как зеркало украинской власти и оппозиции

Четверг, 25 марта 2010, 09:12

Степан Бандера как зеркало украинской власти и оппозиции

Александр Ткачук, для УП

За прошедшие десять лет не помню ни одного значительного международного события, о котором бы у Польши и России не было противоположного мнения. Если в России гремит "слава", то в Польше обязательно отзывается "позор", или все со знаком наоборот.

Что и говорить, у них разная цивилизационная ориентация.

И вдруг случилось чудо: официальные представители обеих стран в унисон заговорили в отрицательном тоне – об одном и том же явлении, точнее, персоне.

Заметьте, отрицательная оценка прозвучала не о каких-то антипольских или антироссийских действиях третьей стороны.

Она касается лишь отдельно взятого человека – давно умершего и похороненного далеко как от России и Польши, так, собственно, и от Украины. Имя этого человека – Степан Бандера.

Формальная аргументация официальных представителей названых стран насчет присвоения звания "Герой Украины" руководителю украинского национально-освободительного движения 30-50-х годов 20-го столетия, мягко говоря, неубедительна.

Поэтому сразу возникает вопрос: что на самом деле кроется за таким трогательным единодушием? Каков настоящий мотив синхронного поведения двух наших самых больших соседей?

Одно является бесспорным: названная персона в сознании государственных элит наших соседей воспринимается как некий знак, символ, который отображает угрожающую тенденцию для их национальных интересов.

И они стараются  её локализировать.

Внешнеполитический аспект: позиция украинской  власти

Характерной чертой внешней политики украинского государства на протяжении всего периода его новейшего существования были попытки выйти из-под влияния России. Поэтому политика "многовекторности" Кучмы и политика "евроатлантических лозунгов" Ющенко на самом деле отображали лишь разные формы одной и той же стратегии.

Сегодня можно констатировать, что и первая и вторая фактически потерпели неудачу.

Конечно, и Польша, и Россия имеют насчет этих намерений разные интересы. Польша заинтересована, чтобы Украина максимально вышла из-под влияния Москвы, а Россия, как минимум, хотела бы сохранить свой статус-кво.

При этом надо иметь в виду, что обе страны придают этим отношениям высший уровень значимости. Это их "жизненные интересы".

Этот первый взгляд на характер национальных интересов Польши и России относительно Украины, безусловно, правильный, однако слишком общий, а поэтому схематичный.

К сожалению, большинство украинских политологов и журналистов далее этого вывода не идут. А более глубокий уровень аналитики сразу покажет, что кроме расхождений есть у них и общее. Россия и Польша не заинтересованы в становлении украинского государства как самодостаточного геополитического игрока.

Наши политологи, традиционно мыслящие в пределах инструментария "политики возможного", такое развитие ситуации тоже стыдливо отбрасывают.

В отличии, скажем, от российских и польских политических прагматиков. Они связывают внешнюю политику Украины с её внутренним положением, понимая, что форма – это только отображение внутреннего содержания.

Поэтому они стремятся, конечно, с разной степенью интенсивности, влиять на внутриполитическое состояние Украины в выгодном для себя направлении. Они, если говорить прямо, мешают эволюции украинских политических партий в сторону государственного мышления.

Польшу и Россию полностью удовлетворяет сегодняшний тип украинского политика, производного от господствующего класса – "компрадорской буржуазии". Этот термин происходит от испанского слова comprador – покупатель, то есть посредник между колонизаторами и автохтонным населением.

Наша "компрадорская буржуазия" выросла из штанишек советской номенклатуры, и ей психологически комфортно играть подобную роль.

В глобализированном мире ей отведена историческая роль посредника между интересами транснациональных компаний и своим народом.

Имя Степана Бандеры символ совсем другого типа политика – основой которого является фанатичное служение национальным интересам.

Конечно, сегодня подобной организованной силы в Украине нет. Но кто бы в 1981 году сказал, что через десять лет Украина провозгласит свою независимость? Или в 2000 году, что через четыре года её встряхнет мощный взрыв, который получит название "Оранжевая революция"?

Никто.

Понятно, что украинский патриотизм в сознании польских и российских геополитиков равнозначен завершению становления полноценной политической системы в Украине. А это, в свою очередь, будет содействовать возникновению сильного украинского государства. То есть превращению Украины из рынков сбыта и ресурсов – во влиятельного политического игрока Центральной Европы.

И такое развитие ситуации им кажется угрожающим для собственных национальных интересов.

Поэтому настоящим содержанием их требований является попытка элиминировать, устранить ориентиры государственнического движения в Украине, выстроить систему международных, в том числе и правовых, препятствий для усложнения развития нашей политической системы, а не банальная историческая месть конкретному человеку.

Подытоживая, можно сказать, что в действиях России и Польши в этом вопросе доминируют геополитические, а не идеологические мотивы.

Украинская оппозиция: выход за пределы непоследовательности  и спекуляции

Качество политической системы Украины зависит не только от характера поведения её властей, но и от оппозиции. Это две неразрывные составляющие одного процесса.

Поэтому мы должны внимательно присматриваться к поведению как одной, так и другой стороны. Понимая, что отношение к таким проблемам, как присвоение/отмена звания "Герой Украины" Степану Бандере, является лакмусовой бумажкой их сущности.

Сегодня в кругу оппозиции можно выделить три центра влияния.

Первый, самый сильный, с разветвлённой партийной системой, большой парламентской группой, серьёзной поддержкой бизнеса, без сомнения представляет блок Юлии Тимошенко.

Второй – это раздробленная группа партий, когда-то входивших в блок "Наша Украина".

И третий центр влияния – непарламентская оппозиция патриотического направления. В неё входят организации, которые себя позиционируют через провозглашение радикальных лозунгов: "Свобода", УНСО и другие.

Официальное отношение БЮТа к личности Степана Бандеры выходит далеко за пределы политической дискуссии "оппозиция – партия власти". Оно способно положительно повлиять на углубление эволюции взглядов всего общества в сторону возрождения исторической памяти украинского народа.

Тут личная позиция Юлии Владимировны имеет решающее значение.

До сих пор Тимошенко старательно уклонялась от ответов на подобные вопросы. Одни объясняли это политической конъюнктурой – опасениями потерять часть сторонников в Восточной Украине, другие – тайными договорённостями с кремлёвской верхушкой. Некоторые даже намекали, что её посадили на крючок компромата, и она не может с него сорваться.

Но под конец второго тура президентских выборов Тимошенко отважилась сделать полшага вперёд.

На вопрос корреспондента о её отношении к присвоению звания "Герой Украины" Степану Бандере, она сказала, что "все герои, которые действительно защищали в исторических процессах независимость, должны быть героями".

Теперь осталось набраться смелости и преодолеть оставшиеся, простреливаемые со всех сторон, полшага, выговорив: "Бандера – герой всей Украины!"

Если же с её стороны и далее будет продолжаться молчание – мы, украинцы, тоже должны игнорировать её политические инициативы.

Оценка отношения некоторых радикальных групп к Степану Бандере проясняет совсем иные подтексты проблемы.

Недавно, на презентации художественной выставки "Літорость порубаного саду" известная киевская художница Людмила Семыкина заявила, что понятие "националист" лучше всего раскрывается через категорию "ответственности". Личной – безусловно.

Попробуем применить этот принцип к оценке высказываний некоторых политических деятелей, называвших или называющих себя националистами.

Так, в начале 90-х годов Олег Витович, тогда один из лидеров УНА-УНСО, на митинге в Ровно провозглашал, что "нужно утопить жидов в москальской крови".

Конечно, советская пресса радостно подхватила эти, с позволения сказать, "откровения".

Позже, после раскола в УНСО, Витович перешёл на работу в СДПУ(о) – партию Виктора Медведчука. Всё тайное когда-нибудь становится явным.

Несколько штрихов к истории ВО "Свобода". Она начинается с создания во Львове так называемой "Варты Руха" - структуры, которая, чуть позже, первой начала дискредитационную кампанию против Народного Руха.

Позже остатки "Варты" переформатировали во Всеукраинский Рух, а еще позже в Социал-Национальную партию Украины. В 2004 году СНПУ переименовывается в "Свободу".

7 июля 2004 года на горе Яворина Олег Тягнибок, лидер "Свободы", в разгар президентской избирательной кампании, начал болтать про "московско-жидовскую мафию".

Это – в критическое для Украины время, когда голос каждого избирателя был на вес золота. Для чего это было сделано?

Или последний инцидент, ещё с одним лидером "Свободы" – Ириной Фарион в детском садике. Хочу обратить внимание излишне доверчивых: это не поступок экзальтированной дамочки, которая не знает, что делает, а хорошо продуманная провокационная операция. Об этом свидетельствует, в том числе, присутствие большого количества телекамер на рядовом мероприятии у провинциального политика. Очевидно, заранее ждали, когда она в детском садике начнёт "лепить" из украинского националиста "маниакального дебила".

Разница между настоящими украинскими националистами и такими "фарионами" – как между УПА и замаскированными под УПА отрядами НКВД. Вывеска та же, а нутро совсем другое.

Украинское общество должно научиться различать проблему возвращения имени Степана Бандеры в украинскую историческую память – от попыток спекулировать на нём. Это два противоположных друг другу процесса.

Ключом к правильному анализу ситуации является безусловный факт, что без объединения вокруг украинской идеи большинства населения страны, счастливого будущего у нас не будет.

Поэтому поступки отдельных политиков, ведущие к углублению раскола государства, выгодны кому угодно, только не украинцам.

Исторические документы против антиукраинских мифов

Один из самых распространённых советских мифов обвиняет Степана Бандеру и ОУН в погромах евреев и поляков. Некоторые отечественные политические силы в унисон с заграничными недоброжелателями Украины постоянно трубят об этом на всевозможных форумах.

Временное и тематическое однообразие провокаций заставляет предположить их скоординированность.

А сейчас – об исторической правде.

6 февраля 2008 года в службе безопасности Украины состоялись исторические слушания на тему "Обвинения против "Нахтигаля" - историческая правда или политические технологии".

На них были опубликованы материалы, опровергающие советские фальсификаты.

В частности, сотрудники органов госбезопасности сообщили, что в государственном архиве СБУ хранится документ под названием "К книге фактов". Это внутренний циркуляр ОУН, в котором низовым подразделениям разъясняется позиция руководящих органов, рекомендации, описание важнейших событий и тому подобное.

Он стоит того, чтобы его процитировать без изменений, с минимальной погрешностью на перевод, ибо только правда способна прояснить затуманенное сознание:

"4-7 июля 1941 года представители прибывших во Львов в большом количестве отделов гестапо обратились разными путями к украинским кругам, чтобы украинцы устроили трехдневный погром жидов…" "Вместо устройства манифестированных похорон политзаключённых, замученных большевиками", – говорили они, - "лучше совершить большую мстительную акцию на жидах. Немецкие ни полицейские, ни военные власти не будут этому препятствовать…"

"Руководящие деятели ОУН, узнав об этом, довели до сведения членов, что это немецкая провокация, чтобы скомпрометировать украинцев погромами, чтобы дать прецедент немецкой полиции к вмешательству и наведению порядка. И самое главное – чтобы оттянуть внимание и энергию украинской общественности от политических проблем борьбы за государственную самостоятельность, на скользкую дорогу анархии, преступлений и грабежа.

Уже 2-й Большой съезд ОУН высказался решительно против каких бы то ни было жидовских погромов.  Такие тенденции осуждались, как попытки оккупантов отвлекать внимание народных масс от коренных проблем освободительной борьбы.

Теперь, в первые дни немецкой оккупации, реализованы эти постановления на практике, запрещая участие в погромах жидов и противодействуя немецким провокациям.

Только благодаря решительной позиции кадров ОУН – не дошло с первых дней отступления большевиков до массового вырезания жидов во Львове и других украинских городах, несмотря на огромную волну возмущения, вызванную жестоким уничтожением большевиками 80 тысяч украинских политических заключённых, и, несмотря на многочисленные провокации немецкого гестапо, стремящегося принудить украинцев к вырезанию жидов".

Хочу обратить внимание, что этот документ издан не после войны, а во время пика военных успехов Германии.

Чей герой Степан Бандера?

Ещё один вопрос: Степан Бандера – герой для всей Украины, или только для  Западной?

Автор этих строк сам родом из центральной Украины, и у него не было родственников, которые имели бы хоть какое-то отношение к ОУН-УПА, или какому-нибудь другому движению сопротивления. Воспитывался в типичной советской среде.

Например, вспоминаю, как где-то вначале 70-х годов к нам в обычное подольское село съехались родственники из Херсона, Одессы и даже Хабаровска. После двух-трёх стопок кто-то из них спрашивает моего деда по матери Александра Ковальчука: "дядя Саша, расскажите, за что Вас наградили медалью "За отвагу"?

После небольшой паузы дед начинает неспешно рассказывать: "Я служил в роте особого назначения. Мне и ещё двум бойцам руководство отдало приказ захватить "языка". Нас вывели на участок, где был разрыв линии обороны. Как только стемнело, мы пересекли линию фронта и углубились до 8-ми километров на немецкую территорию.

Нашли дорогу, которая хорошо просматривалась, но имела ложбину на повороте, в которой мы и залегли. У нас заранее была договорённость, что будем стрелять слева направо, последнего оставляем в живых и пробуем взять в плен.

Семь-шесть немцев шли беспечно, в полный рост, громко переговариваясь. До передовой было ещё далеко. Когда приблизились к нам так, что в утренних сумерках даже просматривались их лица, мы из трёх автоматов ударили в упор по ним. "Наш" немец, оглушённый неожиданным шквалом огня, упал на землю и никакого сопротивления не оказал. Обезоружив его, мы сразу кинулись к линии фронта, чтобы немцы не успели окружить район боя. А тем временем со всех сторон в небо полетели ракеты, стали простреливаться опасные зоны…

Нам повезло, и мы успели невредимыми вернуться к своим, – завершил рассказ дед, – за эту операцию нас всех наградили, меня – медалью".

Такую, или похожую, историю слышали многие люди, чьи родственники служили в Красной армии.

Мы чтим наших предков, и по-другому быть не может. Они честно исполняли свой долг. И к тем, кто не участвовал в карательных операциях против украинского населения, чувствуем только уважение.

Но как бы мы их ни любили, ни уважали – их война уничтожала только одно зло: фашизм.

Другое и, возможно, более отвратительное – коммунизм – осталось неприкосновенным.

Более того, именно на их страданиях, пролитой крови, оно стало ещё сильнее. И Украина была отдана этому злу на откуп. Эта война вела в тупик.

Украинская повстанческая армия воевала как против фашистов, так и против коммунистов.

У этой войны было будущее: независимая демократическая Украина.

Пусть не сразу, через борьбу следующих поколений, но она приближала свободу для украинцев.

Это фактически была священная война, она имела все признаки религиозной миссии: отторжение Абсолютного зла, сокрушение сил, восставших против Бога.

И в этом смысле Степан Бандера и Роман Шухевич, как руководители этой священной войны, стоят в одном историческом ряду вместе с самыми прославленными украинцами: Владимиром Великим, Богданом Хмельницким, Иваном Мазепой, Симоном Петлюрой.

Мы – украинцы, независимо от того, в какой армии воевали наши предки – Красной или УПА. Независимо от того, где живём – на западе или востоке, независимо от того, где работаем – в правозащитной организации или правоохранительных органах. Независимо от того, сколько у кого какой крови…

Мы все, кому не безразлична судьба Украины, должны всюду и всегда единодушно отвечать: Бандера – наш герой, герой Украины!"

 

Александр Ткачук, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде