Программа максимум

Четверг, 15 августа 2013, 11:29

Оранжевую революцию помнит каждый взрослый украинец. А кто помнит программу народного кандидата Ющенко "10 шагов навстречу людям"? Кто в состоянии перечислить все встречные шаги или хотя бы половину из них? Наверное, лишь автор этой программы Анатолий Степанович Гриценко.

А ведь именно она побудила украинских граждан выйти на Майдан! Во всяком случае, такой вывод напрашивается, если следовать логике многих интеллигентных доброхотов.

Они искренне болеют за украинскую оппозицию и уверены, что ей недостает главного – программы. Убедительной программы, которую можно предъявить населению. Программы, наполненной новыми идеями и смыслами, конкретными задачами и предложениями. Программы, которая позволит преобразить Украину.

Такая программа часто считается залогом оппозиционного успеха в 2015 году. Она превращается в заветный макгаффин – философский камень, Святой Грааль и копье судьбы в одном флаконе.

Кто-то уже приступил к мозговому штурму. Что ж, лишние идеи никогда не помешают, а без продуманного плана действовать и впрямь затруднительно. Однако при этом почему-то смешиваются две цели – реформирование страны и победа над Виктором Януковичем.

На первый взгляд, это правильно и логично. Украина давно требует реформ, а деспотичный ВФЯ перекрыл стране кислород. Украинцы пребывают в унынии и ждут чего-то яркого и обнадеживающего. Чтобы построить новую Украину, нужно убрать Януковича. Чтобы граждане убрали Януковича, нужно предложить им новую Украину.

Разработав программу построения новой Украины, мы решаем обе задачи – и тактическую, и стратегическую. Люди воодушевлены, одиозный режим свергнут, страна преображается на глазах. Все отлично!

Увы, при ближайшем рассмотрении эта красивая схема разбивается вдребезги.

Любая программа преобразований работает, если она составлена с учетом объективной ситуации. Но объективная ситуация не позволяет Украине обольщаться. Отстранение Януковича от власти – это тот случай, когда колоссальные усилия обернутся довольно скромным результатом.

Межигорская глыба перегородила не мощеную дорогу в светлое будущее, а едва заметную извилистую тропку. В лучшем случае избавление от Януковича даст надежду на медленные перемены, сопряженные с тяжелым и кропотливым трудом. Ради этого туманного шанса украинский люд не пойдет свергать действующую власть.

А пока Виктор Федорович сидит на Банковой, не приходится рассчитывать даже на такие постепенные сдвиги.

Чтобы хотя бы тронуться с мертвой точки, необходимо пообещать людям стремительный полет. Сотни тысяч украинцев должны поверить в неосуществимую мечту и увидеть перспективы, которых на самом деле нет.

Поэтому составление некой идеальной программы на 2015 год выглядит наивно.

Реалистичный план реформ никого не воодушевит на борьбу с Януковичем. А утопический набор лозунгов, вдохновляющий массы, будет заведомо непригоден для практического использования.

Скрестить бульдога с носорогом, создав что-то универсальное, не получится, как бы этого ни хотели прогрессивные интеллектуалы. И если кто-то из оппозиционных лидеров действительно намерен изменить Украину, а не просто прийти к власти, лучше сразу запастись двумя отдельными программами – яркой оберткой для разогрева толпы и рациональным планом Б на случай победы.

Двулично? Цинично? Лицемерно? Но, к сожалению, такова жизнь. Реформирование и политическая борьба – это совершенно разные вещи. Они требуют разных подходов, решений и методов. Причем разница драматически возрастает, когда речь идет о нищем и отсталом постсоветском государстве.

После триумфа грузинских мечтателей над грузинскими реформаторами госпожа Латынина вполне резонно заметила: "В бедной стране для того, чтобы получить и сохранить власть, нужно делать одно, а чтобы принести стране процветание – совсем другое".

Чтобы добиться победы в нынешней Украине, надо подогревать классовую ненависть, потчевать население благоглупостями о "социальной справедливости", поощрять народную тягу к отъему и разделу, предлагать быстрое решение неразрешимых проблем. Для развития страны все это совершенно непригодно.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что украинская борьба за власть уже не ограничивается заурядным голосованием. Ставки резко возросли, и в 2015 году никто не отдаст президентскую булаву просто так.

Оппозиция требует от граждан не только галочки в избирательном бюллетене, но и выхода на баррикады, притом в количествах, способных напугать "Беркут". Это особый психологический настрой и особые принципы работы с людьми. Тут приходится апеллировать к сердцу, а не к разуму. Тут не поможет практика благополучных европейских демократий. Тут не работают многие популярные рекомендации.

Нам говорят о реальных предвыборных обещаниях и о контроле за их выполнением. Но чужие сердца завоевывает не тот, кто выполняет обещания, а тот, кто обещает вещи, не поддающиеся контролю. В свое время мир не знал более успешной политической организации, чем христианская церковь.

Сегодня толпы идут за радикальными исламистами. А между тем ни один христианин не вернулся с того света, чтобы поведать о спасенной душе и райской жизни. И ни один погибший шахид не подтвердил, что обещанные 72 девственницы были действительно ему предоставлены.

Нам говорят о подробных стратегиях и конкретных планах, которые политик должен предъявить народу. Но коммунизм пленил миллионы людей, оставаясь расплывчатой фата-морганой. А когда Никита Сергеевич попытался перевести все это в практическую плоскость и озвучил конкретные сроки построения, система тут же дала трещину. За массовым энтузиазмом всегда скрывается иллюзия, а конкретика – злейший враг иллюзий. Она ограничивает полет фантазии, мешает додумывать желаемое и вскрывает явные противоречия.

Нам говорят, что любого политика нужно оценивать по результатам. Но в обозримом будущем никто не добьется результата, который бы устроил украинское общество. Для этого необходимо за пару лет превратить Украину в социальный рай, что в принципе невозможно. Поэтому в нашей стране ставка на результат равносильна гарантированному политическому провалу.

Шансы на успех есть у того, кто сумеет привлечь население не результатом, а процессом. Ожесточенной борьбой с кем-то, непрерывным движением куда-то, перманентным строительством чего-то. Активный процесс бодрит, отвлекает от неустроенной жизни, побуждает граждан верить и надеяться…

Все вышеперечисленное под силу двум категориям политиков – талантливым манипуляторам или одержимым фанатикам. Лишь они теоретически способны поднять Украину и повести за собой людей. Кому-то больше импонируют фанатики: из-за своей честности. Парни с горящими глазами сами верят в красивую белиберду, предлагаемую народу.

С другой стороны, манипулятор адекватнее оценивает положение, и порой у него в запасе оказывается план Б, пригодный для каких-то конструктивных сдвигов. Правда, гарантировать добрые намерения манипулятора не сможет никто.

Иррациональный фанатизм или рациональная манипуляция – по-видимому, иного выбора у борцов с Януковичем нет.

Если, конечно, они действительно хотят победить.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде