Матюшина и ее громада. Почему в Коцюбинском распустили депутатов

Четверг, 21 апреля 2016, 16:00
Матюшина и ее громада. Почему в Коцюбинском распустили депутатов

В минувшие выходные на общественных сборах в поселке Коцюбинское Киевской области местные жители решили запретить 21-му депутату выдвигать свои кандидатуры на местных выборах.

За неделю до этого поселковые депутаты захватили здание местного совета и попытались отстранить от должности мэра поселка Ольгу Матюшину.

Благодаря вмешательству Верховной Рады местный депутатский корпус Коцюбинского был распущен.

За постановление о роспуске коцюбинских депутатов проголосовало 260 депутатов ВР.

Так завершилось полугодичное противостояние между 29-летним мэром поселка Матюшиной и депутатами партии "Нові обличчя", которую связывают с мэром Ирпеня Владимиром Карплюком.

Ранее СМИ сообщали о том, что жена Карплюка вместе с супругой главы поселка Бучи Анатолия Федорука, являются соучредителями строительной компании "Будрегионинвест", у которой в Коцюбинском были большие строительные интересы.

 В итоге местным жителям удалось отстоять свои интересы, объединившись вокруг молодого мэра.

Эта история – прецедент для Киевской области.

Теперь у поселка два ключевых вопроса: когда Матюшина будет восстановлена в правах (после захвата здания поселкового совета и неправомерного переизбрания главы, фамилия действующего мэра исчезла из реестра Минюста – УП ), и когда ЦИК назначит перевыборы в местный совет.

Жители Коцюбинского не дремлют.

Они понимают – это не последняя атака, потому уже сегодня готовят свой план развития поселка.

Мама, которая умеет считать

Семья Ольги Матюшиной живет в Коцюбинском с начала 2000-х. У них свой небольшой семейный бизнес по производству автомобильных стекол.

"Я инженер-стекольщик в третьем поколении", – гордится Матюшина.

Ее семья родом из Константиновки Донецкой области. Бабушки работали на первом стекольном заводе, оставшемся в наследство от бельгийцев, которые в начале прошлого века запустили производство на Донбассе.

В середине 90-х, когда госпредприятие закрылось, отец Ольги, инженер, сам сконструировал первую печь накаливания, и нашел свою нишу – производство стекол для иномарок.

 

Чуть позже выяснилось, что крупнейший рынок сбыта – Киев. Так семья переехала ближе к столице. Сначала предприятие работало в арендованных помещениях в Киеве, а чуть позже перебазировалось в Коцюбинское.

К 2013-му предприниматели обжились импортным оборудованием, построили дополнительный цех. Сама Ольга в это время, окончив КПИ и получив диплом инженера, запускала предприятие по производству солнечных батарей в Иране.

Вместе с мужем они взяли кредит у государства и построили собственный завод.

Возвращаться на родину Матюшина не планировала, если бы однажды к ее родителям не приехал некий Рубен Аратюнов. И, как утверждают родители Ольги, вымогал у них 6 млн гривен или долю в предприятии.

Договариваться с ним предприниматели не собирались.

Через пару дней после попытки рейдерского захвата, цеха "Ситал Гласс" снесли.

 
Ольга Матюшина с активисткой Ириной Федорив

Ольга вернулась в Украину, чтобы помочь семье в трудный момент. Собрав все доказательства преступления, она стала представлять интересы семейного бизнеса в суде.

Пока старшие Матюшины восстанавливали бизнес с нуля, так как большая часть оборудования и материалов была утеряна, Ольга ходила в прокуратуру как на работу.

"Сотрудники прокуратуры мне сразу дали понять, что прокуратура намерена покрывать Аратюнова. Но я настойчиво прошла все три инстанции, после третьей материалы дела вернули с формулировкой "нет приговора в рамках уголовного дела", – рассказывает она.

Жизненные обстоятельства подкинули еще один повод для борьбы. Устраивая ребенка в ближайший садик, Матюшина опять столкнулась с вымогательством. Она отказалась от такого предложения, и пригрозила начальству садика, что напишет заявление.

Ребенка в садик приняли, но спустя полгода заведующая потребовала на родительском собрании 18 тысяч гривен с группы на ремонт туалетов, поясняя это тем, что ремонт в детском учреждении ложится на плечи родителей.

Ольга Матюшина, руководствуясь законом о доступе к публичной информации, написала запрос в поселковый совет и узнала, что на ремонт в детском саду из местного бюджета выделено 500 тысяч гривен.

Объединившись еще с несколькими родителями, Матюшина добилась не только ремонта, но и возбуждения уголовного дела по факту вымогательства.

История с детским садиком этим эпизодом закончилась.

Однажды сын Ольги 3-х летний Даня ушел в обед домой, чтобы, как он потом пояснял, сходить в магазин за бубликами.

"Я еще раньше заметила, что он сам изменил себе режим питания – он перед садиком успевал дважды покушать, а после возвращался голодным. Нам объясняли, что детей надо забирать до 17-00, так как не хватает продуктов", – рассказывает мама.

Чтобы разобраться с питанием в детском учреждении, Матюшина в очередной раз отправила запрос о бюджете и поставщиках садика.

Получить бумаги о поставках продуктов проблем не было. Но выяснились интересные детали: садик ежегодно закупал 1,5 тонны соли. Главным поставщиком было коммунальное предприятие, основанное поселковым советом, которое там же и было прописано. Руководительница этого предприятия – Анна Каськова закупала продукты питания у предприятия своего сына от первого брака Кащука.

 
Спортивное ориентирование перед вече 
FB Iryna Fedoriv 

Так раскрылась схема перепродажи продуктов. Информация была опубликована на сайте громады Приирпенья.

После этого расследования на Каськову был составлен протокол, и в итоге она, как и заведующая детского сада, были уволены.

"Когда решили вопрос с питанием, рабочий день удалось продлить до 19-00. Ситуация в саду нормализовалась. Для меня как мамы было важно, чтобы детским садиком руководил порядочный и профессиональный менеджер", – говорит Матюшина.

После случая с садиком "Светлячок", родители еще одного детского сада в Коцюбинском подняли вопрос снабжения детского учреждения и смогли улучшить условия для своих детей.

 "Я здесь живу!"

Научившись читать документы и писать запросы, Ольга Матюшина стала понимать какими схемами и уловками пользуются местные чиновники, чтобы надурить жителей поселка.

Так для активной жительницы Коцюбинского стало привычкой посещение заседаний депутатов поселкового совета.

"Однажды глава поселка привел на заседание своего зятя и потребовал, чтобы ему бесплатно выделили 12 соток земли под стоянку. А как-то читая документы, обнаружила, что он приватизировал единственное общежитие в поселке в интересах своей семьи. Или читая бюджет школы, я вдруг обнаружила, что ежегодно закупается 1500 веников", – рассказывает Матюшина.

Больше всего Матюшину возмущало то, что большинство депутатов были людьми с низкими компетенциями.

На одном из заседаний активистка услышала, что местные депутаты хотят проголосовать за присоединение Коцюбинского к Ирпеню, ссылаясь на то, что большинство жителей поддержит такое решение.

 
Оля Матюшина с главным коммуникатором ЦПК Татой Пеклун

"На самом деле все в поселке знают, что от такого присоединения выиграет только мэр Ирпеня Карплюк, у которого есть виды на нашу землю. Такое присоединение может ухудшить наше положение – потому что лишит хоть какого-то шанса влиять на принятие решений о выделении земли в поселке. У Ирпеня множество нерешенных инфраструктурных проблем. И присоединение еще поселка с 15 тысячами жителей их только обострит и ухудшит наше положение", – поясняла тогда Матюшина киевским журналистам.

Общественность Коцюбинского уже много лет борется с застройщиками, чьи интересы представляло депутатское большинство разных каденций, за сохранение Беличанского леса, (этот вопрос постоянно освещает в блоге на УП активистка Ирина Федорив).

Это лес находится как раз между Ирпенем и Коцюбинским. Там уже не раз вырастали строительные заборы, а жители их сносили.

В 2014-м местные активисты настояли, чтобы Александр Турчинов (в то время и.о. президента) подписал указ о присоединении Беличанского леса к Голосеевскому национальному парку.

Тем не менее, такой статус не помешал местным депутатам протянуть проект зонирования лесной зоны. По этому решению жители Коцюбинского подали иск.

Понимая, какая дальнейшая судьба может ожидать поселок, Ольга Матюшина решила баллотироваться в мэры. Она говорит, что это была вынужденная мера.

За полтора года активной гражданской деятельности ей удалось объединиться с другими активными жителями и сформировать свою команду.

Так, например, в ее команду вошли несколько сильных юристов и финансистов.

"Мы сразу понимали, что борьба будет не шуточной. Нашим главным оппонентом были кандидаты от партии "Нові обличчя". На пост мэра претендовал ставленник Карплюка Сергей Даниш, у которого очень неоднозначная репутация", –  рассказывает Матюшина.

В октябре прошлого года, когда команда гражданской активистки проводила сборы во дворах, им препятствовали молодые люди в спортивных костюмах.

Ольга Матюшина понимала – даже если выиграют, отстоять результат будет непросто.

 
Благодаря вмешательству нардепа от БПП Ольги Черваковой, активистам и мэру удалось зарегистрировать законопроект о роспуске депутатского корпуса в Коцюбинском

Активисты пытались заручиться поддержкой партии "Самопомочі", но не удалось. Тогда предложение поступило от "БПП".

Матюшина поясняет, что партийная принадлежность помогает защитить результат выборов. Потому, что самовыдвиженцам квот в ТИК и УИК не предусмотрены.

"Мы были уверены, что сможем набрать голоса, но не уверены в том, что сможем их отстоять", ДВК поясняет она.

У Даниша и Матюшиной были разные избирательные стратегии.

Он завесил поселок бигбордами, а его депутаты красили лавочки и подъезды. Ольга, тем временем, – лично обходила три тысячи квартир со словами: "У нас маленький бюджет. Не обещаю вам, что открою новые сады или школы. Но обещаю аудит и прозрачность".

Матюшина называет работу мэра и депутатов – волонтерством.

Зарплата мэра в 3 тысячи гривен не может быть какой-либо мотивацией.

Она считает, что политикой должны заниматься состоявшиеся люди, имеющие достаток, хорошее образование, компетенцию в финансовых и юридических сферах. Ее финансово поддерживают родители.

"Я тут планирую жить, поэтому вынуждена заниматься политикой и мне важно навести порядок", – говорит Матюшина о своей мотивации.

В октябре 2015-го она выиграла выборы. Из ее команды в местный сельсовет прошло 5 соратников, против 17 депутатов "Нових облич", к которым примкнули еще 4 внефракционных.

"С первого заседания было понятно, что депутаты Карплюка не примут нового мэра. Нами просто движут разные мотивы", – говорит депутат Наталья Коломиец, соратница Матюшиной.

Ольга Матюшина, понимая, что не справится с лобби Карплюка, сделала ход конем – перенесла депутатские заседания из небольшого зала поселкового совета, в центральный клуб, рассчитанный на 300 человек. А время заседаний перенесла с дневного на вечернее, чтобы жители поселка могли присутствовать на собраниях.

Депутаты исправно приходили на сессии, но после Нового года не голосовали.

Параллельно с этим активисты работали над финансовым и юридическим аудитом. Депутаты из "Нових облич" подали на них заявление в милицию.

Аудит показал, что в наследство Матюшиной достался поселок с долгами, в несколько раз превышающими бюджет и 20-ю исками от различных организаций.

При бюджете Коцюбинского в 7 млн гривен поселковый совет должен был заплатить 4 млн гривен за реконструкцию канализации двум подрядчикам "Глосар" и "Край-буд".

"Ремонтные работы проходили два дня (24-26 декабря), если пересчитать на человеко-часы, то там должно было работать 300 человек, но такого количества ремонтников там никто не видел. И ясно стало, что это просто схема", – говорит Матюшина.

Матюшина пересчитала стоимость ремонта, поняла, что бюджет завышен, обратилась в КРУ, а компании-подрядчику пообещала раскопать канализацию вместе с экспертами и представителями КРУ.

Суд по этому делу был проигран только в первой инстанции.

Депутаты местного совета требовали, чтобы голова поселка выдала доверенность на представление интересов в суде юристу Денису Крайнику, который не выиграл ни одного суда в пользу громады и, более того, ранее представлял интересы поселкового совета, который разрешил распаевать лес.

Эта схема работает так: депутаты лоббируют интересы приближенных компаний, которые продают услуги по завышенным ценам. Но чтобы не было вопросов, организовывают судебное разбирательство.

Ольга Матюшина прокачав "юридические мышцы", самостоятельно представляла интересы громады в судах.

"За последние месяцы поссовет превратился в адвокатскую контору "Матюшина и партнеры", – шутит Ирина Федорив, активистка движения "Чесно" и жительница Коцюбинского. Имея в виду, что многие жители как волонтеры подключились к противостоянию.

За полгода работы Матюшина разобралась с документами, схемами, исками, отстояла тарифы и подняла вопрос о стоимости ключевых услуг для жителей поселка, подготовила проект ремонта дорог.

Она настойчиво собирала депутатов и пыталась доносить план действий.

Откровенный саботаж не мог продолжаться вечно.

До Нового года депутаты проголосовали за то, чтобы заседания стали закрытыми для посещения граждан. А в апреле в нарушение закона и процедуры "вынести недоверие" Матюшиной ее попытались отстранить от занимаемой должности. Но команда головы спокойно пояснила, что решение является незаконным.

Нам нужен аудит и план

Восьмого апреля после сессии нервы у местных депутатов и их ирпенского патрона Владимира Карплюка сдали.

В пятницу вечером два десятка депутатов, в том числе приехавших из Ирпеня и Бучи, захватили здание поселкового совета.

"Все это происходило под наблюдением ирпенской полиции, – говорит активистка Федорив. – Выдворить их из здания удалось только, когда на место вызвали сотрудников областного управления полицией".

 

В субботу выяснилось, что у поссовета уже есть новая печать, а фамилии Матюшиной больше нет в реестре. Вместо нее главой поссовета значится бывший секретарь Юлия Главатская.

За ночь предприимчивые депутаты наштамповали решений и распоряжений –об увольнении Матюшиной, о создании комиссии и изъятии личных вещей из кабинете.

Сейчас следствие разбирается в правомерности их действий и последствий.

Благодаря вмешательству нардепа от БПП Ольги Черваковой, активистам и мэру удалось зарегистрировать законопроект о роспуске депутатского корпуса в Коцюбинском.

"Мы отбили эту атаку, но впереди еще предстоит битва, – говорит Федорив. – Карплюк понимает, что тут в Коцюбинском зарождается новый здоровый очаг неподконтрольный им. Их пугает то, что активисты могут побеждать и вести стратегическую кампанию. Иначе бы они не свозили сюда титушек из Бучи, Гостомеля, депутатов из других поселков".

"Она очень последовательная, системная и у нее есть видение, куда дальше развивать поселок, а главное у нее есть команда единомылешнников", – хвалит ее Александр Солонтай, тренер Института политического образования и один из основателей "Силы людей". Солонтай тренировал депутатов Матюшиной.

Ольга Матюшина видит свой поселок комфортным и перспективным местом для жизни.

Вместе с командой они работают над экономическим планом развития. В привлекательности Коцюбинского для инвесторов она не сомневается, но для начала надо стабилизировать ситуацию: "Инвесторы приходят туда, где есть понятные и прозрачные правила".

Но пока же большую часть своего рабочего времени она проводит в судах.

"Нас невозможно победить, можно оттянуть время, наштамповать еще множество неправомерных решений. Но люди уже объединились и понимают, что есть депутаты – инструмент в руках застройщиков, прикрывающихся своими государственными должностями. А есть депутаты, которые живут в Коцюбинском и хотят работать на благо поселка. После этого скандала жителей вряд ли можно подкупить гречкой или покраской скамеек", – говорит активистка Ирина Федорив.

За ситуацией в Коцюбинском пристально наблюдают из Киева. Успех местной громады – это один из тестов реформы децентрализации.

Анастасия Рингис, УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде