Пещерные дома. Что скрывают в каменоломнях потомки настоящих творцов Одессы

Пятница, 19 февраля 2021, 04:30
Фото: Эльдар Сарахман

Екатерина II, Хосе де Рибас, Франц де Воллан, Григорий Потемкин и Платон Зубов – среди создателей Одессы, воспетых российско-советской историографией, не хватает по-настоящему главных героев.

– Потрібно поставити пам'ятник каменотесам. У важких умовах, ризикуючи життям, вони добували ракушняк, з якого побудована майже вся стара частина міста, – говорит одессит Александр Бабич.

Бабич, согласившийся показать УП катакомбы Шкодовой горы, – человек непростой. Историк по образованию, он служил в советском спецназе в Подмосковье. В 90-х работал пожарным в одесском микрорайоне Пересыпь – тушил камыш. И доставал багром трупы из болотистых полей орошения, куда попадали жертвы бандитских разборок.

Уйдя из "пожарки", Александр Бабич дослужился до подполковника милиции. Параллельно писал сценарии исторических телепроектов, в том числе по заказу "Первого канала" РФ. 

Сотрудничество с русскими закончилось в 2010-м, когда рецензенты в кокардах и редакторы из Останкино, прочитав правдивый текст, сказали: "Александр, что-то у вас как-то все мрачно. Вы не могли бы сменить риторику? Нет? Вы там, на Украине, не понимаете глубину и ширину наших скреп!".

Через четыре года, когда "зеленые человечки" входили в Крым, Бабич ронял слезы, записывая в Facebook: "Нам будет легко убивать русских, а русским – нас". 

Избавившись от груза подполковничьих погон, Александр создал экскурсионное агентство. Сегодня Бабич открывает забытые страницы украинской истории Одессы, вызывая зубовный скрежет у русофилов.

Сколько стоит дом со скалой, как выглядят пещерные дома в Шкодовой горе и о чем молчит старинное казацкое кладбище – в репортаже УП из Одессы.

Скала

В хорошую погоду из огорода Ирины Севастьяновой можно разглядеть многое: Хаджибеевский лиман, оросительные поля, заросшие камышом, Черное море и колесо обозрения в парке Шевченко. Но самое удивительное находится под ногами.

– Где-то тут был дымоход, его давно замуровали, – говорит Ирина, пока Александр Бабич расчищает слой снега.

 
По образованию Ирина – зоотехник, но работает в дошкольной сфере
Фото и видео: Эльдар Сарахман

Огород Севастьяновой находится наверху скалы, внутри которой добывал ракушняк ее дед Иван Трусов 1894 года рождения. Там же для себя, жены и трех детей каменотес вырубил несколько комнат с окнами. 

– Якщо мандрівник взимку йшов в степу, то міг побачити стовпи диму, що піднімаються з-під землі. Печерних жителів тут було багато,– рассказывает гид Александр Бабич.

Ирина родилась в 1962 году, когда деда уже не было. Он умер в 52 года – сказалась работа в сырости, без солнечного света и свежего воздуха. 

 
В конце 18 века эту местность заселили козаки

Севастьянова росла в дедовских катакомбах до трех лет, там училась ходить и говорить. Здесь же и осталась жить, но уже в новом, традиционном доме, который в 1965-м прямо у скалы построил ее отец.

– Пещерные люди? – смеется она. – Нет, Боже упаси! Никто нас так не обзывал. Даже слова "катакомба" не было. Говорили просто: "Наша скала". 

Папа называл мою маму "хозяйка каменной горы".

В потрепанной домовой книге, выданной в 1944-м Марии Трусовой, бабушке Ирины, значится: улица Сталина, 167. 

 
Улица Сталина, на которой жили родные Севастьяновой, сейчас носит имя писателя Гладкова, лауреата сталинских премий

– Документ с пропиской дали на эти катакомбы. Другого жилья тут не было, и у соседей тоже, – показывает бумажку Севастьянова.

С точки зрения чиновников это была идеальная схема: каменщики добывали ракушняк, из которого росла Одесса, а им разрешали заселяться в разрастающихся выработках. 

Сегодня такой круговорот веществ в природе не выглядит социально справедливым. Но семьи и потомки добытчиков желтого камня на судьбу не жаловались. То была их естественная среда обитания.

 
Ирина Севастьянова – одна из немногих, кто помнит, как это – жить в пещерном доме

– Мы никогда не ощущали себя обделенными, – утверждает Ирина. – Здесь столько места, что нам могли позавидовать жители коммуналок в центре города.

Человеком с окраины Севастьянова себя никогда не считала. Отсюда до Дерибасовской ей 20 минут езды на трамвае. Свое родовое имение женщина собирается продать за 50 тысяч долларов.

– Живу сейчас сама, мне уже тяжело за всем присматривать, – объясняет она.

Реклама:

Пещера

Дом Ирины Севастьяновой, уместившийся на склоне Шкодовой горы, словно неприступная крепость. С одной стороны – скала. С другой, у входа во двор, за забором – огромный трехлетний пес по кличке Цезарь.

 
Двор Ирины находится прямо у скалы

Попасть в пещерные комнаты без разрешения хозяев и благосклонности Цезаря невозможно. Пес встречает лаем, выражая и любопытство, и игривость, и крутой норов. 

 
Ирина: "Гладить Цезаря можно, но он предупредит, если будет недоволен"

Ирина, внучка сурового каменотеса, ходит по двору только в гольфе и жилетке, несмотря на промозглый февральский день и дрожь гостей в пуховиках.

– Это у нас пристройка, с котельной и летней кухней, – заводит Севастьянова внутрь домика из белого кирпича. – Заходите, заходите! А вот дальше уже начинается скала.

 
Большинство скальных домов находятся на частной территории. Их используют в качестве сараев и подсобок
 
Зайдя внутрь, не сразу понимаешь, что уже находишься в скале

Высота потолков в скальных комнатах до двух с половиной метров. В некоторых местах ракушняк подпирают металлические балки, на земле стоят тазики и ведра, собирающие воду.

– Тут у бабушки была прихожая. Стены штукатурили. Но когда осадки – всё сюда просачивается, поэтому всё так выглядит.

Раньше ракушняк был плотнее, теперь постепенно рушится, – рассказывает хозяйка.

 
Потолки протекают во время обильных снегопадов и дождя

– Мама говорила, бабушка была счастлива, ведь у нее был дом, – продолжает женщина. – Летом прохладно, зимой не холодно. Температура держится круглый год в районе 13-15 градусов.

В комнате, куда в 1962-м Севастьянову принесли из роддома, теперь стоят стеллажи с консервацией и пустыми банками. Раньше тут была кровать ее родителей и детская кроватка. 

 
В бывшей жилой комнате сейчас погреб с домашней консервацией

Двух окон и печи с дымоходом хватало для комфортной жизни.

– Это спальня, а дальше комната побольше, – ведет Ирина. – Здесь тоже окна были когда-то. 

Всё, что вы видите вокруг, дед рубал. Стены оббивал рубероидом, подпорки делал, чтобы ничего не сыпалось. Потом я здесь курятник организовала.

 
Сложно поверить, что в таком помещении жили люди и чувствовали себя комфортно
 
В частной собственности Ирины уникальный памятник скальной архитектуры

Над головой – до трех метров породы и немного грунта. 

– Пильный (от слова "пила" – УП) камень, рыхлый, с ракушечками, – показывает Ирина Севастьянова.

– Ні, руками склепіння краще не чіпати! – предупреждает гид Александр Бабич. – У катакомбах це робити не рекомендується. Дивіться акуратно, щоб не обвалилося!

Реклама:

Поселок

Для человека непосвященного видна только одна особенность поселка на Шкодовой горе – его расположение. Дворы каскадом спускаются вниз по склону. Чтобы подняться наверх нужно преодолеть не такую длинную, как Потемкинская, но все же крутую лестницу. 

 
Административно и территориально поселок Усатово относится к Одессе

Тем, кто приезжает сюда впервые, историк Александр Бабич показывает малозаметные детали, раскрывающие тайны этой местности.

 
100-200 лет назад ракушняк был скелетом, на котором держалась Одесса

– Там, там і там – все це з тутешнього каменю, – обращает он внимание на заборы и постройки. – Он, бачите? Будинок немов під землю йде. Стінка примикає до скелі.

Каменотеси відпрацьовували вглиб, а потім почали поруч будувати житла з ракушняка.

 
Бабич: "Дерева у цих краях завжди не вистачало. Тому все, що можна, робили з каменю"

По словам Бабича, значительная часть всех одесских катакомб – результат добычи желтого камня. Точная протяженность тоннелей неизвестна. Говорят, что больше двух тысяч километров.

Вирізали так званою "англійської пилкою" або "акулою", – рассказывает гид. – Пиляєш, пиляєш, а потім відбиваєш ломом брилу. З неї вже нарізали готовий для продажу камінь, який називали "штука". Бачите паркан? Він зроблений з таких "штук".

 
Ракушняк образовался несколько миллионов лет назад на месте древнего Понтического моря

– А ось паркан з кривих каменів, – продолжает Бабич. – З відходів виробництва, які не змогли продати. Називається "бут", бутовий камінь.

На строительство Одессы работали десятки артелей. Каменотесы врезались в породу в разных частях города. Оставшиеся после этого выработки в наше время облюбовали диггеры, туристы-экстремалы, наркоманы и бездомные.

 
Одесские катакомбы – одна из достопримечательностей города, которую все чаще осваивают туристы 

Бутылки, мусор, шприцы, матрацы – в бывших скальных домах следов современной цивилизации более, чем достаточно. Хотя принцип существования мало изменился за последние несколько миллионов лет: есть пещера, скрывающая от дождя и снега; есть огонь, позволяющий согреться.

 
Во время Второй Мировой в катакомбах месяцами скрывались партизаны
 
Без опытного проводника далеко в катакомбы лучше не заходить

Александр Бабич помнит, как в 2013-м в Одессу приезжали бразильские телевизионщики, снимали людей, живущих в катакомбах.

У них потім на ТБ вийшов сюжет про те, що є в світі місця, де хтось живе гірше, ніж в їх фавелах,– смеется гид.

Реклама:

Система

Когда удивление всякого, кто попадает в скальные комнаты Ирины Севастьяновой, достигает, казалось бы, пика, хозяйка ведет дальше и показывает то, что вызывает настоящий восторг.

– А тут, хлопці, клуб! – шутит экскурсовод, когда гости оказываются в большой пещере с высокими сводами.

– Тут, власне, вже виробка – объясняет Александр Бабич. – Вхід в систему видобутку каменю. Туди і туди йшли суцільні ходи.

 
Внутри пещеры ощущаешь себя героем приключенческого фильма
 
Детство Ирины Севастьяновой в таких декорациях не было скучным

Черная, как смоль, сажа на стенах указывает на то, что когда-то здесь активно пользовались огнем.

У вас вхід в систему є? – вглядывается в темноту Бабич.

– Там все завалено, папа чем-то еще закрывал, – отвечает Ирина. – Знаете, в детстве я не хотела туда лезть. Не то, чтобы я боялась, просто желания такого не было

Папа рассказывал, что был выход в Нерубайские катакомбы.

 
Идеальное место для хозяйственных нужд

Над цими тунелями село Усатове, – поясняет гостям Бабич. – Якщо там далі був вхід, то, ймовірно, можна було потрапити в катакомби під селом Нерубайське, а потім і під Кривою Балкою.

У цьому районі, під чотирма селами, загальна протяжність всіх виробок близько 1 тисяча 200 кілометрів. Такі ось галереї, зали на глибині до 20 метрів. Нижче ракушняка вже немає.

По словам Ирины, в этих больших пещерах держали коров. В 50-х животных прятали от властей, которые, следуя призыву Хрущева догнать и перегнать Америку (в том числе по надоям), заставляли отдавать скот в колхозы.

– Один дедушка у нас на поселке скрывал корову в скале, никуда не выводил. Молоко втайне делили между местными мамочками, у которых были грудные дети. 

Кто-то на дедушку донес, корову забрали. И тогда мой папа пошел на лакокрасочный завод. Меня нужно было как-то выкормить, а там молоко давали за вредность, – вспоминает Севастьянова.

 
Отверстие в скале, которое было гнездом, в котором курицы несли яйца

Подземелье давало не только кров, тепло, заработок, но и воду. В пещере остался колодец.

– Воду уже не берем оттуда, – говорит Ирина. – Было время, когда насосом ее качали по полдня, а уровень все равно не падал. На вкус она соленовато-горьковатая. Мы мыли этой водой посуду и стирали.

 
Ирина закрывает пятиметровый колодец настилом, чтобы туда никто не провалился
 
Ирина говорит, что в поселке жили хозяйственные люди, которых советская пропаганда обзывала "куркулями"
 
В своей пещере Ирина Севастьянова знает каждый темный угол

– Всередині ракушняка є так званий понтичний водоносний шар, – рассказывает Александр Бабич. – У тих місцях, де води досить, робили колодязі.

В Одесі під всім Французьким бульваром є дренажна система, вирубана всередині ракушняка для збору цієї води і викиду в море природним стоком.

"Сарай И" – так в документах с планом домовладения Ирины Севастьяновой названа пещера. Она – одно из немногих мест в Украине, где по-настоящему работает 13 статья Конституции, согласно которой недра принадлежат народу.

Реклама:

Память

В конце 80-х Ирина Севастьянова, работавшая педагогом-организатором, вместе со школьниками ходила расчищать от дерезы кладбище, раскинувшееся у Хаджибейской дороги, на подножии Шкодовой горы.

 
Близость к морю делает быт жителей поселка на Шкодовой горе комфортней

Это были стандартные советские субботники на захоронениях погибших во Второй Мировой. Но таких могил там всего несколько – они затерялись среди более ранних, величественных крестов и надгробий из ракушняка. 

 
По словам Бабича, на старом кладбище 250-300 захоронений

"Кладбище сотниковской сечи" – так на картах Google значится сегодня это место. Но несколько десятилетий назад о том, кто здесь покоится, знали далеко не все местные. Впрочем, большая часть нынешней Одессы не знает этого до сих пор.

– Какие там козаки, та вы что?! Какая церковь? У нас был атеистический отдел, инспекторы по школам ходили, проверяли всё ли хорошо с атеизмом. На Пасху возле храмов дежурили, чтобы туда никто не приходил, – вспоминает Севастьянова.

Историк Александр Бабич приезжает сюда с особыми чувствами.

– Звідси до Дерибасівській кілометрів п’ять-шість, десять хвилин на авто. В Одесі мільйон мешкає, а про це козацьке кладовище знають, думаю, кілька тисяч. Нікому воно не потрібне.

Бачите, до нас тут останнiм часом людей не було, – кивает гид на девственные сугробы без человеческих следов.

 
Самое свежее захоронение на кладбище датировано 1965 годом
 
Кладбище упирается в частные дворы и дома

О том, как на этих землях оказались козаки, Бабич может рассказывать увлеченно и долго. Первые поселения появились еще до 1794 года, когда Екатерина, согласно московско-питерской историографии, основала Одессу.

– Найстаріше поховання – могила дитини, датована 1791 роком. Тобто до 1794 року у межах майбутнього сучасного міста вже жили козаки із cім’ями. Це були люди, які прийшли сюди з Запорізької Січі після того, як її ліквідувала Катерина. 

Я вже мовчу, що декілька століть до того на місці Одеси була татаро-турецька фортеця Хаджибей та порт, – отмечает Бабич.

 
Александр Бабич проводит отдельные экскурсии, посвященные украинской истории Одессы
 
Бабич: "Є у нас завзяті активісти, які побілили хрести, зіпсувавши їх автентичний вигляд"

В последней четверти XVIII века воинов Сечи привлекали реки, море, рыба, вольная еще в этих краях степь. Сюда стекались козаки, которые, по современной терминологии, ушли на пенсию. Но сохранили вольный дух.

Обережно!
Незабаром доступ до матеріалів на "Українській правді" може стати платним.
Але ми вважаємо, що якісний контент має бути доступний для всіх, тож до останнього не будемо вводити обмеження. Підтримайте нас, аби і ми без обмежень могли продовжувати роботу – долучайтеся до Клубу УП!
Дізнатись більше

– За однією з версій село Нерубайське заснував козак Нерубай, який вже не "рубав", не воював. Інші топоніми теж пов’язані з козацтвом. Наприклад, Усатове.

Коли російські війська за допомогою тих самих козаків взяли Хаджибей, вони його зруйнували. Катерина, так би мовити, обнулила всю цю територію з її історією, – употребляет Александр аллюзию с намеком на "поправки Путина". 

 
В районе Пересыпи раскинулась большая промзона

За последние столетия на Пересыпи и у Шкодовой горы менялось многое. Появлялись оросительные поля, кормившие одесситов овощами и фруктами, разрастался и приходил в упадок курорт Куяльник. 

Бельгийскую конку, на которой в санатории мимо козацкого кладбища ездили Иван Франко и Леся Украинка, заменил трамвайный маршрут №20.

 
Козаки сами делали кресты для своих будущих могил

Несмотря на перемены, неизменными тут всегда были рассветы и закаты. Пока еще не продан родовой дом, Ирина Севастьянова может наблюдать за ними с вершины дедовской скалы. 

 
Ирина Севастьянова постепенно привыкает к туристам, которые приезжают посмотреть на ее дом

Хозяйка Шкодовой горы вспоминает, как когда-то ее маленькая дочка назвала увиденное в небе "божьими тучами": на закате огромные, розовые облака стояли над лиманом и подсвечивались солнцем.

Воспоминания Ирины о семье органично дополняют рефлексию Александра Бабича о почти забытой украинской истории Одессы. Его размышления не кажутся упадочными, в них много о настоящем и будущем.

 
Александр Бабич: "Козаки жили тут, рубали камінь та обробляли землю"

– Це кладовище для мене – особливе. Зберігати, показувати такі місця дуже важливо для країни, коли йде війна. Це звучить пафосно, але, якщо хочете, ці хрести, могили, ці мертві – як зброя. 

Пам’ять про минуле допоможе захистити Україну.

Евгений Руденко, Эльдар Сарахман, УП

Чому вам варто приєднатися до Клубу УП?
Наша журналістська команда працює для того, щоб ви знали – "Яка вона, справжня Україна?". Щоб знайти правду, треба вміти чути не лише себе, а й інших. Нам важливо спілкуватись з вами у Клубі УП – а ваша підтримка вільних медіа у важкі часи важлива, як ніколи.
Євген Руденко – журналіст УП
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Главное на Украинской правде