Без Буданова и Малюка. Что происходит с силовыми ведомствами после громких отставок

Без Буданова и Малюка. Что происходит с силовыми ведомствами после громких отставок
Коллаж: Андрей Калистратенко

До конца июля 2025-го вся система власти под чутким руководством Андрея Ермака работала над тем, чтобы развалить "дестабилизирующие" антикоррупционные органы. Ведь они работали за пределами контролируемого властью силового блока.

В конце концов, руководство Офиса президента уперлось в стену народного протеста и обеспокоенности международных партнеров. Необходимо было немедленно откатиться назад.

Но уже тогда стало очевидно, что просто вернуться без потерь на прежние позиции не удастся. Система требовала изменений, как минимум – наказать виновных в ударе по имиджу Украины на международной арене.

Реклама:

Ермак вместе с президентом взялся найти крайних в том, что попытка "хакнуть" антикоррупционные органы провалилась. Параллельно глава ОП не прекращал искать новый сценарий, как атаковать антикоррупционеров.

На осень была готова схема атаки на Специализированную антикоррупционную прокуратуру – из-за уголовных дел против руководства ведомства.

Однако антикоррупционеры сыграли на опережение – обнародовали первые детали операции "Мидас", чем надолго сделали невозможным любое политическое давление. Однако главным следствием этой игры на опережение стала отставка "всесильного" главы ОП.

После того, как спроектированный Ермаком карточный домик посыпался, перестановки в силовых ведомствах, которые долгое время откладывали по воле "Второго", стали не просто желанными, а и необходимыми. И даже в тех органах, где кадровые рокировки не произошли, началось изменение баланса сил и поиск новых лидеров.

Что сейчас представляет собой украинская силовая вертикаль, разбиралась "Украинская правда".

Генеральный прокурор (обезопасенный)

Вечером 22 июля 2025-го в Офисе генерального прокурора (ОГП) на улице Резницкой в Киеве произошло незаурядное событие. Немедийный глава СБУ Василий Малюк и недавно назначенный генпрокурор Руслан Кравченко оправдывались за атаку на антикоррупционеров перед десятками журналистов.

Реклама:

"Я не для этого в последний путь провожаю своих ребят. Я в топ-3 личных врагов Путина. Мы проводим уникальные операции. Не для того, чтобы кто-то в тылу назывался неприкасаемым, белым и пушистым, а завтра нам нож в спину воткнул. Поэтому мы делаем свою работу", – нервно и даже раздраженно отвечал Малюк.

Хотя тогдашний глава Службы безопасности на этом брифинге был особенно агрессивным и эмоциональным, архитектором усиления Генпрокуратуры был не он, а спокойный и осторожный генпрокурор.

Именно он прописывал, как загнать антикоррупционеров в усиленную прокурорскую вертикаль. Как теперь уже понятно, делал он это в тесной координации с тогдашним главой ОП Андреем Ермаком.

По данным УП, с дизайном общей концепции "возвращения САП в конституционный контур" Кравченко помогали его друг Дмитрий Борзых и бывший руководитель Анатолий Матиос.

Собеседники УП в Государственном бюро расследований и Службе безопасности Украины, чьи ведомства были привлечены к задержаниям работников НАБУ, рассказывают, что производства против антикоррупционеров заводились с ведома генпрокурора.

Более того, именно Кравченко приходилось менеджерить процесс, когда какое-то ведомство отказывалось браться за определенное дело. Например, по данным УП, дело детектива НАБУ Руслана Магамедрасулова сначала должно было расследоваться в ГБР. Однако даже следователи Бюро отказались влезать в эту историю, поэтому генпрокурор должен был сбросить ее на СБУ.

Зато под давлением Офиса и ГБР подоставало из ящика дело многолетней давности по ДТП с участием антикоррупционеров, говорят источники УП в правоохранительных органах.

Когда подготовка атаки на НАБУ и САП буксовала, то именно генпрокурору выпадала роль ее "ускорителя".

"Кравченко вызывали на Банковую, и он там жаловался на следователей, что вот СБУ и ГБР подыгрывают Кривоносу и Клименко, "не хотят ничего расследовать" и так далее. Потом всем прилетало по шапке",  признается УП собеседник среди высоких чинов одного из силовых ведомств.

Знать больше: "И за нами придут". Кто и как реализовывал спецоперацию по уничтожению независимости НАБУ и САП

Неудивительно, что в Раде и Офисе воспринимали Кравченко "проводником интересов Ермака". Но внезапно ситуация изменилась.

После провала "антиантикоррупционной" спецоперации и победы "картонного Майдана", когда у многих в системе появилось осознание, что отставка главы ОП необходима, каким-то чудом Ермаку стало все труднее добиваться от генпрокурора нужных решений. И чем неизбежнее становилось увольнение Андрея Борисовича, тем теснее общался Кравченко с лидерами парламентских мятежников против тогдашнего главы Офиса.

"Генеральный прокурор избирается парламентом. Венедиктова (экс-генпрокурор – УП) сразу зашла в коммуникацию со всеми фракциями и группами. Начала выстраивать с ними отношения, чтобы обезопасить свое будущее и быть на должности конституционных пять лет. Костин ни с кем не коммуницировал, полностью закрылся. Поэтому его так легко снесли. Кравченко пошел по стопам Ирины Валентиновны, максимально прокоммуницировал со всеми, чтобы иметь подушку безопасности в случае увольнения Ермака", – не под запись объясняет УП собеседник среди влиятельных силовиков.

Искать союзников Кравченко было вообще не сложно, особенно в последние недели "правления" Ермака, когда тот в политической агонии бросался на своих политических оппонентов.

Напряжение достигло апогея после появления у Ермака идеи "заподозрить" в "госизмене" главу президентского монобольшинства Давида Арахамию, депутатов Даниила Гетманцева и Ярослава Железняка.

Несмотря на сумасшедшее давление ни глава СБУ Василий Малюк, ни генпрокурор Кравченко не дали реализовать этот самоубийственный замысел. Не в последнюю очередь потому, что оба, как рассказали УП сами же члены "ревкома" против Ермака, уже вошли в тайные договоренности с Арахамией и другими мятежниками.

Подозрений не случилось, но для Малюка и Кравченко "победа революции" имела кардинально разные последствия.

Генпрокурор для людей в парламенте стал спасителем.

"Руслан не дал "кончать наших по беспределу". Какой бы он ни был, какие бы у него ни были раньше истории с Ермаком, все у нас внутри понимают, что наезд на НАБУ был темой Андрея (Ермака – УП), а не Руслана", – рассказывает УП один из влиятельных "слуг".

Таким образом Кравченко фактически зацементировал свою позицию в системе. Хотя это не лишает его амплуа организатора атаки на НАБУ в глазах гражданского общества и международных партнеров, но чем дальше от июля 2025-го, тем меньше эта история будет мешать руководителю ОГП на должности. Которую он, в отличие от Василия Малюка, сохранил.

Реклама:

Переполох в спецслужбах

Малюк, казалось бы, сделал все то же самое, что и генпрокурор: тоже был задействован в атаке на НАБУ/САП, а потом так же отказался участвовать в "посадках мятежников". Но в его случае эта схема не сработала.

Еще в конце декабря 2025 года Зеленский проводил с Малюком совещания относительно будущих операций СБУ, а уже 2 января 2026-го поставил его перед фактом: с руководящей должности придется уйти.

Президент в добровольно-принудительном порядке предложил спецслужбисту возглавить Совет нацбезопасности и обороны или Службу внешней разведки (СВР). Но Малюк отказался и остался в СБУ, чтобы и дальше заниматься спецоперациями против России.

Внешне кажется, будто в Службе безопасности сложился триумвират: экс-глава Малюк остается в Службе, и.о. главы Евгений Хмара постепенно перебирает дела, первый заместитель главы Александр Поклад шаг за шагом становится самостоятельным центром влияния.

Фотоотчеты президента Зеленского, который публикует отдельные посты со всеми тремя топами СБУ только подкрепляют эту версию.

Но собеседники УП в правоохранительных органах уверяют, что на самом деле никакого троевластия нет.

Во-первых, Малюк отошел от управления Службой и демонстративно не ввязывается в политические истории. Как убеждают собеседники УП сразу в нескольких силовых структурах, он устал физически и эмоционально. По словам одного из топовых силовиков, часть людей, на которых Малюк делал ставку как на "своих" в спецслужбе, начали "дрейфовать под Поклада". Это Малюк трактует не иначе как предательство.

Руководитель Центра специальных операций "Альфа" и по совместительству исполняющий обязанности главы СБУ Евгений Хмара – классический спецназовец, боевой командир.

"Он – человек войны, а не оперативник",  коротко описывает генерал-майора один из собеседников УП в правоохранительных органах.

До 5 января 2026-го Хмара командовал несколькими тысячами "альфовцев". После назначения на позицию и.о. он стал руководителем более чем для 30 тысяч работников по всей Украине. Чтобы реально разобраться, как работает эта специфическая "машина", нужно немало времени.

Как рассказывают собеседники УП в Службе безопасности, Хмара не пустил все на самотек, а пытается вникнуть в работу спецслужбы. Не без помощи заместителей, большинство из которых Зеленский назначил в начале года.

Среди новоназначенных есть креатура Хмары – "альфовец" Денис Килимник. Также есть протеже Поклада – контрразведчик Андрей Тупиков.

Александр Поклад, по факту, не "первый" и не "второй" в СБУ. Он занимается контрразведкой, в том числе военной. Ездит на совещания к президенту и постепенно увеличивает свое влияние.

"Конечно, должна быть определенность – Службой должен руководить официально назначенный глава, а не исполняющий обязанности, особенно во время войны. Но это вовсе не означает, что в нынешних условиях турбулентности что-то замерло. СБУ работает в обычном режиме",  говорит УП источник в правоохранительных органах.

В ближайшее время спецслужбу вряд ли ожидает кадровая определенность. По словам собеседников УП и в Раде, и в Офисе президента, пока что назначения главы СБУ не будет. Тот же Василий Малюк был и.о. почти 7 месяцев. Похоже, сейчас эта практика может повториться.

А тем временем Служба внешней разведки после отказа Василия Малюка возглавлять ее так и остается без полноценного руководителя.

Месяц ушел у президента Зеленского, чтобы наконец возложить функции и.о. руководителя на первого заместителя главы СВР Олега Луговского. Кандидатуры же на назначение главы внешней разведки на Банковой, по данным УП, пока нет.

Пока в ОП ищут человека на СВР, ее бывший руководитель Олег Иващенко входит в курс дел в Главном управлении разведки.

Как рассказывают собеседники УП в ГУР, процесс перебора полного управления для нового руководителя нельзя считать легким. Буданов выстроил внутри общего силового контура собственную замкнутую структуру, которая держалась на личной лояльности и уважении.

Поэтому, как утверждают источники в ГУР, порой Иващенко приходилось сталкиваться с сопротивлением внутри органа, когда люди отказывались выполнять желание нового руководителя без отмашки предыдущего, "их настоящего" командира.

"Но это так не работает. В гражданских ведомствах типа МВД ты еще можешь как-то саботировать руководителя, строить какие-то параллельные вертикали и так далее. Но в армейской структуре, как ГУР, ты так долго не протянешь. Там руководитель имеет гораздо больше возможностей "убеждать", чем в гражданских службах. Сегодня ты бунтуешь, а завтра твои подчиненные уже выполняют какую-то операцию в тылу врага. И их потери – на совести твоей гордыни или еще чего-то",  объясняет логику военного менеджмента один из собеседников УП в руководстве силового блока.

"Да и Иващенко сам же из ГУРа. Он должен справиться с тем, чтобы перенять там контроль. Тем более, что Буданов сейчас вовлечен в настолько большую историю переговоров, что ему вряд ли будет интересно как-то еще и за Управление бороться", – добавляет источник.

"На Вокзале" тихо

Еще одним органом, как раз гражданским, который фигурировал в попытке Банковой хакнуть антикоррупционную инфраструктуру, было Государственное бюро расследований.

В день показательного наезда на НАБУ21 июля 2025-го, именно в рамках ГБРовских расследований по ДТП жестко задержали нескольких детективов. Такая синхронность СБУ, ГБР и ОГП не оставляла сомнений, что атака на антикоррупционеров координируется из единого центра и охватывает все подконтрольные ОП силовые органы.

Позже, когда в стране разгорится "Миндичгейт", аббревиатура "ГБР" несколько раз прозвучит на пленках НАБУ под кодовым названием "Вокзал" (здание ГБР расположено в квартале от киевского вокзала), а один из ключевых фигурантов Миронюк даже будет зафиксирован детективами в офисе Госбюро.

За участие органа в атаке на антикоррупционеров руководитель ГБР Алексей Сухачев попадет в числе ключевых фигур в "список позора" от Центра противодействия коррупции (ЦПК). Но по состоянию на февраль 2026-го это окажется едва ли не единственным неприятным публичным или организационным последствием для "Вокзала".

"А что? У нас было тут три каких-то дела по ДТП. И поверьте, наши завернули массу всяких "креативных" идей от Службы и Генпрокуратуры. А там были такие варианты, что дело Магамедрасулова на их фоне выглядело бы вершиной юриспруденции",  иронизирует один из собеседников УП в ГБР.

"Сухачева раза три уже должны были уволить, потому что Офис и ОГП рассказывали, что мы саботируем их идеи и не хотим ничего по НАБУ делать. Еще за несколько дней до увольнения Ермак пытался выменять у набушников, что он уволит нескольких человек, в том числе Сухачева, но чтобы НАБУ его самого не преследовало", – добавляет источник "на Вокзале".

Очевидно, что роль жертвы для ГБР подходит не очень. Как, впрочем, и роль главного "палача НАБУ".

Пока что работа в Госбюро идет своим чередом. Единственное, что тревожно нависает над ведомством, так это обещание президента Зеленского о перезапуске работы ГБР и подготовке соответствующего законопроекта. Это обещание появилось как следствие одновременного запроса и от сил внутри политической системы, и от международных партнеров.

Хотя собеседники УП в самом ГБР склонны в истории с перезапуском усматривать лишь следствие международной и внутренней активности Петра Порошенко. Такая чрезмерная фиксация и явная гиперболизация возможностей бывшего президента, кстати, показательны сами по себе. Не зря же именно за ГБР закрепилась слава генератора производств против Порошенко, которых открыты десятки.

Но как бы там ни было, неоспоримым является тот факт, что у действующего главы Госбюро Сухачева в конце года истекает срок контракта. Так что даже без нового закона довольно скоро нужно будет формировать конкурсную комиссию, чтобы избрать следующего главу ГБР.

Собственно, процедура избрания будет едва ли не ключевым политическим вопросом в будущем перезапуске Бюро. Если точнее, то главные баталии будут идти вокруг того, давать ли право решающего голоса независимым от государства членам комиссии. Такая процедура предусмотрена, например, при избрании главы НАБУ, такая же была при перезапуске Бюро экономической безопасности. По ГБР сейчас ее нет.

Все другие тяжелые решения по типу аудита расследований, переаттестации работников или тестирования могут на время притормозить активность ГБР, но стратегическую угрозу для дееспособности органа вряд ли будут иметь.

Остается в целом стабильным и без кадровых изменений целое Министерство внутренних дел.

Реклама:

Из всех структур МВД в рамках большой силовой ротации только Пограничная служба потеряла своего руководителя – генерала Сергея Дейнеко. Сразу после увольнения у него начались проблемы с НАБУ из-за дела о контрабанде сигарет.

"Самое интересное, что Дейнеко сам попросился в отставку. Он, видно, чувствовал, что возле него уже крутятся следователи. И сам решил уйти. Но там же дело старое, не двигалось столько лет, а пришли сразу после отставки. Думаю, если бы он оставался в должности, то до сих пор бы никакого подозрения не было",  рассказывает один из собеседников УП в команде Зеленского.

Все остальные структуры МВД и сам министр Игорь Клименко спокойно работают и, по данным УП, никаких кадровых ротаций в ближайшее время там не ожидается.

***

Попытка Банковой в июле прошлого года сломать независимость НАБУ и САП и поражение в этой битве запустила широкие кадровые изменения во власти.

Операция "Мидас" в итоге обвалила позиции и самого архитектора атаки на антикоррупционные органы Андрея Ермака, вынудив президента принести главу ОП в жертву ради политического выживания.

Другие действующие лица наезда на НАБУ начали быстро искать новых покровителей. Наиболее показательно это сделал генпрокурор Кравченко, который мгновенно переключился от работы с экс-главой ОП на работу против него с лидерами парламентского "ревкома".

Это молниеносное переобувание показало Зеленскому, что новый статус-кво между силовиками и "революционерами" может быть опасным, даже для него самого.

Именно в этом убеждении следует искать корень столь масштабного пересаживания руководителей силовых ведомств. И именно это понимание дает основания предполагать, что перераспределение влияния еще не закончилось.

Президент решил ослабить и оторвать от насиженных мест силовиков, таких как Буданов или Малюк, которые проявили себя во время свержения Ермака. Вместо этого гарант стремился сохранить собственный контроль над правоохранителями. Для этого он оставил на должности заместителя главы ОП Олега Татарова.

Сейчас силовая вертикаль сохранила свое главное для ОП свойство – общую управляемость. Но после шокирующей терапии "Миндичгейта" есть надежда, что на Банковой развеялась наконец опасная для людей у власти иллюзия полного контроля.

Роман Романюк, Ангелина Страшкулич, УП

Андрей Ермак Офис президента Зеленский СБУ
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования