ПолитМММ "Улучшение жизни уже сегодня": добро пожаловать!

21 просмотр
Среда, 29 сентября 2010, 15:06
Зореслав Самчук
Международный институт гуманитарных технологий

Немногословие - хороший признак как политики в целом, так и отдельного политика в частности. Но не случайно народная мудрость подметила: наши недостатки суть продолжение наших достоинств. В политике все-таки принято озвучивать свою позицию, иначе люди начнут подозревать, что ты их держишь за дураков.

А это никому не нравится.

Говоря о необходимости объясниться, я имею в виду светлой памяти обещание Партии регионов. Этими днями исполняется уже год с момента обнародования клятвенного обязательства об "улучшении жизни уже сегодня".

В какой-то момент оно даже казалось почти неизбежным, за счет национального суверенитета. Речь идет о Харьковских соглашениях.

Тогда социологи зафиксировали любопытную картину народного мнения. Около 60% сограждан отдавали себе отчет в том, что новая власть таким договором "сдает национальные интересы". Но при этом почти столько же (52-55%) склонялись к необходимости поддержать такой шаг в надежде, что он позволит сохранить цену на газ для населения хотя бы на несколько лет.

Но не тут-то было.

Прошло несколько месяцев - и власть запела другие песни: дескать, если мы хотим быть цивилизованным европейским государством, то обязаны платить за газ реальную цену.

При этом ни президент, ни премьер не удосужились конкретизировать, что такое "реальная цена на газ", и кто такие "мы", которые обязаны за нее платить придуманную властью цену?

Напомню, что для нужд населения аккурат хватает газа украинской добычи, себестоимость которого около 50 долларов за 1000 кубометров. А это значит, что цену на газ для сферы ЖКХ можно не то что не повышать, но и существенно понижать.

На самом деле происходит нечто иное. Это означает только одно: дешевый газ украинской добычи власть отдает в промышленную отрасль, а народ вынуждает платить за импортный газ, который существенно дороже.

Одна из "говорящих голов" ПР в интервью откровенно признала, что если власть не отдаст промышленности дешевый газ, то предприятия многих отраслей "попросту лягут".

Видимо, это душераздирающее заявление рассчитано на патриотов, которые, не желая гибели отечественной промышленности, с чувством выполненного гражданского долга пойдут стройными шеренгами оплачивать новые платёжки.

В некотором роде расчет оправдался. Центральные и западные области Украины по-прежнему платят за услуги ЖКХ намного исправнее, чем юго-восток. Но в целом уровень платежей уже упал на 20%.

Дополнительных объяснений требует и ситуация с сектором экономики, который представители власти сентиментально называют "предприятиями украинской промышленности".

Во-первых, упомянутый сектор на 90% пребывает в частной собственности. А, как откровенно признал один из нынешних вице-премьеров, "частная собственность национальности не имеет".

Во-вторых, более 80% собственников этих комбинатов, заводов и фабрик либо находятся в собственности представителей ПР, либо "крышуются" ими.

В-третьих, хоть эти предприятия и платят налоги в бюджет, но режим уплаты весьма "гибкий", и зависит от степени близости собственника к власть предержащим. Если же одно лицо совмещает оба статуса, то отчисления в казну имеют сугубо символические параметры.

В-четвертых, хоть на этих предприятиях и работают граждане Украины, их зарплаты в 6-10 раз меньше, чем у работяг на аналогичных предприятиях в Польше и Германии. А всё потому, что доля зарплаты в себестоимости продукции на отечественных "доблестных" предприятиях ничтожно мала - около 17%.

Возникает несколько закономерных вопросов:

- А стоит ли игра свеч?

- Зачем отдавать дешевый газ украинской добычи в частный сектор, вынуждая при этом население оплачивать дорогой импортный газ?

- И, наконец, самое интересное: куда девается прибыль, полученная этими предприятиями в результате использования почти дармового газа?

- Почему нет ни намека на модернизацию заводов и фабрик, для успешного конкурирования с европейскими предприятиями, использующими (!) газ в полтора-два раза дороже?

Как результат, по параметру продуктивности труда Украина отстаёт от Восточной Европы уже в четыре раза! Хотя по состоянию на 1990 год шла практически вровень. Про отставание от Западной Европы не стоит и заикаться.

Частичным ответом могут послужить новости из Кипра: оказывается, в 2010 году самый высокий уровень прямых инвестиций в эту солнечную страну осуществлен как раз из Украины!

При этом стыдливые инвесторы желают остаться инкогнито. Наверное, не хотят напрягать свою нервную систему ответами на вопросы о происхождении денег, и о том, почему они инвестировали в политически неспокойный Кипр, а не в предприятия перспективной Украины, в которой якобы торжествует принцип "улучшим жизнь уже сегодня".

По всей видимости, многострадальные отечественные предприятия никто и не собирается "подымать".

А что касается перспектив Украины...

Уже упомянутые инвесторы чётко осознают: либо перспективы Украины несовместимы с ними, либо же они сами несовместимы с перспективами Украины.

В попытке снять с себя ответственность, регионалы все чаще переводят стрелки на МВФ: эти мироеды "буквально вынудили нас привести цены на газ в соответствие с его реальной стоимостью".

Подобными заявлениями бело-голубые врут дважды.

1. Ничто (никакие объективные потребности) и никто (в частности чиновники МВФ) не вынуждал брать у МВФ астрономические суммы кредитов, по которым наша страна в 2014 году будет обязана заплатить около 20% (!) госбюджета.

2. МВФ хоть и настаивает на недопустимости государственного дотирования коммунальной сферы, но не указывает, о каком газе идет речь - внутренней добычи или импортном.

В случае с абсолютным большинством европейских стран ситуация предельно простая. Они не добывают, а покупают газ в России, Норвегии или Алжире. И для них требование МВФ "жить по средствам" означает, что сфера ЖКХ обязана платить не меньше стоимости импортируемого газа.

Но в Украине ситуация принципиально иная: мы самостоятельно добываем 18-20 миллиардов кубометров газа, которые можно отдать для нужд населения.

Во всяком случае, это - сфера полномочий украинской власти, а не МВФ.

Теперь уже очевидно, что власть сделала выбор в пользу интересов крупного бизнеса, а не народа.

Почему? Из нескольких соображений.

Во-первых, с этим бизнесом власть связана сотнями нитей. Она сама является неотъемлемой частью такого бизнеса. Во-вторых, у многих нынешних "хозяев жизни" еще не выветрилась "эйфория от успехов": они наивно полагают, что народная поддержка им гарантирована, вне зависимости от их "художеств". В-третьих, более трезвомыслящая часть ПР концентрирует внимание не столько на обеспечении доверия народа, это слишком обременительно для собственного кармана, - сколько на удержании власти по принципу "на выборах побеждают те, кто подсчитывает их результаты".

Вопрос удержания власти становится все более актуальным ввиду падения рейтингов поддержки как президента и премьер-министра, так и Партии регионов в целом.

По состоянию на середину сентября деятельность Януковича в должности президента одобряют лишь 43% украинцев, а поддержку Азарову высказывают и того меньше - около 39%. Около 57% украинцев пришли к выводу, что Янукович и ПР не выполняют свои предвыборные обязательства. И почти столько же наших сограждан полагают, что страна при нынешнем руководстве "движется в неверном направлении".

Если учесть, что цены на мясо в Украине достигли десятилетнего максимума, яйца лишь за месяц подорожали на 100-120%, крупы - на 30-70%, а масло и молоко - на 20-25%, то падение электоральных симпатий к Партии регионов вполне закономерно.

И это лишь начальная фаза разочарования "крепкими хозяйственниками".

Далее последует существенная коррекция отношения к регионалам со стороны тех, кто пребывает в предпенсионном возрасте. Повод - увеличение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет, путем ежегодного повышения на 6 месяцев. Причем, первое повышение состоится уже в нынешнем году.

Власть увеличила с 5 до 15 лет минимальный срок страхования и на 10 лет квалификационный период для получения полной пенсии. Отныне, чтобы получить полную пенсию, необходимо иметь вместо 20-и - уже 30 лет стажа. А чтобы вообще вести речь о начислении хоть какой-нибудь пенсии, следует отработать минимум 15 лет.

При этом власть уже традиционно стыдливо умалчивает, что понадобятся около 200 тысяч рабочих мест для тех, кто вынужден работать еще 5 лет.

Кстати, в Европе сначала создаются рабочие места, а уж потом принимают решение о повышении пенсионного возраста. У нас же всё с точностью до наоборот.

В результате мы получим новую армию безработных, которые окажутся за чертой выживания. Поскольку работу найти невозможно, а на пенсию выходить еще рано.

Дабы хоть как-то смягчить волну негативного отношения к себе, регионалы и в этом случае кивают на МВФ, в очередной раз утаивая правду: Фонд лишь представил перечень рекомендаций, воплощение в жизнь которых уменьшает дефицит бюджета.

Ничего нового Украина не узнала: минэкономики и раньше знало, что пересмотр пенсионного законодательства по нынешнему образцу позволяет сэкономить около 6 миллиардов гривен в течение года.

Решает ли подобная жертва проблему дефицита госбюджета в принципе? Ответ негативный. Удастся закрыть в лучшем случае десятую часть дыры.

Однако, вместо поиска эффективных решений, Партия регионов бросила основные силы на очередную кампанию пропагандистского мошенничества под названием "Построим новую Украину".

Но, если жизнь уже улучшена сегодня, то зачем "строить новую Украину" - ведь от добра добра не ищут?!

Или все-таки от такого "добра" народу срочно надо искать спасение...

Зореслав Самчук, Международный институт гуманитарных технологий, специально для УП



powered by lun.ua
Рынок земли проголосовано: как будет осуществляться контроль
Какие инструменты контроля оборота сельскохозяйственной земли предусмотрены законом? (укр.)
Цена вируса: спасет ли ведущие экономики мира беспрецедентная финансовая помощь
Ведущие экономики мира уже объявили о беспрецедентных по своим масштабам, как для мирного времени, пакетах стимулирования. Однако их может оказаться недостаточно.
Злочин без кари: чому у Консультативній раді не домовляться про мир на Донбасі?
Дело одного из основателей "ДНР" Романа Лягина, в отношении которого украинский суд в течение почти года не может вынести свое решение, демонстрирует, что у украинской власти нет четкой стратегии завершения войны на Донбассе. (укр.)
Действительно ли необходимо чрезвычайное положение для борьбы с COVID-2019?
Зачем может понадобиться надстройка в виде чрезвычайного положения с дополнительными полномочиями для СБУ, Нацгвардии и т.д.? (укр.)
Мины не знают карантина
По данным ООН, в 2019 году мины были причиной 35% случаев смертей и ранений гражданского населения Донбасса, связанных с войной. (укр.)
Секс год спустя: изменилась ли наша жизнь с новым законом о половой свободе
За период с 1 января 2019 не найдено ни одного судебного решения о привлечении к ответственности за ложное обвинение в изнасиловании. (укр.)
Украинское чудо: общественные инициативы – наше секретное оружие и шанс на спасение
Солидарность – это способность человека действовать, опираясь не на наиболее эффективные подходы, а на причастность.