Варианты украинской геополитической стратегии. Российский вектор

189 просмотров
Четверг, 18 ноября 2010, 14:03
Виталий Филиповский
политический аналитик

В современном мире от внешней политики государства зависит огромный спектр показателей, определяющих её экономическое, политическое и интеграционное развитие. Игнорирование стратегии развития государства на мировой арене приводит к её дезориентации, потере системности в ее действиях, что, несомненно, отображается и на внутреннем развитии страны.

Было бы странно утверждать, что ситуативные действия, основанные на сиюминутных решениях, могут принести больше дивидендов, чем грамотное прагматическое видение вектора развития станы. С этим спорить сложно. Но практика показывает, что в украинских реалиях жить подобным образом можно в течение 20-и лет, без глобального видения своего места в мире, без четкого плана международной деятельности.

Украина действительно является уникальным примером сложного и одновременно выгодного геополитического положения. Оно априори диктует поиск некоего уникального и специфического пути, отличного от полярной геополитической принадлежности. Попытки реализовать подобную принадлежность к тому или иному полюсу, как правило, приводят к ухудшению украинских позиций в ряде вопросов, и вызывают резкий социальный резонанс, продиктованный объективными причинами как идеологического, так и ментального, культурного и другого плана.

В связи с этим, для грамотного внешнеполитического менеджмента требуется четкий просчет возможных сценариев, и главное - возможных рисков политических решений в этой сфере. Они должны отвечать украинским интересам и сопутствовать развитию Украины, а не служить разменной монетой в руках глобальных геополитических игроков.

Чтобы сделать данную стратегию общенациональной и максимально компромиссной и выгодной для развития Украины, необходимы интеллектуальные, экономические, информационные и другие ресурсы.

Рассмотрим основные сценарии формирования стратегии внешней политики для Украины.

Одновекторность

Данный сценарий выходит из четкого геополитического выбора Украины в пользу одного из центров влияния. При всем плюрализме подходов, этими центрами для Украины является ЕС/США и Россия.

Не хочется акцентировать внимание на том, что частично этот сценарий уже реализовывался в украинской практике. Формата комплексной стратегии он не носил, соответственно, говорить о рисках довольно сложно. Тем не менее, занять позицию при одном из полюсов было соблазнительно и для Кучмы - при формате многовекторности, и для Ющенко - при латентной и чисто демонстративной евроинтеграции. А сейчас и для Януковича - при поиске путей меньшего социального сопротивления.

Данный путь выглядит очень соблазнительно при оценке политических бонусов для власти, в виде политической лояльности. Но оказывается очень печальным для страны в целом, так как подразумевает ответную реакцию по отношению к Украине.

При оценке рисков и бонусов подобного сценария разделим его на два направления: российский и евроатлантический.

Российский вектор

Особую роль России в украинской внешней политике отрицать бессмысленно, исходя из исторических, географических и экономических причин. Это обуславливают соответствующую почву политическим элитам для акцента именно на этом направлении.

Основные факторы, позитивно влияющие на подобный выбор:

- Географическая близость. Как бы там ни было, но удобные географические условия сотрудничества с Россией упрощают систему коммуникаций и варианты для экономической интеграции. Украина в данном аспекте имеет свои транзитные возможности.

- Экономические связи, объективно сложившиеся еще в период СССР, являются одним из главных столпов украинско-российских отношений, и главным козырем политических сил при аргументации данного вектора.

- Историческая, культурная, ментальная составляющая, формирующая некоторое поле украинско-российской общей идентификации, которая, в то же время, выступает и главным барьером для развития отношений. Главной причиной этому выступает соответствующая неоднородность Украины

Все последующие факторы, так или иначе, будут пересекаться с этими тремя, лейтмотив которых - доказательство схожести в разных аспектах жизни.

Учитывая то, что подобные факторы трактуются разными социальными и политическими группами в Украине с разных позиций и фактически формируют основные pro и contra данных отношений, стоит проанализировать основные риски, которые разделим на несколько составляющих.

Политические риски. Все риски, касающиеся места Украины при продвижении на Восток, традиционно связывают с потерей собственной политической независимости и потерей самостоятельности в принятии решений. Это выглядит вполне логичным. Ведь при создании общих проектов с Москвой, доминанта последней видна невооруженным глазом.

В свою очередь, такая доминанта будет распространяться и на международную позицию официального Киева в ряде вопросов, в которых авторитет Москвы существенно влияет на украинскую позицию. Украина при таком раскладе теряет всякую возможность на поддержание стратегического военного нейтралитета и ситуативного сотрудничества с НАТО в ряде выгодных для Украины вопросов.

В результате формируется геополитический вакуум, который парализует маневренность украинской внешней политики, воспринимаемой через призму позиции Москвы.

Способы управления рисками:

1. Среди возможных механизмов, способных смягчить подобные тенденции, стоит отметить попытку оптимизировать переговорный процесс с Россией, с оговоркой "отступных возможностей" в виде сохранения соответствующей самостоятельности. Маловероятно, что Россия может пойти на подобные уступки. Но вероятность подобного действия будет зависеть от харизмы и переговорных способностей украинской стороны, а также от умения использовать российские амбиции в своих целях.

2. Проведение "двойной политики", которая заключается в особом преподнесении информации внешней деятельности Украины для отечественной прессы, общества и политической элиты. Своего рода - интерпретации международных отношений. Подобный механизм требует довольно серьезных информационных ресурсов и высокого уровня внутриполитической лояльности. В современных условиях это практически невозможно реализовать. Соответственно, "утечка информации" и оппозиционные настроения обеспечены.

Экономические риски. Тесные экономические отношения с РФ, хоть и имеют большие преференции для Украины в виде увеличение притока инвестиций, возможного выхода на новые рынки сбыта, создания свободной экономической зоны, увеличения товарооборота и уменьшения себестоимости отечественных товаров, все же имеет достаточно высокие риски. Они связаны с формированием зависимости украинской экономики от российской, обусловленной разными возможностями и ресурсами сторон.

Приток российского капитала может окончательно уничтожить отечественного производителя, а чрезмерное экономическое сотрудничество приведет к сдаче национальных интересов в тех отраслях, где Украина не имеет своих политических козырей, например, в топливной.

Все вышеизложенное подтверждается стабильно отрицательным сальдо внешнеторгового баланса между Украиной и Россией. На 19 августа 2010 года он составил 1,6 миллиардов долларов.

Динамика взаимных инвестиций, миллионов долларов, Украины и России за 2005-2009 годы, данные Центра Разумкова Национальная безопасность и оборона.

Способы управление рисками:

1. Модернизация отечественного производства, повышение уровня конкурентоспособности.

2. Повышение заинтересованности России в украинской продукции.

3. Уменьшение себестоимости украинских товаров.

4. Поиск альтернативы российскому сырью.

Все вышеизложенные механизмы борьбы с рисками реализовать практически невозможно, так как они во многом противоречат рассматриваемому сценарию и требуют колоссального материального обеспечения.

Культурно-национальные риски. Данная группа рисков вероятна при углублении взаимоотношений Украины с Россией в гуманитарной сфере. Это вызовет переосмысление украинской культурной парадигмы, если такая когда-либо в Украине была.

Имея общие исторические корни, избежать переосмысления общих исторических событий невозможно. А при допущении наших российских коллег в культурное пространство Украины, логично предположить уже традиционную для России трактовку общей истории.

Учитывая то, что в Украине объективно существует социальный раскол в культурном измерении, а последние тенденции говорят о его радикализации, - избежать внутриполитического конфликта просто невозможно.

Подобная логика возможна и со стремлением россиян расширить права русского языка в Украине, что будут чувствовать на себе не только Восток, но и Запад Украины.

Способы управление рисками:

Весь комплекс мер, возможный для уменьшения культурного аспекта всех рисков, можно свести к максимальному ограничению влияния России на культурную сферу Украины.

Подобный механизм не может применяться чистом виде, так как все развертывание сценария сотрудничества и геополитической связи с Россией уже априори проходит через культурно-исторический консенсус.

Здесь возможно лишь уменьшение роли данного сегмента, не заостряя внимание на культурно-исторической риторике. Это вызовет, естественно, и свои последствия в виде полного провала собственной политики на Западе Украины и повышенного уровня антагонизма между регионами.

Все вышеописанное наталкивает на логичный вывод о том, что геополитический выбор в сторону России несет за собой значительные риски, управление которыми практически невозможно.

В то же время, обращая внимание на описанные выгоды подобного сотрудничества, в частности, в экономической сфере, стоит отметить: при правильном подходе "вписать" их можно будет и в другой сценарий, используя экономические выгоды от сотрудничества с Россией.

Виталий Филипповский, политический аналитик, специально для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)