Крымские татары. Who we are?

2655 просмотров
Четверг, 26 мая 2016, 15:43
Эмине Джеппар
первый заместитель министра информационной политики Украины, для УП

"Крымские татары – это terra incognita для мира", –  услышала я однажды от одного европейского дипломата в Киеве.

А что знает о крымских татарах Украина, подумалось мне в тот момент?

Украинцы в возрасте 35+ были погружены в советскую реальность.

Они ходили в советские школы, читали советские газеты и смотрели советское ТВ. Они во многом, открывали для себя этот народ как "татаро-монгольское иго", "дезертиров-коллаборационистов", "предателей" и "поделом депортированных за все преступления против советского народа".

Информационная формула в отношении крымских татар уже независимо-зависимой Украины (до 2014 года) звучала примерно так: "национальное меньшинство - захватчик земли- вечно просящий справедливости турецкий сепаратист".

Самое позитивное, что возникало в ассоциативном ряду, – "чебурек" и "пахлава". Они напоминали о пляжном загаре у Черного моря и отпуске в Крыму.

Только спустя два десятилетия после того, как в украинский Крым вернулись крымские татары, украинцы стали открывать для себя коренной народ, его историю, самобытную культуру и даже язык.

Борьба крымских татар во время аннексии и по сей день, стерли из сознания многих украинцев из СССР ярлык "предатель".

Теперь "селям алейкум" и "сагь ол" из уст обычных украинцев уже не звучат дико, теперь даже президент говорит по-крымскотатарски. 

Нас называют чемпионами мира по практике ненасильственной борьбы за свои права. У нас учатся этой демократической практике. Она необходима украинцам для формирования гражданского общества.

Быть крымским татарином – это современный социально-политический мейнстрим. При упоминании о нас, украинец нынче рефлексирует иначе. Он сразу вспоминает о Джамале, Мустафе Джемилеве, депортации, фильме "Хайтарма".

Только вот теперь украинцы уже не вспоминают о летнем отпуске. Теперь украденный Крым – это гетто, где нет места свободе, и откуда каждый день упорно выдавливают Украину. А крымские пахлаву и чебуреки можно отведать у переселенцев…на материке.

 У украинского общества до сих пор есть вопрос, что это за народ – крымские татары?

"КТО МЫ", – спросила я себя? Что бы я хотела рассказать о своем народе, который сегодня героически (без пафоса) выживает в условиях репрессий оккупанта?

МЫ – КОРЕННОЙ НАРОД КРЫМА. Это значит, что мы не пришли, ушли и как-то вернулись вновь. Крымские татары, как народ, родился в Крыму и вобрал в себя ВСЕ то, что Крым накапливал веками. Мы хранители файлов историй, культур, практик и ритуалов всех народов, проживающих в Крыму. И да – мы не остатки татаро-монгольского ига.

МЫ – ЕВРОПЕЙЦЫ. Демократия, права и свободы человека и народов – основа нашей многолетней борьбы. Для крымских татар – это не просто термины из учебника по правоведению. Это выстраданные ценности. 

Почти все молодые крымские татары, как минимум, знают три языка. Для нас нормально интегрироваться в другую культуру, познавая и принимая, не растворяться в ней.

Мы не захватывали чужих земель.

МЫ – ПАТРИОТЫ. Крымские татары всегда защищали все украинское на полуострове. Когда я училась в 5-м классе керченской средней школы, мои родители не подписали документ об отказе изучать украинский язык.

Таких, как мои родители – тысячи, именно поэтому в Крыму можно было слышать украинскую речь именно от крымских татар. Если вы будете в Крыму, подойдите к нескольким крымским татарами и заговорите с ними на украинском. Уверена, в ответ вы услышите, как минимум, попытку ответить вам на том же языке.

МЫ ТОЛЕРАНТНЫ. Крымские татары с уважением принимают другие народы, живущие рядом. Я никогда не слышала расистских высказываний о "чурках" от своих соотечественников в отношении к каким-либо другим народам. Религиозная терпимость, к примеру, практиковалась еще крымскими ханами, когда из личной казны выделялись деньги на строительство храмов.

МЫ ИСПОВЕДУЕМ НЕНАСИЛИЕ. Мустафа Джемилев как-то сказал, что очень гордится национальным движением крымских татар за свои права, главным из которых долгое время было право жить на Родине.

Эта борьба не пролила крови других так же и по возвращению в Крым после распада СССР. Мы не устраивали вендетту за отобранные дома, имущество и память. Мы не забирали назад свои дома...  Мы занимали пустую землю и строили дома сами. Наши стройки длятся до сих пор. Времянки превращаются в подсобки и сарайчики рядом с большими домами, где собирается многочисленная родня.

ОБРАЗОВАНИЕ – почти культ. Крымские татары, возвращаясь с мест ссылок были вынуждены выживать, по многим причинам. На работу по специальности их не устраивали, ведь в паспорте была обозначена запрещенная национальность. Прописку тоже не давали, ведь не было работы. Поэтому многие прятали дипломы и шли на рынки, сооружали теплицы, чтобы дать возможность получить образование детям.

ДОМ, ЗЕМЛЯ, СЕМЬЯ и РОДИНА – основа нашей национальной самоидентификации. Крымские татары по умолчанию стремятся к Земле. На ней они строят Дом, возделывают сады и огороды. В этих домах рождаются большие Семьи, где, как правило, много детей, где уважают стариков. В наших семьях чтят память о предках. 200 человек родни на наших свадьбах – это небольшая свадьба. В наших домах все лучшее и самое вкусное предлагают гостям. Мы знаем своих соседей.

Наша коллективная память хранит множество практик, которыми мы готовы делится. Уверена, крымские татары делают большой вклад в выстраивание европейской Украины и история победы Джамалы еще одно подтверждение тому.

Эмине Джеппар, первый заместитель министра информационной политики Украины, для УП

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Реклама:
Информационная изоляция Донбасса или Еще один "грех" Facebook
Почему невозможно таргетировать рекламу в соцсетях по всей Украине (укр.).
̶Н̶е̶ для прессы. Почему Раде следует восстановить прозрачность
Как Банковая планирует дальше блокировать назначение Клименко руководителем САП
Руководство страны может попытаться использовать ручную комиссию сейчас, затянув назначение Клименко на несколько месяцев и переиграть уже даже утвержденные результаты (укр.).
Кредиты и ипотека во время войны
Как государство поддерживает тех, у кого есть кредиты в банках и что делать, чтобы не допустить массового банкротства после войны? (укр.)
Зеленое восстановление транспорта: удобно для людей
Какие принципы следует учесть при восстановлении городов, чтобы улучшить систему общественного транспорта? (укр.)
Запустите малую приватизацию в условиях войны. Что для этого нужно?
Зачем возобновлять процесс приватизации во время войны? (укр.)
Оккупанты воруют украинское зерно: поименный список мародеров
Кто помогает вывозить и какие компании покупают у россиян украденное украинское зерно? (укр.)