Михаил Дубинянский историк, политический обозреватель

Сексизм и свобода

"Це питання про справедливість. Це не питання до жінок, чоловіків немобілізаційного віку або дітей. Вони вільні", – Владимир Зеленский произнес эти слова на январском форуме в Давосе, обосновывая необходимость возвращения наших беженцев из-за границы.

Вероятно, до большой войны приравнивание украинской женщины к немощным старикам и беспомощным детям могли бы расценить как проявление сексизма. Тем более что дальше глава государства заговорил о необходимости не только служить в армии, но и работать на благо страны ("Ти можеш працювати й не бути на фронті. Це залежить від ситуації. Але ти повинен сплачувати податки").

Получилось, что труд женщины не настолько важен и ценен для Украины, как труд мужчины, и поэтому возвращение работоспособных украинок на Родину не требуется. Чем не повод рассердиться на президента и посчитать его слова обидными для наших соотечественниц за рубежом?

Реклама:

Но одно дело, когда сексистское представление о "слабом поле" оборачивается дискриминацией женщин и всевозможными ограничениями для них. А другое дело, когда это же представление становится источником определенных преференций.

Когда доброжелательный сексизм обеспечивает украинской женщине свободу передвижения. Когда сексизм позволяет женщине свободно выбирать степень личной вовлеченности в войну. Когда благодаря сексизму формула, озвученная президентом в Давосе – "В Україні не можна просто дихати повітрям. Ми у війні. І тому ти працюєш або воюєш", – распространяется только на украинцев, но не на украинок.

Подобная тенденция почти не бросалась в глаза в начальный период войны, поскольку тогда Украина воевала преимущественно силами добровольцев. А добровольцами становились люди обоих полов, и защита Родины по велению сердца не предполагала сексистских предрассудков.

Женщины и мужчины вместе стояли в очередях в военкоматы. Женщины и мужчины вместе оказывались на фронте. Женщины и мужчины вместе занимались волонтерством. Женщины и мужчины вместе жертвовали собой ради украинского будущего.

Но со временем поток добровольцев-пассионариев значительно сократился. Стране пришлось больше полагаться на принудительную мобилизацию обывателей. И в какой-то момент стало невозможно прятаться от очевидного факта: масштабная война означает новые законодательные обязанности для большинства украинских мужчин, но у большинства украинок дополнительных обязанностей перед государством не появилось.

Как правило, новые обязанности наших соотечественниц – например, необходимость в одиночку заботиться о детях – порождены самой войной, а не государством с его законами и ограничениями.

Между матерью, которой приходится вывозить детей в ЕС, спасая их от вражеских обстрелов, и одинокой украинкой, которая едет в Европу отдохнуть от войны – целая жизненная пропасть. Но, с точки зрения государства, они равны, и возвращения на Родину не потребуют ни от одной, ни от другой.   

Когда украинское государство говорит о "гражданском долге", то чаще всего подразумевается гендерный долг. Гендерные маркеры становятся важнее любых других.

18-летняя девушка может поехать на учебу в Краков, Берлин или Оксфорд. Но 18-летнего юношу, не подлежащего мобилизации и поступившего в зарубежный вуз, из Украины не выпустят.

Женщины, стоящие на военном учете, выезжают из страны беспрепятственно. Зато у мужчины, исключенного с воинского учета, вполне могут возникнуть проблемы при пересечении границы. Такова наша реальность, в которой именно пол приобретает первостепенное значение.

Могло ли быть по-другому? Чисто гипотетически Украина военного времени могла бы нагрузить своих дочерей дополнительными обязанностями, выбрав одну из двух альтернативных моделей. Условно назовем их "израильской" и "палестинской".  

Палестинская модель – это возвращение к дремучей архаике и ультрасексизму. Мол, никакого гендерного равенства нет и быть не может. Природу не обманешь, и она изначально отвела мужчинам и женщинам разные роли. Предназначение любого мужчины – быть воином и защитником. А предназначение любой женщины – производить на свет новых воинов и защитников, и чем больше, тем лучше. Как некогда заявил Ясир Арафат: "Матка арабской женщины – наше главное оружие!".

Реклама:

В этой парадигме молодая здоровая украинка, отказывающаяся от рождения детей ради самореализации, не отличается от мужчины, который отказывается идти в армию. Такую женщину следует считать уклонистской, подрывающей будущее нации, и всячески дискриминировать. Есть риск, что со временем подобные призывы еще зазвучат в Украине, но, к счастью, пока их не слышно.

Напротив, израильская модель – подчеркнуто прогрессивная и антисексистская. Она наделяет граждан и гражданок не только равными правами, но и равными обязанностями. Обязанность защищать свою страну не зависит от пола, и молодые здоровые женщины должны служить в армии вместе с мужчинами – разумеется, со скидкой на объективные биологические факторы. Именно так обстоят дела в ЦАХАЛ.

Зимой 2023–2024 годов израильскую модель даже пробовали рекламировать в Украине, но без особого успеха. Идею массовой мобилизации женщин решительно отвергли и президент Зеленский, и бывший главком Залужный, и большинство самих украинок. Борьба за равенство обязанностей не вызывает такого же энтузиазма, как борьба за равенство прав, и это совершенно естественно.  

Вместо израильской или палестинской моделей наша страна выбирает свою собственную, украинскую. И эта модель оригинальна и по-своему эффективна.

Суть украинской модели в том, что после 24.02.2022 для мужчин предусмотрена новая этатистская парадигма, в которой обязанности индивида перед государством и нацией важнее его личных прав и свобод. Женщинам же позволено остаться в прежней либеральной парадигме, где личные права и свободы значат больше обязанностей.

Если среднестатистический украинец принадлежит Родине, то среднестатистическая украинка принадлежит себе или своей семье. В этом подходе можно разглядеть недостаток гендерного равенства и выраженный элемент сексизма, но такое распределение ролей выгодно для Украины.

Сегодня наше государство критически зависит от западной помощи – а, значит, и от западного общественного мнения. Однако мирный Запад существует в либеральной парадигме, и некоторые методы, практикуемые Украиной в разгар войны, представляются ему чересчур жесткими и недемократичными.

Ни силовая мобилизация, ни охота за беглецами на границе не могут понравиться зарубежному наблюдателю. В январе 2024-го журналистка немецкого телеканала ARD уже задавала президенту Зеленскому неудобный вопрос о военкомах, задерживающих мужчин прямо на улицах. И чем больше Украина будет ассоциироваться с подобными картинами, тем больше европейцев и американцев будут смотреть на нас косо.

Но тут на выручку Украине приходят ее свободные дочери. В мире женщин все по-другому: тут никого не заталкивают в микроавтобусы и не вылавливают из Тисы. Тут идут в армию лишь по зову сердца. Тут остаются на Родине исключительно по собственному выбору. Тут нет силового принуждения – тут все добровольно и благопристойно.

И это именно та картина, которую приятно видеть нашим либеральным друзьям на Западе. Будем говорить честно: сегодня имидж Украины как правового европейского государства держится в первую очередь на женских плечах.

Реклама:

Чем больше неприятных эксцессов происходит в мужском мире, тем большую ценность для страны приобретает либеральный женский мир. Он становится чем-то вроде передового предприятия, которое в старые времена можно было продемонстрировать высоким иностранным гостям – как доказательство того, что в СССР нет экономических проблем.

А современную украинку можно продемонстрировать Западу как подтверждение того, что даже в разгар кровопролитной войны в Украине не возникает никаких проблем с правами человека.

Свободные женщины – это лицо той Украины, которая не просто воюет с Россией, но параллельно идет в Европу и не отказывается от западных ценностей.

В теории государство могло бы закручивать гайки не только для своих граждан, но и для гражданок. Запретить украинкам свободный выезд из страны, заставив их работать и платить налоги на Родине. Изменить мобилизационное законодательство, обязав украинок служить в армии. Или же принуждать украинок к деторождению, дискриминируя бездетных.

Но действительно ли гипотетическая выгода от любого из этих решений перевесит колоссальные имиджевые потери?  

Михаил Дубинянский

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
гендер война
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования