Андреас Умланд аналитик Стокгольмского центра восточноевропейских исследований (SCEEUS)

Сможет ли Трамп положить конец войне Кремля против Украины?

Объявленная встреча на высшем уровне между президентами России и США вселяет ложную надежду на прекращение огня в Восточной Европе.

В январе 2025 года вступил в должность новоизбранный президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп, который пообещал положить конец российско-украинской войне в течение 24 часов.

Сперва новая администрация США в течение нескольких месяцев посылала в Москву дружественные сигналы, депеши и переговорщиков.

Но в июле Трамп неожиданно перешел к более жесткой линии в отношении правителя Российской Федерации Владимира Путина. Он одобрил продажу американского оружия Украине и неоднократно угрожал ввести вторичные санкции против торговых партнеров России. 50-дневный срок, который изначально дали России на то, чтобы она отказалась от своих требований, был сокращен до 10 дней.

Реклама:

Однако через несколько дней администрация США объявила, что ожидаемого торгового противостояния между двумя сверхдержавами и их партнерами не будет. Вместо этого теперь состоится встреча Трампа и Путина на Аляске.

По предварительным данным, в ходе переговоров между американскими и российскими сторонами появились признаки того, что, возможно, удастся достигнуть долгожданного перемирия.

Последние колебания Вашингтона в отношении Москвы являются лишь новым проявлением и без того очевидной непоследовательности политики, которую США при новой администрации ведет в отношении РФ.

Произошел странный поворот событий: за экономическими и военными угрозами президента США в адрес России вскоре последовали не менее громкие попытки Трампа умиротворить Путина. Теперь, по-видимому, две сверхдержавы должны решить судьбу Украины на историческом американско-российском саммите.

Однако есть сомнения, что новый раунд переговоров принесет какие-либо политически значимые и долгосрочные результаты. Как и в других вопросах, с 2014 года Россия разыгрывает в отношении Украины преднамеренный переговорный театр, цель которого – произвести впечатление как на собственное население, так и на международное сообщество.

В ходе сотен переговоров, десятков саммитов и в многочисленных документах, которые подписала Россия, на протяжении многих лет она неоднократно заявляла, что стремится к миру в Украине. Однако интенсивные переговоры до и после февраля 2022 года практически не изменили ход войны.

Напротив, неоднократные уступки России, на которые шли Запад и Украина, ограничения поставок оружия Киеву, а также нерешительная санкционная политика Европейского Союза и США подтолкнули Москву к новым авантюрам.

РФ оккупировала Крым в феврале 2014 года, а месяц спустя провела официальную аннексию полуострова.

Вскоре после этого, в апреле того же года, началась российско-украинская война на Донбассе.

В июле 2014 года Россия безнаказанно сбила малайзийский пассажирский самолет с множеством граждан ЕС на борту над зоной боевых действий.

В середине августа 2014-го началось российское вторжение в восточную Украину. Тогда же РФ впервые масштабно развернула свои регулярные войска на территории украинского государства.

А после нескольких небольших волн эскалации, в феврале 2022 года, началось полномасштабное вторжение Российской Федерации на территорию материковой Украины.

С тех пор военная и оккупационная политика России в Украине с каждым месяцем становится все более террористической и геноцидной.

Война в Украине длится вот уже более 11 лет, но США, как и многие другие страны, извлекли мало какие выводы из неудачных, пусть и интенсивных дипломатических переговоров и своей сдержанности.

Вторая администрация Трампа не только из внутренних соображений отрицает отрезвляющий опыт администраций Обамы и Байдена в отношениях с Кремлем. Она также забывает о том, насколько бесплодной была политика первой администрации Трампа в 2017–2021 годах, когда речь шла о войне на Донбассе.

В ходе предстоящих переговоров Путин может потребовать не только территориальных уступок, но и других ограничений суверенитета Украины. Даже несмотря на то, что правитель Кремля знает, что ни один украинский президент не сможет удовлетворить его максималистские требования.

Ключевым вопросом станет, в какой степени Трамп разделяет то, как Путин интерпретирует истоки, характер и значение агрессивной войны России.

Целью Москвы в предстоящих переговорах будет не столько долгосрочное урегулирование конфликта, сколько улучшение международного положения Российской Федерации. 

Путин будет стремиться, среди прочего, подорвать мировой порядок, требуя уступок, которые нарушают международное право; расколоть западный альянс; ослабить партнерство Запада с Украиной и, насколько это возможно, посеять внутреннюю рознь в Украине. 

Москва будет пытаться заманить американских и других западных политиков ложными уступками и обещаниями деэскалации, а также вынудить Киев вступить в кризис принятия решений. 

Как неоднократно с февраля 2014 года, Кремль постарается переложить ответственность за новый и окончательный провал переговоров на Украину.

В рамках этой стратегии не исключено, что состоится временное прекращение огня. Только если Москва сочтет, что это отвечает текущим дипломатическим, внутренним, экономическим и геостратегическим интересам России. 

Кремль может использовать иллюзию готовности России к компромиссу и приостановку бомбардировок украинских населенных пунктов, чтобы подорвать единство и решимость, которые с 2025 года укрепились в Европе в отношении помощи Украине, и углубить раскол, который уже существует между США и другими партнерами по НАТО.

Ограниченное прекращение огня также даст возможность перегруппировать российские войска, укрепить оккупационный режим на аннексированных украинских территориях и поставить под сомнение санкционную политику Запада.

С 2014 по 2021 год в войне России на Донбассе уже было несколько периодов затишья. Однако эти относительно мирные периоды в конечном итоге не привели ни к прекращению, ни к замораживанию вооруженного конфликта. Наоборот, они подготовили почву для его эскалации в полномасштабную экспансионистскую войну РФ против украинского государства.

Другим вариантом, который может быть в интересах России, является прекращение огня дальнобойными вооружениями. При таком раскладе обе стороны воздерживаются от ракетных и беспилотных ударов за линией фронта. За последние три с половиной года Россия нанесла удары по многим ключевым объектам инфраструктуры Украины с разной степенью успеха. Однако Украина со временем адаптировалась к этим ударам и, например, создала относительно устойчивую энергетическую инфраструктуру.

В последние месяцы РФ совершила крупные удары беспилотниками и ракетами по гражданским целям Украины, в том числе в Киеве. Массированные удары России часто позволяли преодолеть противовоздушную оборону Украины, создавая драматические картины взрывов, в частности в украинской столице. Однако усиление ударов по жилым зданиям, больницам, культурным учреждениям и универмагам Украины в военном значении остается низким.

Напротив, в последние месяцы Украина неоднократно успешно била беспилотниками дальнего действия по российским военным, промышленным и инфраструктурным объектам. Даже в глубине тыла не раз подвергались ударам военные базы, топливные склады, аэропорты, нефтеперерабатывающие заводы и другие объекты, связанные с обороной РФ.

Иногда драматичные взрывы и пожары на российских предприятиях имеют не только растущее материальное значение для российской экономики и армии, но и производят определенный психологический эффект на российское население и мировую общественность.

В войне с использованием беспилотных летательных аппаратов большой дальности Украина может с особой эффективностью пускать в ход новейшие технологии, чтобы компенсировать численное превосходство противника. На этом фоне не исключено, что Путин теперь захочет приостановить или даже прекратить эту часть войны.

Военное партнерство и политика западного альянса в отношении Украины остаются стержнем будущих переговоров. До тех пор, пока не будут предоставлены надежные гарантии безопасности Украины, прекращение огня послужит обеим сторонам лишь для того, чтобы перегруппировать военные силы и экономические ресурсы, а также подготовить население к следующему витку эскалации. 

Помимо практического вопроса о будущей безопасности Украины стоит более широкий вопрос о будущей роли США в мировой политике в целом и в Восточной Европе в частности.

Вашингтон и Москва не могут, как это, по-видимому, планируется, вести переговоры о суверенитете и целостности европейского государства в отсутствие представителей Украины и других европейских стран.

Кроме того, после предоставления Украине гарантий безопасности в печально известном Будапештском меморандуме 1994 года в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Соединенные Штаты не могут допустить каких-либо обсуждений вопросов границ и суверенитета Украины.

Если, несмотря на это соглашение, заключенное три десятилетия назад, два официальных государства, обладающих ядерным оружием и являющихся постоянными членами Совета Безопасности, заключат соглашение, в результате которого Украина – соучредитель ООН, подписавшая ДНЯО, член Совета Европы и участник ОБСЕ – останется политически и территориально разваленным государством, человечество приблизится к тому глобальному хаосу, кооторый господствовал в мире до 1945 года.

Д-р Андреас Умланд – аналитик Стокгольмского центра по изучению Восточной Европы (SCEEUS) при Шведском институте международных отношений (UI)

Колонка представляет собой вид материала, отражающего исключительно точку зрения автора. Она не претендует на объективность и всесторонность освещения темы, о которой идет речь. Мнение редакции "Экономической правды" и "Украинской правды" может не совпадать с точкой зрения автора. Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
российско-украинская война Трамп Путин США
Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования