Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Политический кризис по-украински

Понедельник, 22 января 2001, 10:02
Рано утром президент подпишет приказ о ее отставке. Пока же она вела бесконечные переговоры и, видимо, искала поддержку у тех, кого каждые 10 минут заводили в потайную комнату отдыха.

Юлия Тимошенко: Там мэр Черкас, ты его завела туда? Так заведи, ну…

Корреспондент: Самой известной в свое время бизнес-леди страны, а теперь политику, официальное обвинение Генеральная Прокуратура предъявила в начале недели. Как говорит прокурор, уже собрано много томов о том, как в 96-м году президент корпорации "Единые энергосистемы Украины" Тимошенко вместе со своим мужем через британскую подставную фирму незаконно переправляла за границу природный газ. Получила более миллиарда долларов дохода. При этом подделывала финансовые документы и помогала материально Павлу Лазаренко. Самое интересное, что, если это действительно так, обо всем должно было быть известно президенту Леониду Кучме еще год назад, когда он принимал решение о назначении. Но наказать Тимошенко решили сейчас. Ее муж уже находится в следственном изоляторе. Сама она пока только уволена. По словам генерального прокурора, за то, что вела себя недостойно.

 
 
Михаил Потебенько, Генеральный прокурор Украины: Используется помещение государственное, где должны вершиться государственные дела, решаться вопросы народного хозяйства и так дальше, - решаются вопросы Юлии Тимошенко. Это что, нормально в государстве нормальном?

Корреспондент: На допросах Юлия Тимошенко все отрицает и заявляет о том, что это уголовное дело – политическое преследование. Правительство стало оппозиционным не только к президенту, но и к приближенным к нему финансовым группировкам.

Юлия Тимошенко: Это конкретные люди, это конкретное влияние на первого человека в стране, это конкретное влияние в парламенте. И совершенно конкретное влияние на силовые структуры. Парятся вместе, подлецы – вы понимаете вот? И парясь, решают вот такие вопросы, эпизоды.

Корреспондент: Версий того, почему захотели убрать вице-премьера, сейчас на Украине так много, что до сих непонятно, какая из них основная. Говорят даже о том, что Тимошенко мешает развитию секретного военного проекта России – Украины по выпуску на одном из заводов, которым раньше руководил Кучма, баллистических ракет. Якобы именно этим объясняется интерес к ней российской военной прокуратуры, а также внезапный визит в Киев министра обороны. Впрочем, сам маршал Сергеев ничего не говорил ни о Тимошенко, ни о ее контракте с его ведомством, которое потеряло 350 миллионов долларов. Украина погрязла в скандалах, и, похоже, все они связаны между собой.

Громкая история о прошлом вице-премьера началась как раз в тот момент, когда не только в Киеве, но и во многих других городах начались крупные демонстрации под лозунгом "Украина без Кучмы". На несколько дней площадь перед зданием Верховной Рады превратилась в палаточный лагерь, в котором собрались вместе непримиримые до последнего местные коммунисты и социалисты. Оппозиция требовала отставки президента и заявляла о том, что дело Тимошенко было начато для того, чтобы отвлечь внимание от главного – странного исчезновения журналиста Гонгадзе. Сейчас на площади Независимости осталась только одна палатка, около которой выставлен круглосуточный пикет. Власти смоги избавиться от массовых акций, но пока им не удалось одного – заглушить кассетный скандал, о котором говорят далеко за пределами Украины. На внеочередном заседании парламента приехавший сюда член Совета Европы Анджей Рубанчик заявил, что они начинают собственное расследование этого запутанного дела, у которого каждый раз появляются странные повороты, иногда подтверждающие, что власть не заинтересована его раскрыть. С момента исчезновения главного редактора крупнейшей Интернет-газеты "Украинская правда" прошло 4 месяца. Его мать по-прежнему задает один и тот же вопрос, на этот раз впервые депутатам с трибуны.

Леся Гонгадзе, мать Г. Гонгадзе: Де мий сын? Де мий Гия?

Корреспондент: Перевод этих слов: "Где мой сын? Где мой Гия? Который 31 год был рядом со мной. Пока я жива, я хочу знать ответ, каким бы страшным он ни был."

Все началось 16 сентября. Георгий Гонгадзе в тот вечер торопился домой. Его в назначенный час около дома ждали жена и дети. Он спустился по лестнице, вышел во двор, и больше его никто не видел. Спустя какое-то время Украину потрясла секретная пленка, которую обнародовал депутат Александр Мороз. Он был первым, кто услышал на ней голоса, которые приписывают президенту, министру внутренних дел и главе службы безопасности. Говорит, что, если бы это была фальсификация, он бы не стал действовать так открыто.

Александр Мороз, депутат Верховной Рады Украины: Это действительно правда. Тем более она подтверждена десятками примеров по тем фактам, которые обсуждались в кабинете президента.

Корреспондент: Аудиозапись, как уверяет сделавший ее майор государственной безопасности Николай Мельниченко, который сейчас находится где-то за границей, включает в себя более трехсот часов переговоров в кабинете президента. Пока он выбрал только те фрагменты, которые касаются Гонгадзе. Плохое качество и не совсем разборчивый украинский язык, но общий смысл понятен.

 
 
Аудиозапись переговоров в кабинете президента:

- "Украинская правда", ну просто, б..., оборзели. Подонок, б..., грузин.

- Гонгадзе?

- Гонгадзе. Ну кто же его финансирует...

- Я же говорю, вывезти его и выкинуть. Дать чеченцам... (Далее неразборчиво)

- Мы придумаем, мы сделаем так, чтобы...

- Я бы сделал так, б..., у меня команда боевая, орлы такие, что хочешь сделают.

Первая реакция на это президента Леонида Кучмы была короткой.

Леонид Кучма, президент Украины: Я хворих на головы людей не коментую. (Перевод: "Я больных на голову не комментирую")



 
 
Корреспондент: В это время многие начинали припоминать, о чем и о ком писал Георгий Гонгадзе – в основном о тех, кто стоял у власти, кто был рядом с ней. А этот эфир пропрезидентского телевидения до сих пор многие помнят, когда Георгий, нарушив все договоренности с редакторами, задал президенту, сидящему в студии, прямой вопрос. Леонид Кучма был явно растерян.

Георгий Гонгадзе, журналист: Где булы… (Перевод: "Где были наши правоохранительные органы, когда чиновники уводили за границу миллионы долларов, а вы их держали? Два варианта – либо вы до сих пор покрываете некомпетентных людей, либо вы сами все знаете.")

Корреспондент: Совсем недавно новым поворотом в кассетном скандале стали откровения бывшего офицера службы безопасности, записанные на видеопленку. Он, после заявления генпрокурора о том, что сделать такую запись невозможно, объяснял, почему он пошел на это и как записал.

Николай Мельниченко, офицер запаса Службы Безопасности Украины: Запись, точнее документацию президента Украины я начал проводить после того, как стал свидетелем, как Леонид Кучма отдает преступный приказ.

Корреспондент: Как технически проводилась запись? Какое именно устройство использовалось для снятия информации?

Николай Мельниченко: Самое элементарное – цифровой диктофон.

Корреспондент: Обо всем этом Мельниченко готов рассказать в суде, но сейчас к нему больше вопросов. Как, к примеру, можно было записать 300 часов, если цифровой чип рассчитан максимум на шесть? Возможно, офицер их менял, но как и с помощью кого? С другой стороны, Генеральная прокуратура еще до оглашения результатов экспертизы возбуждает уголовное дело по клевете и делает политическое заявление о том, что это провокация, подготовленная Западом. Между тем, нашелся человек, который узнал на пленке свой голос. Тарас Черновол – сын погибшего при загадочных обстоятельствах лидера оппозиционной партии "Рух". Он как раз в сентябре встречался с президентом в его кабинете. Тогда Тарас настаивал на возрождении партии и возобновлении уголовного дела о гибели отца. Все списали на несчастный случай: случайный грузовик, перегородивший ночью узкую дорогу.

Тарас Черновол, депутат Верховной Рады Украины: Я абсолютно подтверждаю, это еще только политическое пока что заявление, что именно этот разговор, именно на эту тему, именно в этих тональностях у нас действительно происходил. Он происходил рядом с этим диваном, под которым, как свидетельствует Мельниченко, было спрятано подслушивающее устройство.

Корреспондент: Возможно, это действительно большая игра, в которой так много участников, тем более что отставка президента сейчас выгодна многим. Той же Юлии Тимошенко или политикам, проигравшим на выборах. Но тогда почему эта история становится детективной? В конце ноября в Таращинском лесу, что недалеко от Киева, было найдено обезглавленное тело человека. Несколько недель оно пролежало в морге, и никто из родственников об этом даже не знал. Хотя в протоколе обследования тела судмедэксперт поставил вопрос: Георгий Гонгадзе? Об этом случайно услышали коллеги пропавшего журналиста. Елена, которая его последним видела в тот вечер и еще несколько сотрудников "Украинской правды" срочно выехали в Таращи. Там, на месте, они нашли украшение Георгия, а еще увидели рентген руки, в которой были осколки. Сомнений не было. Но вновь неожиданный поворот.

Елена Притула, и.о. главного редактора газеты "Украинская Правда": В тот момент, когда мы уже решили забирать тело в Киев и везти его либо под нашим наблюдением, либо в сопровождении милиционера в областной морг, тело просто-напросто исчезло из Таращ.

Корреспондент: Позже тело обнаружилось в Киеве. Кто его туда перевез, никто не знает. На днях была сделана ДНК-экспертиза, которая на 99% подтвердила родственную связь погибшего с матерью Гонгадзе. Между тем, прокуратура ее потерпевшей не признает и делает сенсационное заявление. Теперь о том, что, по их информации, Гонгадзе жив и вместе с Мельниченко пересек чешскую границу.

Михаил Потебенько: Уже люди есть в этом государстве, вот, есть данные пересечения, так сказать, границы.

Корреспондент: Жена Георгия Гонгадзе уже давно не включает телевизор, чтобы трехлетние Нана и Саломе ничего не узнали. Они до сих пор ждут отца домой, слово "большая игра" воспринимая по-своему.

Мирослава Гонгадзе, жена Г. Гонгадзе: Они могут сказать, что мы его ищем, и будут искать его год, полтора, два, я не знаю сколько. Вот и все.

Корреспондент: Сегодня на центральной площади Украины демонтировали главную елку страны – ярких огней, новогодних политических лозунгов в этом месте с названием Майдан Незалежности уже не осталось. Кроме плаката, на котором крупно написано: другой такой державы вы нигде не найдете. Это действительно так, если иметь в виду одно обстоятельство – высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел, а также несколько оппозиционных депутатов парламента сейчас находятся в следственных изоляторах. Один из них уже сидит в немецкой тюрьме. В американской колонии ждет приговора бывший премьер-министр, и это, как известно, не все. Действующему вице-премьеру предъявлено обвинение в контрабанде, а сам президент, который явно хочет избавиться от такого состава правительства, и его силовые министры погрязли в громком скандале. Теоретически, как говорят, отставка возможна. Страна в глубоком политическом кризисе – теперь подобные заголовки в газетах появляются уже без знака вопроса. Вопрос только в том, кто кого.

 
 
Николай Мельниченко, офицер запаса Службы Безопасности Украины: Запись, точнее документацию президента Украины я начал проводить после того, как стал свидетелем, как Леонид Кучма отдает преступный приказ.

Корреспондент: Как технически проводилась запись? Какое именно устройство использовалось для снятия информации?

Николай Мельниченко: Самое элементарное – цифровой диктофон.

Корреспондент: Обо всем этом Мельниченко готов рассказать в суде, но сейчас к нему больше вопросов. Как, к примеру, можно было записать 300 часов, если цифровой чип рассчитан максимум на шесть? Возможно, офицер их менял, но как и с помощью кого? С другой стороны, Генеральная прокуратура еще до оглашения результатов экспертизы возбуждает уголовное дело по клевете и делает политическое заявление о том, что это провокация, подготовленная Западом. Между тем, нашелся человек, который узнал на пленке свой голос. Тарас Черновол – сын погибшего при загадочных обстоятельствах лидера оппозиционной партии "Рух". Он как раз в сентябре встречался с президентом в его кабинете. Тогда Тарас настаивал на возрождении партии и возобновлении уголовного дела о гибели отца. Все списали на несчастный случай: случайный грузовик, перегородивший ночью узкую дорогу.



Тарас Черновол, депутат Верховной Рады Украины: Я абсолютно подтверждаю, это еще только политическое пока что заявление, что именно этот разговор, именно на эту тему, именно в этих тональностях у нас действительно происходил. Он происходил рядом с этим диваном, под которым, как свидетельствует Мельниченко, было спрятано подслушивающее устройство.

Корреспондент: Возможно, это действительно большая игра, в которой так много участников, тем более что отставка президента сейчас выгодна многим. Той же Юлии Тимошенко или политикам, проигравшим на выборах. Но тогда почему эта история становится детективной? В конце ноября в Таращинском лесу, что недалеко от Киева, было найдено обезглавленное тело человека. Несколько недель оно пролежало в морге, и никто из родственников об этом даже не знал. Хотя в протоколе обследования тела судмедэксперт поставил вопрос: Георгий Гонгадзе? Об этом случайно услышали коллеги пропавшего журналиста. Елена, которая его последним видела в тот вечер и еще несколько сотрудников "Украинской правды" срочно выехали в Таращи. Там, на месте, они нашли украшение Георгия, а еще увидели рентген руки, в которой были осколки. Сомнений не было. Но вновь неожиданный поворот.

Елена Притула, и.о. главного редактора газеты "Украинская Правда": В тот момент, когда мы уже решили забирать тело в Киев и везти его либо под нашим наблюдением, либо в сопровождении милиционера в областной морг, тело просто-напросто исчезло из Таращ.

Корреспондент: Позже тело обнаружилось в Киеве. Кто его туда перевез, никто не знает. На днях была сделана ДНК-экспертиза, которая на 99% подтвердила родственную связь погибшего с матерью Гонгадзе. Между тем, прокуратура ее потерпевшей не признает и делает сенсационное заявление. Теперь о том, что, по их информации, Гонгадзе жив и вместе с Мельниченко пересек чешскую границу.

Михаил Потебенько: Уже люди есть в этом государстве, вот, есть данные пересечения, так сказать, границы.

Корреспондент: Жена Георгия Гонгадзе уже давно не включает телевизор, чтобы трехлетние Нана и Саломе ничего не узнали. Они до сих пор ждут отца домой, слово "большая игра" воспринимая по-своему.

Мирослава Гонгадзе, жена Г. Гонгадзе: Они могут сказать, что мы его ищем, и будут искать его год, полтора, два, я не знаю сколько. Вот и все.

Корреспондент: Сегодня на центральной площади Украины демонтировали главную елку страны – ярких огней, новогодних политических лозунгов в этом месте с названием Майдан Незалежности уже не осталось. Кроме плаката, на котором крупно написано: другой такой державы вы нигде не найдете. Это действительно так, если иметь в виду одно обстоятельство – высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел, а также несколько оппозиционных депутатов парламента сейчас находятся в следственных изоляторах. Один из них уже сидит в немецкой тюрьме. В американской колонии ждет приговора бывший премьер-министр, и это, как известно, не все. Действующему вице-премьеру предъявлено обвинение в контрабанде, а сам президент, который явно хочет избавиться от такого состава правительства, и его силовые министры погрязли в громком скандале. Теоретически, как говорят, отставка возможна. Страна в глубоком политическом кризисе – теперь подобные заголовки в газетах появляются уже без знака вопроса. Вопрос только в том, кто кого.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: