Гонгадзе нужен Кучме "вечно живой" или убитый бандитами

Понедельник, 22 января 2001, 15:13
В Германии наш гарант все-таки вынужден был объяснять, как он относится к делу Гонгадзе. Как и планировалось, Кучма сделал вид, что лично он к исчезновению журналиста никакого отношения не имеет и что его в этом деле больше всего беспокоит "судьба человека, боль и страдание близких". При этом гарант высказал надежду, что журналист жив, а если мертв, то никаких политических оснований в его смерти нет. Кучма также заявил, что не может быть удовлетворен ходом расследования, но все сделает, чтобы расставить точки над "і". Именно эти заявления президента и должны всех насторожить, потому что, похоже, наметилась главная линия в том, как будет заминаться скандал. Писать об этом страшно, но нужно, потому что именно власть цинично собирается продолжить "танцы вокруг трупов", чтобы отвести угрозу от Кучмы. Любой ценой...

Последние события вокруг "таращанского тела" свидетельствуют не только о безграничном цинизме и античеловечности части украинской исполнительной власти, сосредоточенной вокруг президента, но и о том, что сегодня уже ей и лично Леониду Кучме нужен Георгий Гонгадзе. Но он должен быть или, простите, "вечно живым", которого кто-то где-то постоянно видит, встречает, узнает. Или убитым простыми уголовниками, бандитами-"отморозками", жертвами которых в стране Кравченко-Потебенько-Деркача может стать любой.

Эта каннибальская логика президентского окружения понятна - только сугубо уголовный характер убийства журналиста "отмывает" их шефа Кучму от "политики" - от обвинений в том, что президент "заказал" журналиста, потому что тот "достал" его своими публикациями. Т.е., и по расчетам президентских имиджмейкеров, и, в принципе, согласно простой логике, если Гонгадзе стал (или станет таковым стараниями власти) жертвой криминала, то и записи майора Мельниченко, на которых Кучма, раздраженно "блякая" и привычно путаясь в словах, просит обезвредить "абарзевшого" журналиста, можно объявлять "фальшивкой". Или, во всяком случае, подтверждать то, что на первых порах перепуганный Кучма уже говорил. Помните: я - не супермен, меня раздражает, когда обо мне плохо пишут или порочат семью, и всякое такое. При необходимости Кучма и сейчас может продолжить эту линию: мол, я мог что-то плохо говорить о журналисте, но не просил убивать его, а то, что его все-таки убили - это непредвиденное ужасное стечение обстоятельств, потому что "замочили" его бандиты.

Тема Гонгадзе, или "вечно живого" или убитого бандитами, пошла с самого начала, как только стало известно, что журналист исчез. То его видели в пивбаре. То стало известно, что у журналиста есть долги, за которые его и убили. То Гонгадзе встретили в банке во Львове. То узнали, что он в Московском районе столицы, о чем сообщали посольству Грузии. То он лично брал билеты на поезд в России. И главное - везде были свидетели, которые все это подтверждали. Появились даже бандиты, которые, издеваясь над жертвами, якобы говорили им, что в случае неповиновения с ними "будет то, что с Гонгадзе". По этой версии уже постарались подручные Юрия Кравченко. Но главный милиционер почему-то дал своим "пацанам", по-видимому, тем, что "без совести и чести", отбой. Может, обиделся на то, что Потебенько, с испуга на первых порах, играясь в объективность, отстранил МВД от участия в расследовании: мол, милицейских начальников подозревают в преступлениях, то пусть делом Гонгадзе занимается СБУ.

Но все равно казалось, что вскоре дело журналиста "спишут" в "висяки" -нераскрытые преступления - и забудут. Однако нашли тело неизвестного под Таращей, на Киевщине, и все началось сначала. Иногда это даже напоминало какое-то жуткое соревнование между СБУ и Генпрокуратурой - кто надежнее затянет расследование и изобретательнее испачкает память о журналисте, отвлечет внимание общественности от сути дела. Верхом цинизма стало сначала заявление Потебенько о том, что "таращанское тело" - это Гонгадзе на 99,6 процентов, но… не он. А потом СБУ умышленно запустила в СМИ "дезу" о том, что Гонгадзе оформлял визу в Чехию в ноябре прошлого года, т.е. тогда, когда его якобы нашли убитым.

И если после печально известного доклада Потебенько в парламенте, где он так и не взял на себя ответственность и не подтвердил, что Гонгадзе убит, кое-кто даже заподозрил наличие чего-то человеческого в душе генпрокурора, то дальнейшие события опровергли этот "оптимизм". Просто Потебенько не дали четкой команды, и он выкручивался, как мог, самостоятельно. А то, что он, как говорят россияне, не "семи пядей во лбу", то это все увидели и оценили, а также поняли, кто нас защищает. Потом поступила команда, и Потебенько начал разглагольствовать о свидетелях, видевших Гонгадзе, а значит он жив. Довершила картину упомянутая выше немецкая "надежда" Кучмы, которая означает одно - Кучме пока что не верят, что он непричастен к убийству журналиста. А, следовательно, вся президентская рать и далее будет играться в "живого Гонгадзе" и в демократию под видом президентской "неудовлетворенности ходом расследования".

Что будет после всего этого? Если Кучме удастся в который раз доказать на Западе и на Востоке, что он является гарантом стабильности в Украине, и в это везде поверят, то, по меньшей мере, есть два варианта дальнейшего развития событий. Или дело Гонгадзе "дорасследуют" до того, что к нему все привыкнут, а потом забудут, и его спустят на тормозах в небытие. Или славные украинские правоохранители все-таки найдут бандитов, которые возьмут на себя убийство журналиста и расскажут, что убили его, например, за те же сами долги. Или просто так, не разобравшись. Или из-за желания поживиться. Одним словом, вариантов бандитских объяснений может быть огромное множество, и после одного из них Потебенько наконец признает "таращанское тело" или любое другое новое, которое ему подсунут милиционеры или эсбэушники, трупом Гонгадзе, как говорится, на все сто процентов. Возможно, даже будет показательный суд, где сурово осудят "убийц". И то, что их со временем или тихонько амнистируют, или уберут, как свидетеля по делу Чорновола, чтобы лишнее не "всплыло" и вдруг не начали "качать права", это уже дело техники и методов правоохранителей.

А тело похоронят. И снова в Украине будет покой и стабильность. А то, что они будут напоминать покой и стабильность погоста, вряд ли кого-то будет обходить за пределами Украины в будущем, когда внутри нее самой это никого не волнует уже сегодня. Хотя, с другой стороны, оно и не может быть иначе, когда народ о себе говорит, что он - не граждане, а "нарид" (похоже на "опорос" - у свиней или "окот" - у кроликов и овец), и спокойно все терпит. И такую стабильность, и такого ее гаранта. А если терпит, то, как говорят современные тинэйджеры, кто же ему доктор…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования