Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Украина на пороге стагнации

Понедельник, 30 апреля 2001, 20:51
Прошло уже несколько дней после прогнозированной отставки правительства Виктора Ющенко, а Украина как бы замерла в неопределенности, которая чревата замедлением главных политических и экономических процессов. Это, в свою очередь, может обернуться очередной затяжной стагнацией.

И возможность этой стагнации, тормозящей как общее развитие страны, так и повышение материального благосостояния основной массы населения, и является главной сутью и основным последствием политического кризиса, который стал очевидным после отставки правительства.

И дело не в том, что кажется, что Ющенко, считающийся реформатором, проиграл, а президент Украины Леонид Кучма якобы выиграл, "уничтожив" главного конкурента в лице излишне популярного премьера. И даже не в том, что президент вроде бы усилил свои позиции. Это самая большая иллюзия, ибо сделал он это, в очередной раз получив поддержку кланов и олигархов, которые пошли на ситуативный союз с коммунистами, а это как раз ослабило позиции как президента и олигархов, так и страны в целом. Ведь в результате "заваливания" правительства Ющенко любой ценой, даже ценой уступок коммунистам, практическими парализованными оказались все органы центральной власти – президентские структуры, правительство, парламент. Это и есть кризис власти.

В первую очередь, более уязвимым и подверженным влиянию извне оказался сам президент Кучма. У него исчез мощный противовес, которым в противостоянии с олигархами и региональными политико-экономическими группировками и элитами являлось правительство Ющенко. Теперь противостоять олигархам и кланам президент сможет, только опираясь на лично ему подчиненных руководителей силовых ведомств – генпрокуратуры, Службы безопасности, Государственной налоговой администрации, министерства внутренних дел. Но, с другой стороны, исчезла и правительственная преграда перед излишней зависимостью от силовиков. А силовики ведь могут договориться с олигархами. Либо поставить на умеренную оппозицию, которая еще не прекратила своей борьбы, но зато в лице Ющенко рискует получить влиятельного лидера.

Но еще больше позиции Кучмы ослабли и могут стать нулевыми во влиянии на парламент, так как после отставки Ющенко четыре парламентские пропремьерские фракции заявили, что переходят в оппозицию к президенту и его олигархическим союзникам. Это означает, что расколотой приблизительно на три равные части оказалась Верховная Рада Украины. Парламент в таком состоянии либо вообще не сможет выполнять основные законодательные функции, либо если сохраниться союз олигархов с коммунистами, то будет "штамповать" законы, которые вряд ли можно будет назвать реформаторскими. Речь, например, может пойти о приостановке процессов приватизации и земельной реформы, о пересмотре уже имеющихся результатов приватизации, о ренационализации некоторых важных объектов госсобственности и т. д. Коммунисты, как известно, проводят сейчас кампанию протеста под лозунгом "Украина без Кучмы и без Ющенко!" Одну из задач они, получается, уже выполнили, теперь – "очередь" за президентом.

В нынешнем состоянии парламент вряд ли сможет и утвердить нового полноценного премьер-министра, настроенного на продолжение рыночных реформ. По общему мнению, необходимый минимум для утверждения в 226 голосов "за" может собрать только согласованная кандидатура олигархов и коммунистов. И в этом случае реформы в Украине ожидает все та же судьба, описанная чуть выше – они будут либо заторможены, либо олигархи попытаются проводить их в собственных интересах, что будет означать новый виток "прихватизации" и разграбления госсобственности. Причем, поскольку основные украинские олигархи напрямую связаны своими капиталами с Россией, то именно российские компании и могут получить какие-то преимущества в приобретении стратегических объектов Украины. А потеря экономического контроля над основной народнохозяйственной инфраструктурой на территории страны неизбежно ведет к политическим потерям части суверенитета: так у Украины с Россией было всегда.

Справедливости ради следует сказать, что у Кучмы остается шанс вернуть статус-кво и повторно внести кандидатуру Ющенко на пост премьер-министра. В этом случае остается призрачная надежда на то, что в парламенте может восстановиться прежнее пропрезидентское большинство, которое уже раз утверждало Ющенко главой кабинета и даже одобряло его программу действий, которая привела к увеличению в 2000 году ВВП Украины более чем на 6 процентов. От Ющенко по-прежнему будут требовать создать коалиционное правительство и поделиться должностями министров с представителями парламентских фракций.

Однако нет уверенности, что с таким развитием событий согласиться сам Ющенко. Главным образом потому, что, во-первых, ему как перспективному политику это не нужно: новые торги и закулисные договоренности потребуют от него новых обязательств. А, во-вторых, через несколько месяцев официально стартует парламентская предвыборная кампания, которая окончательно парализует все органы власти и политическую элиту. И экс-премьер уже заявил, что собственную политическую перспективу связывает с выборами.

После отставки он в интервью "Зеркалу недели" четко сказал о причинах происходящего: "Принципы, отстаивающие интересы государственности Украины и интересы населения, все менее и менее востребованы. Это происходит потому, что многим из нынешнего парламентского большинства необходима политическая система, которая защищает интересы нескольких авторитетов. Правительство не считало своим долгом маневрировать между двумя этими курсами. Это и не устраивает тех, кто руководствуется эгоистическими и корыстными интересами".

Ющенко также заявил, что на предстоящих парламентских выборах будет создавать свою политическую силу – "широкую коалицию сил", которые готовы "демократично и последовательно приводить Украину к европейским стандартам". При этом Ющенко обозначил довольно широкие рамки для своих потенциальных союзников, когда заявил: "Украинская политика должна быть не проамериканской, не пророссийской, не проевропейской, она должна быть проукраинской. Мы должны отстаивать те преимущества, которые являются важными и необходимыми для нашей страны".

Поскольку эти вопросы по-прежнему остаются актуальными для Украины и о них горячо и серьезно спорят на самых разных уровнях политических элит, то, по мнению многих, у Ющенко, имеющего наивысший рейтинг народного доверия, действительно есть перспективы объединить самые широкие политические круги "под себя". И тех, кто боится его "прозападности", и тех, кто не хочет по разным причинам ссориться с Россией, например, по политическим взглядам.

В пользу Ющенко может сыграть и тот факт, что неминуемое падение уровня жизни накануне выборов неизбежно скажется на настроениях электората. Ющенко теперь с полным основанием может претендовать на прежнюю "роль" самого президента Кучмы – роль "победителя красной чумы", благодаря которой последний победил в 1999 году. Теперь, после отставки руками коммунистов и олигархов того правительства, при котором действительно платили пенсии и зарплаты, лидерам компартии Украины сложнее будет объяснить людям их нищету кознями "капиталиста" Ющенко. Зато Ющенко постфактум может говорить о преимуществах своих реформ, а следовательно, на этой платформе и набирать голоса. Если только, конечно, олигархи не смогут сделать жизнь еще лучше, чем при Ющенко. Но их "не на это" учили, и потому Ющенко просто нужно грамотно построить свою агитационную работу. Похоже, именно последнее обстоятельство и не учли коммунисты, вкупе с олигархами заваливая Ющенко.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования