Кучма укрепляет свои позиции при помощи Кинаха

Среда, 23 мая 2001, 16:06
Президент Украины Леонид Кучма, выдвинув кандидатом в премьер-министры 46-летнего президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и лидера партии промышленников и предпринимателей (ПППУ) Анатолия Кинаха, фактически утвердил свои претензии на то, что именно он является сегодня самым весомым и влиятельным политиком страны. Это не означает, что Украина уже 24 мая этого года - день принятия решения парламентом - будет иметь нового премьер-министра, однако затягивание с назначением главы кабинета однозначно будет только усиливать позиции главы государства.

Во-первых, Кучма уже, несомненно, перехватил политическую инициативу у депутатов всего спектра идеологической ориентации – от коммунистов до олигархических, центристских, национал-демократических и даже националистических партий. Это однозначно ослабляет возможности парламента в целом. Парламентские фракции и группы на протяжении четырех недель не смогли выдвинуть свою согласованную кандидатуру, и теперь именно президент заставляет всех договариваться со всеми, если депутаты не хотят окончательно потерять свое влияние на правительство и, следовательно, не утратить окончательно свои лоббистские возможности. По украинской Конституции президент в случае неутверждения премьера парламентом имеет право назначать и. о. главы кабинета и продлить его полномочия каждые 60 дней своими указами. Такой человек совершенно не подвержен влиянию парламента и не является конкурентом действующего президента, так как не может претендовать на его должность в случае досрочного прекращения полномочий главы государства, например, в результате импичмента. И именно поэтому, пожалуй, лучше всего о президентском кандидате сказал депутат парламента Иван Попеску, завивший, что Кинах "не хочет быть президентом и может удовлетворить всех".

Однако, с другой стороны, удовлетворить всех" Кинах может, только удовлетворяя кадровые и другие амбиции фракций и групп. На момент выдвижения Кинах, по словам практически всех руководителей парламента и крупнейших депутатских объединений, мог собрать в зале в свою поддержку 180 – 190 голосов, а остальные - необходимые для утверждения – добрать либо среди сторонников отставленного премьера Виктора Ющенко (около 60 мандатов), либо среди коммунистов (112 голосов). Кучма устами его представителя в парламенте Романа Бессмертного высказал пожелание, чтобы кандидат набирал нужные голоса "частично слева, частично справа".

Кинах же заявил, что срочно и "в максимально прозрачном режиме" проведет консультации со всеми фракциями и группами, но его заявления уже фактически отсекли от него и коммунистов, и часть олигархов. Кинах заявил, что в своей работе будет исходить из принципов "необратимости рыночных реформ и продвижения к гражданскому обществу", а также сделает все, чтобы на экономику Украины больше всего влияли "налоговый кодекс и дерегуляция производства". Однако коммунисты, по словам их лидера Петра Симоненко, ждут от Кинаха заверений об углублении сотрудничества и сближения с Россией и о торможении "капиталистических приватизационных процессов". Не может их не насторожить и то, что Кинах уже в день выдвижения встретился с послом США в Украине Карлосом Паскуалем, с которым обсудил вопрос открытия представительств кинаховского же УСПП в Чикаго и Вашингтоне. Коммунисты не для того сваливали "агента империализма" Ющенко, чтобы его сменил еще один такой же.

Олигархи же потребуют уже сейчас гарантий учета своих интересов во время объявленной "дерегуляции производства", что объективно не может не столкнуть разные лоббистские группировки в парламенте и кланы за его пределами.

Во-вторых, выдвижением Кинаха Кучма, похоже, сознательно подтвердил свою прежнюю линию поведения, направленную на ослабление влияния кланов путем сталкивания их интересов и амбиций. Кинах является конкурентом Сергея Тигипко, ставленника днепропетровского клана, в который входит зять президента, депутат парламента и один из лидеров партии "Трудовая Украина" (ПТУ) Виктор Пинчук. А фракция ПТУ имеет в парламенте около 50 депутатов, без учета мнения и интересов которых утверждение Кинаха практически невозможно. И учитывать эти интересы Кинаху придется хотя бы и еще бы и потому, что за спиной Пинчука стоят сам президент и его семья. Кроме того, Кучма объективно не может допустить, чтобы новый премьер лоббировал интересы только киевского и донецкого кланов.

Лидер Социал-демократической партии Украины (объединенной) – СДПУ(о) и первый вице-спикер парламента Виктор Медведчук заявил, что его фракция поддержит любую кандидатуру, выдвинутую Кучмой. А лидер партии "Яблоко", сателлита СДПУ(о), Михаил Бродский безоговорочно поддержал Кинаха, чем, по мнению обозревателей, "спалил" Медведчука, раскрыв его потаенные планы. Поддерживают Кинаха и донетчане. Руководитель "донецкой" партии "Регионы Украины" и одновременно глава государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) Николай Азаров назвал выдвижение Кинаха "продуманным и глубоко взвешенным решением". А лидеры фракции "Регионы Украины" и группы "Солидарность", созданных на базе партии Азарова, мэр Донецка Владимир Рыбак и Петр Порошенко подтвердили, что будут голосовать за Кинаха. В этих условиях Кучма вынужден балансировать, что он успешно и делает, оказывая давление на всех.

В-третьих, с этим назначением премьера Кучма фактически реанимировал подзабытую тенденцию усиления власти президента за счет ограничения полномочий парламента, которые предусматривал референдум 16 апреля 2000 года. Кучма заявил, что новый премьер нужен не президенту или парламенту, а стране, и потому если Кинах не будет утвержден, то это и "покажет, кто думает об интересах Украины и народе, а кто только о своих политических амбициях". По его словам, неутверждение премьера "покажет, что депутаты были неправы в том, что проигнорировали результаты всеукраинского референдума". "Я хочу, чтобы люди увидели, что у нас не завершена политическая система", - сказал Кучма и добавил, что нынешнего правительственного кризиса и шатания депутатских масс "не было бы, если бы сохранилось прежнее пропрезидентское парламентское большинство. Этим президент фактически высказал свой взгляд на будущие взаимоотношения со следующим составом парламента, избранным в марте 2002 года.

В противном случае Конституция не запрещает главе государства иметь во главе исполнительной власти постоянного и.о., что, напомню, значительно ослабляет влияние депутатов-лоббистов на принятие правительственных решений. Проигрывает от этого и страна в целом, так как доверие к правительству во главе с и. о. со стороны всех партнеров Украины, разумеется, будет минимальным. Таким образом, президент однозначно не только провоцирует этот парламент на противостояние в невыгодных для депутатов условиях, но и выдвигает условия будущим депутатам. А избрание тех, по общему мнению, во многом зависит не столько от идеологических различий, сколько от использования в центре и на местах админресурса, руководить которым будет либо новый подконтрольный и слабый премьер Кинах, либо вообще полностью зависимый от президента и. о.

В-четвертых, в ходе "премьериады" и постоянного сталкивания интересов и амбиций всех участников политического процесса Кучма, похоже, смог мобилизовать административно-юридические ресурсы на борьбу с оппозицией и окончательно расколоть ее на "непримиримую" и "конструктивную" части. В день выдвижения Кинаха Центризбирком Украины отказал в регистрации первой инициативной группы граждан для сбора подписей в поддержку всеукраинского референдума о недоверии Куме и его очном уходе в отставку. Это решение ЦИК совпадает с мнение части оппозиции, которая согласна при определенных условиях договариваться с президентом. А обсуждение этих условий переговоров, по замыслу президентской стороны, может затянуться на месяцы, что окончательно погасит вал антипрезидентских выступлений.

С другой стороны, Кучма, по мнению части киевских обозревателей, практически предложил оппозиции "нулевой вариант" переговоров, когда правоохранительные органы стали утверждать, что оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе, с исчезновения которого начался этот политический кризис в стране, убили уголовники-наркоманы. Бытовая версия преступления снимает как все подозрения с президента, которого обвиняют в "заказе" Гонгадзе, так и встречные обвинения Кучмы, который намекал, что это оппозиция могла сама или при помощи иностранных спецслужб организовать исчезновение журналиста, а потом использовала этот факт для спекуляций и дестабилизации обстановки. Такая версия, конечно, подтвердит бессилие оппозиции, но одновременно поможет частично сохранить ей политическое лицо после поражения. На это, видимо, расчет в нынешних условиях, когда законным путем с Кучмой ничего нельзя сделать.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования