Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Черная полоса в жизни Жеваго продолжается

Пятница, 12 октября 2001, 22:11
Странная тенденция, но ни один приватизационный конкурс при участии структур, подконтрольных или близких к группе "Финансы и Кредит", не проходит без скандалов. Первыми громкими скандалами при участии группы были конкурсы по продаже "Одессаобленерго" и "Луганскобленерго" в 1998 году. Тогда группе удалось оттеснить наибольшего европейского производителя электроэнергии "Electicite de France". В прошлом году конфликтом был отмечен конкурс по продаже ЗАлКа. "Финансы и Кредит" в виде подконтрольного предприятия КрАЗ, формально победив, не смогли предоставить убедительных гарантий оплаты. Конкурс проходил при поддержке одной из наиболее массовых PR-кампаний и при активном вмешательстве официальных лиц, а также с использованием судебной системы для прекращения и блокировки операций с пакетом выставленного на продажу, в нужные моменты. В текущем году группа в виде Полтавского ГОК неожиданно решила побороться за Харцизский трубный завод, который долго не вызывал интереса у инвесторов из-за высокой цены пакета и огромной задолженности. Не будучи допущенной к конкурсу, группа приступила к традиционной блокировке его, инспирируя судебные рассмотрения. ФиК сами запутались в развернутых судебных рассмотрениях, поскольку положительный исход в обоих случаях просто невозможен.

Причины интереса, который возник к ХТЗ со стороны группы "Финансы и Кредит" можно объяснить двумя факторами.

Если вспомнить историю с "Одессаоблэнерго", то тогда, как отмечали отечественные СМИ, расчет группы заключался в том, чтобы, купив пакет облэнерго, заявить большую цену и продать пакет тому же "Electicite de France", заработав быстрые и легкие проценты. Для группы не составляло трудности узнать ценовую заявку французов. В разное время банковский счет Фонда госимущества находился в банке "Финансы и Кредит". Претенденты на пакеты акций, которые приватизируются, должны были направлять на этот счет залог в размере 10% от заявленной ими цены. Таким образом, подсчет заявок конкурентов и заявление большей цены для группы был простейшей арифметической операцией. В результате французы отказались от сомнительной операции и надолго ушли из Украины.

Таким образом, первая гипотеза заключается в том, что ХТЗ понадобился "финикам" для дальнейшей перепродажи третьим сторонам. И хотя это запрещено условиями конкурса, однако, отечественная бизнес-практика знала и более сложные схемы преодоления такого типа барьеров. Возможными заинтересованными сторонами могли выступить другие участники конкурса: донецкая группа "Индустриальный союз Донбасса" или днепропетровский "Интерпайп".

Вторая гипотеза выходит из сложнейшего финансового положения на Полтавском ГОК, еще недавно весьма прибыльного предприятия (прибыль в 2000 году - 63 млн. грн.), и ситуации, которая сложилась между акционерами ГОК. По данным Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, в данный момент 20% акций Полтавского ГОК принадлежит компании “Мега-моторс", около 10% - СП “Бари" около 10% акций - компании “Аскания". Однако сейчас на ПГОК наращивает свое присутствие новая, неизвестная пока группа, которая по некоторым данным уже сакуммулировала пакет, превышающий 40%, и интересы которой расходятся с группой "Финансы и Кредит". Председателем наблюдательного совета ПГОК является народный депутат Константин Жеваго, который приобрел особую популярность после загадочной смерти и.о. председателя правления "Луганскоблэнерго" Михаила Полякова.

До недавнего времени ПГОК был наибольшим производителем окатышей (сырье для выплавки металла). В 1 квартале 2001 года ПГОК снизил свою часть в производстве окатыша с 47% по итогам 2000 года до 39%, и уступил лидерство Северному ГОКу.

Сложная ситуация на предприятии обусловлена несколькими важными тенденциями на внутреннем и внешнем рынках горнорудного сырья.

Во-первых, ПГОК был традиционно экспортноориентированным предприятием, экспортируя до 95% всей произведенной продукции. Во времена разгула бартера, зачетов и неплатежей такая стратегия казалась оправданной. Однако, с налаживанием системы платежей на внутреннем рынке, а также переходом металлургических комбинатов в частную собственность, расчеты на внутреннем рынке перешли в финансовую плоскость. Начало эксперимента в ГМК, который снизил налог на прибыль для металлургических предприятий, лишило смысла сокрытие прибыли, и меткомбинаты начали бороться за каждую копейку в структуре себестоимости. Общие усилия металлургов привели к снижению тарифов на внутренние железнодорожные перевозки железняка в 2000 году на 10%. При этом, "Укрзализныця" подняла тарифы на экспортных маршрутах на 25%. Работа на внешних рынках стала менее привлекательной. Это сразу же отразилось на финансовом состоянии ПГОК. В 4-м квартале 2000-го года он имел 24 млн. убытков.

В 1-м квартале 2001 года предприятие получает 21 млн. грн. убытков. Дальнейшее развитие событий не предсказывало ничего хорошего в краткосрочной перспективе. От продукции ПГОК отказывается основной европейский партнер, австрийская компания "Voest Alpine" (потребляла около 40% всей продукции ПГОК). Австрийцы переходят на потребление более качественной австралийской руды. Это привело к простою ПГОК в августе 2001 года. Сейчас, даже возобновив работу, ГОК работает отчасти на склад, в надежде найти новых партнеров в Польше. На европейском рынке сейчас идет ожесточенная конкуренция между мировыми лидерами. Эксперты прогнозируют, что в этом процессе много мелких и средних поставщиков (в т.ч. украинские) потеряют своих потребителей.

Внутренний рынок также отказывается от полтавского окатыша, который требует дополнительной очистки и увеличивает себестоимость конечной продукции. Кроме того, металлургические предприятия стараются наращивать собственную сырьевую базу, увеличивая добычу на контролируемом ГОК и снижая закупку у посторонних поставщиков. Ко всему, металлурги имеют доступ к более дешевому русскому сырью, а "Азовсталь", например, собирается начать закупать австралийскую руду. На внутреннем рынке чувствуется излишек железорудного сырья, и это позволяет украинским металлургическим комбинатам диктовать цены поставщикам.

В сегодняшней ситуации ГОКи, не включенные в производственные цепочки, могут столкнуться с полным отсутствием внутреннего спроса на свою продукцию, а учитывая сложную ситуацию на внешних рынках и огромные расходы на транспортировку, и вообще без очевидных каналов сбыта. Владельцы ПГОК решили, что покупка ХТЗ - шанс зацепиться за трубный завод, и таким образом наладить сбыт окатышей. Как в анекдоте:
- Кум, дайте хлеба.
- А зачем?
- Не с чем соль доесть.

Как отмечал генеральный директор ПГОК Владимир Бадагов, "имея постоянного потребителя в лице австрийской фирмы, производящей высококачественную трубную заготовку, мы, естественно, рассчитывали на рост объемов потребления наших окатышей австрийцами, на увеличение объемов производства трубной заготовки и, в конечном результате, на увеличение объемов производства высоколиквидной трубной продукции на ХТЗ". Важно, что при такой схеме основная дополнительная стоимость, а значит и зарплаты, и платежи в бюджет будут формироваться в Австрии, остатки украинской дополнительной стоимости будут "съедены" железнодорожными перевозками и таможенными тарифами.

Рынок сбыта больших харцызских труб - российский газовый монополист "Газпром". "Финансы и Кредит" имеют опыт обмена своих "КрАЗов" на газ. Бартерные и зачетные схемы позволяют сделать прибыль коммерческим структурам на этих операциях, однако не факт, что такое сотрудничество выгодно экономике Украины и развитию взаимоотношений между Украиной и Россией.

ФГИУ не допустил ПГОК к конкурсу по ХТЗ через несоответствие квалификационных требований к инвестору ХТЗ: кроме упомянутых причин ФГИУ отметил, что ПГОК не имеет в своем распоряжении опыта работы с ассортиментом труб, которые выпускаются на Харцызском заводе.

Полтавский ГОК намеревается отрицать в суде действия Фонда госимущества при проведении конкурса по продаже госакций Харцизского трубного завода. По словам народного депутата Юрия Кармазина, его комитет обратится в Генпрокуратуру, МВД и СБУ для проведения расследования за фактом исключения Полтавского ГОКа, который предложил на 100 млн. гривен больше, чем будущий победитель тендера - ІСД. Можно напомнить, что в конкурсе по ЗАлКу "КрАЗ" также заявил на 100 млн. больше русского АвтоВАЗа, но даже при могущественной поддержке запорожского губернатора Алексея Кучеренко (близкого к группе "Финансы и Кредит") и высшего руководства Кабмина не смог подтвердить наличие средств.

Примечательно, что "Финансы и Кредит" в одно и то же время пробовали доказать неправомерность своего исключения из списка претендентов на ХТЗ, и отрицать продажу "Укрполиметаллам" госпакета акций в размере 25% +1 акция. По некоторыми данным, пакет был приобретен русской компанией, и сейчас на ПГОК образовались две противостоящие друг другу группы акционеров. В случае успешности этой акции, ПГОК не мог бы быть претендентом на ХТЗ еще и из-за наличия большого госпакета в структуре акционерного капитала. На момент подачи заявки на конкурс по ХТЗ, в "судебном бадминтоне" между "Укрполиметаллами" и обиженным акционером, который требует признать продажу незаконной, (его интересы представляли юристы "Финансов и Кредит") существовало решение о неправомерности продажи, а значит возвращение госпакета государству. В этом плане стоит ставить вопрос о том, имел ли право вообще ФГИУ принимать заявку на конкурс от Полтавского ГОК.

Скорее всего, судебные иски еще будут продолжаться некоторое время, однако нет основания ожидать изменения принятых решений.

P.S. В пресс-службе банка "Финансы и Кредит" заявили, что прокомментировать ситуацию об исках в суд они не могут, потому что "Полтавский ГОК является клиентом банка, а банк к этому делу никакого отношения не имеет". Это несмотря на то, что номинальный хозяин банка (по неофициальной информации) Константин Жеваго сегодня возглавляет наблюдательный совет Полтавского ГОК.

Р. Р.S. Фонд государственного имущества обратился к председателю Верховного суда Виталию Бойко ускорить рассмотрение в суде дела относительно возражения против результатов конкурса по продаже 76% акций Харцизского трубного завода, сообщил председатель Фонда госимущества Александр Бондарь.

Фонд пытается ускорить перечисление в бюджет выручки от пакета - 126 млн. гривен. Юристы Фонда считают, что инициаторы судебного иска преднамеренно затягивают слушание в суде.

Фонд госимущества, по словам Бондаря, уверен в своей победе в этом расследовании. Бондарь рассчитывает, что покупатель пакета - донецкая корпорация "Индустриальный союз Донбасса" заплатит за пакет до решения суда.

По информации председателя Фонда, 25 сентября Антимонопольный комитет дал согласие Фонду госимущества на покупку пакета завода ІСД. Влиятельная промышленная корпорация собирается включить завод, являющийся монополистом по производству труб большого диаметра, в общую компанию, которая создается при участии российского капитала.

27 августа, в день подведения итогов конкурса по продаже 76% акций Харцизского трубного завода, Печерский местный суд Киева запретил проводить любые действия, связанные с акциями ХТЗ по иску миноритарного акционера Полтавского горно-обогатительного комбината, не допущенного к конкурсу: акционер Неля Вершинина потребовала признать недействительным решение конкурсной комиссии Фонда об исключении ПГОК из конкурса.

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...