Экономический гороскоп для еврозоны

Вторник, 16 октября 2001, 20:40
Сегодня, впервые с момента введения единой валюты, темпы роста и инфляция в различных странах еврозоны, наконец, вышли на один уровень. Это существенно упрощает задачу европейского центрального банка по регулированию денежной политики в регионе.

В 1999 году, в момент запуска евро, ЕЦБ пришлось учиться определять единую европейскую кредитно-денежную политику. В то время темпы роста экономик региона варьировались от 10.8% в год в Ирландии до 1.6% в год в Италии. Экономисты предсказывают, что эта, когда-то 9.2-процентная разница, в будущем году сократится более чем вдвое. Аналогичная ситуация сегодня наблюдается и с уровнем инфляции. В 2000 году этот показатель варьировался от 5.3% в Ирландии до 1.8% во Франции. В будущем году эта 3.5-процентная разница может сократиться до 1.8%.

В наши дни кризис рынка high-tech привел к снижению темпов роста и инфляции во вчерашних странах-чемпионах, таких как Ирландия и Финляндия, до уровня их более спокойных соседей. Аналогичный процесс наблюдается и в самом сердце еврозоны: разница в темпах роста Франции и Германии, вызывающая серьезную тревогу у аналитиков, в будущем году должна будет сократиться в три раза по сравнению с этим годом. Это, безусловно, хорошие новости, так как на эти государства приходится более половины совокупного ВВП еврозоны.

В результате, работа ЕЦБ по выработке единой кредитно-денежной политики региона существенно упрощается. Разумеется, это вовсе не означает, что ЕЦБ ждет легкая жизнь. В настоящее время будущее европейской экономики во многом остается неопределенным. Оно зависит от продолжительности рецессии в США, дальнейшей судьбы контртеррористической операции и настроений европейских потребителей. Эта неопределенность затрудняет оценку последствий проводимого ЕЦБ сокращения процентных ставок: с одной стороны, оно может оказаться недостаточным для ускорения роста экономики, с другой – сокращение ставок может привести к росту инфляции.

Оценка текущей экономической ситуации в основных странах еврозоны

В настоящее время правительство Австрии, стремясь сократить величину бюджетного дефицита, существенно сократило ассигнования на строительство новых железных дорог, мостов и автострад. Это несет серьезную угрозу местным строительным компаниям, которые создают до 7% австрийского ВВП (относительное значение строительства для экономики этой страны больше, чем для других стран-членов ЕС). Австрийцы связывают свои надежды с расширением Союза на Восток, которое, как они считают, приведет к росту объемов заказов местных строительных компаний из-за географического положения страны, лежащей между ЕС и Восточной Европой.

Экономическое положение в Бельгии в значительной степени зависит от того, как будут разворачиваться события в других частях региона и планеты в целом. В настоящее время более 20% работающих бельгийцев, не находящихся на государственной службе, являются сотрудниками иностранных компаний, таких как Ford Motor или Alcatel. Огромное значение для бельгийской экономики имеет ее транспортный сектор, создающий до 20% ВВП страны. Это означает, что сокращение торговли может нанести Бельгии более серьезный ущерб, чем другим европейским странам. Кроме того, экономика страны испытывает и внутренние проблемы. Так, в случае банкротства местной авиакомпании Sabena, переживающей сегодня трудные времена, 12 000 человек потеряют работу.

Судьба экономики Финляндии тесно связана с положением в компании Nokia, лидера местной промышленности, создающей до 5% финского ВВП. Сокращение спроса на мобильные телефоны серьезно ударило по экономике страны: в этом году рост ВВП Финляндии может составить всего 0.5%, тогда как в прошлом году он был равен 5.7%. Однако, лесная промышленность, еще один кит, на котором стоит финская экономика, в будущем может спасти Финляндию от рецессии. Это произойдет в том случае, если мировая экономика в целом пойдет на поправку, и спрос на бумагу возрастет.

Недавнее введение 35-часовой рабочей недели во Франции прошло относительно гладко, так как экономика страны в то время демонстрировала устойчивый рост. Сегодня, когда темпы роста замедляются, аналитики задаются вопросом, смогут ли государственные субсидии компенсировать те потери, которые несут компании из-за сокращения рабочей недели. Этот вопрос имеет принципиальное значение, так как величина государственных расходов Франции сегодня и без того вплотную приблизилась к максимальному уровню, установленному правилами ЕС.

По сравнению со своими соседями, Германия, сильнейшее экономически государство региона, получает до трети своего ВВП от экспорта автомобилей и других товаров в страны, лежащие вне пределов еврозоны. Это делает Германию чрезвычайно чувствительной к текущему падению спроса в США и в Японии. Сегодня даже президент германского центробанка Эрнст Вельтеке не уверен в том, что его стране удастся избежать рецессии.

К счастью для Греции, Олимпиада-2004 должна будет пройти в Афинах, что создает прекрасные условия для роста инвестиций. В то же время, высокая зависимость экономики страны от туризма, создающего до 7% греческого ВВП, несет в себе потенциальную опасность в условиях, когда все большее число людей отказываются от путешествий, опасаясь атак со стороны террористов.

Очевидно, что именно Ирландия в наименьшей степени заинтересована в сокращении процентных ставок европейским центробанком: несмотря на снижение уровня инфляции до 3.7%, она по-прежнему превышает среднеевропейские 2.7%. Спад на американском рынке высоких технологий несет особую угрозу Ирландии, треть ВВП которой в прошлом году было создано за счет экспорта продукции сектора high-tech.

Хотя прошлый год оказался довольно успешным для европейской экономики в целом, этого нельзя сказать об Италии, экономика которой росла с наименьшей скоростью в еврозоне. При этом, чересчур жесткое местное трудовое законодательство затрудняло увольнение работников, ставших лишними, а засилье бюрократии делало организацию нового бизнеса чрезвычайно сложным делом. Очевидно, что решение этих проблем потребует серьезного изменения законодательства и займет немалое время.

Благодаря смягчению трудового законодательства, уровень безработицы в Нидерландахсегодня является самым низким в еврозоне, составляя менее 2%. Более того, сегодня эта страна столкнулась с нехваткой рабочей силы, стоимость которой постоянно растет. Только во втором квартале этого года почасовая оплата труда в стране выросла на 5.2%, что превышает показатели других европейских стран. Сегодня голландские строители требуют нового повышения заработной платы, на этот раз на 6%. Экономисты опасаются, что это может вызвать сокращение корпоративных прибылей и негативно сказаться на росте инвестиций и уровне занятости.

В отличие от других небольших европейских стран, Португалия осталась в стороне от недавнего быстрого роста экономики, связанного с развитием сектора high-tech. В результате, в прошлом году доход на душу населения в Португалии оказался минимальным в еврозоне, составив всего $17 478 (19 411 евро), тогда как в среднем по еврозоне он был равен $23 678. Кроме того, несмотря на усилия правительства по усилению фискальной дисциплины, величина бюджетного дефицита Португалии остается намного выше среднеевропейского уровня.

В отличие от некоторых других государств еврозоны, трудовой рынок Испании является слишком свободным. Примерно треть испанцев сегодня работают по временным контрактам, большинство которых может быть разорвано в одночасье. Это означает, что в случае замедления экономики паника среди работодателей может вылиться в массовые увольнения, несущие угрозу доверию потребителей, величине их расходов и, в результате, скорости роста экономики в целом.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования

Читайте УП В Google News