Тимошенко начинает кампании "2002" и "2004"

Пятница, 19 октября 2001, 23:51
В пятницу журналисты, которым еще позволено что-то писать о лидере "Батькивщины", имели уникальную возможность познакомиться с многочисленными "братьями и сестрами" Тимошенко. Самое яркое впечатление от выхода в люди главного нелевого антикучмиста страны – программная речь, в которой планы впервые были названы прямым текстом. Где-то году эдак в 2003 можно будет вспомнить: "А вот впервые Юлия Владимировна о намерении баллотироваться в президенты заявила 19 октября 2001 года".

При всем кайфе блокотворческих интриг, предвыборная пора обременена необходимой, но не очень фотогеничной акцией привлечения на свою сторону маргиналов – создателей массовки и мощного фона.

У Тимошенко – амбиции во всем. Куда там Ющенко, который в "Нашу Украину", по последней версии, объединит "около 20 партий и 30-40 общественных организаций"! Хотя партийная составляющая в коалиции экс-вице-премьера - только семь партий, зато общественная поддержка – из разряда мечты Николая Яновича о полумиллионе членов Партии регионов на день выборов. В пятницу об "объединении усилий с блоком партий, который возглавляет Юлия Тимошенко", объявили (внимание!) 506 общественных организаций.

Хотя, как объяснили в секретариате собрания, из этого списка общеукраинский статус имеют где-то полтора десятка объединений, а прочие – региональные ячейки. Но, пообещали в "Батькивщине", вместе эти структуры представляют интересы трех миллионов граждан. Объединяться в борьбу за победу "действенной политической силы, способной спасти Украину", в пятницу собралось около 2 тысяч делегатов, которых Тимошенко и назвала "братья и сестры". О причинах наплыва семейных чувств – чуть позже.

Сам же Конгресс прошел с сохранением всех традиционных ритуалов национал-патриотов – с представительством в зале батюшки, женщин в вышиванках и мужчин-казаков, хотя, казалось бы, сплачиваются массы вокруг оппозиции, то есть неформалов. Также в создании народной поддержки Тимошенко соблюден "ноевский" принцип имени Ющенко – чем многочисленней представительство общественных институций, тем лучше. Итак, свое плечо "ФНС" подставляют: Независимый профсоюз горняков Волынца, объединение "Молодая Украина" Дония (не путать с одноименной партией, которая идет на выборы вместе с мэром Киева) и "Антимафия" Омельченко-Ермака.

Прочие – (не будем применять эпитеты, чтобы не обидеть) - военные (Союз бесквартирных офицеров, объединение "Общество украинских офицеров"), и представительство слабого пола (объединение "Женщины Батькивщины"), и ветераны, и инвалиды, и обманутые вкладчики. Но главный элемент алгоритма успеха Тимошенко, своеобразная квинтэссенция политического состояния – Профсоюз… метрополитеновцев. То ли в качестве символа настоящей оппозиции, подпольщиков-катакомбников, то ли для обеспечения бункеров на случай войны.

Речь Тимошенко была очень трогательна. Ни разу не взглянула на бумажку. Напряжение в голосе. Уверенность в правоте. Разочарованные интонации в предложениях со словом "Ющенко". Начала Тимошенко традиционно – обращаясь к своему бывшему начальнику: "Не было правительства Ющенко, это абсолютная легенда. Были два человека – Ющенко и я, которые противостояли всему иному правительству, и которые пытались сломать ту порочную тенденцию, когда интересы Украины предавались ежедневно практически бесплатно. То, что разрушили команду, большая потеря для Украины. Не стыдно мне обратиться к Виктору Андреевича еще сотню раз, изменить его намерения, и объединиться в единую команду".

Потом появилось больше реализма: "Остались небольшие шансы объединения [с Ющенко]. Скорее всего, мы пойдем как разные силы".

Самые серьезные пассажи пошли дальше: "Поэтому когда вы будете выбирать, вы должны понимать, что мы выбираем не партии в парламент, мы выбираем следующего лидера нации, который будет или не будет ставить Украину на ноги. И поэтому, когда вы будете выбирать или зеленых, или "Яблуко", или другие какие-то экзотические вещи, или "Женщин за будущее", которых возглавляет жена президента Украины Леонида Кучмы, вы сегодня должны думать не о названии партии, не об идеологии партии – программы - ничего не стоящая штука в сегодняшних реалиях. Выбирать того, кого вы хотите видеть следующим президентом Украины".

Чтобы у кого-то не оставалось сомнений в правильности понимания сказанного, Тимошенко свое мнение развила: "Есть [на выборах] только две реальных альтернативы: или выбрать Кучму и его команду, или выбрать альтернативу – и тогда Ющенко, и тогда нашу команду, и если кто-то планирует избрать левых – тогда это Мороз. […] Если мы с Виктором Андреевичом не будем вместе, то есть только другой вариант – он будет с властью. Если нам не удастся объединиться с Виктором Андреевичем, я лично и моя команда, которая сегодня здесь присутствует в этом зале, будем идти к победе и будем бороться за победу".

Для тех же близоруких, кто скажет, что Тимошенко наговорила все это с прицелом только на 2002 год, она повторила в третий раз: "Он [Ющенко] хороший человек. И если его харизма, его поддержка людьми будет работать на команду президента, это не даст ожидаемого результата. Моя команда готова взять ответственность".

Закончилось же все вообще очень серьезно. Пришлось даже чуть-чуть надавать самому себе пощечин, чтобы как-то сориентироваться – это собрание оппозиции или проповедь баптистов: "Я хочу, чтобы мы использовали такую возможность, когда нас здесь около двух тысяч, чтобы мы использовали возможность обратиться вместе, одновременно, к Господу, для того, чтобы попросить у него силы, мужественности, таланта, победы. Я просто хочу, чтобы вы сейчас взялись за руки и попросили у Господа, чтобы он поддержал нас, поддержал Украину".

Здесь-то и стало понятным обращение в начале: "Дорогие братья и сестры!" Непредупрежденный о неожиданном финале, народ, конечно, молиться не стал. Но побежал к Тимошенко брать автографы.

Подозрение о кризисе жанра (как любит характеризовать Тимошенко действия Потебенько) нашло более рациональное объяснение несколькими минутами позже. Вы когда-то видели, как Тимошенко поет гимн Украины? А зря – зрелище трогательное. Которое дает объяснение нестандартному поведению экс-вице-премьера.

Тимошенко наступает – не получив от Ющенко на свое письмо даже формальную отписку. В то время, когда каналы оккупированы "Новой генерацией" и "Демократическим союзом", лидер "ФНС", у которой, кроме "ВВ", нет просторов для позирования, начала позиционирование.

Учитывая почти идентичный идеологический состав "ФНС" (Лукьяненко, Хмара, Сергиенко, Матвиенко, Сытник) и ядра "Нашей Украины" (Пинзеник, Удовенко, Костенко, Стецько), Тимошенко вынуждена уже сейчас начинать борьбу за голоса национал-патриотически настроенных избирателей. При любых декларациях о ненападении Тимошенко придется, при неотвратимом отмежевании Ющенко, воевать именно с бывшим шефом, обладателем едва ли не полной монополии на правый электорат. Тем, кто не верит в борьбу бывших соратников, рекомендовано почитать "Вечерние вести".

Ориентация на национал-патриотическую базу объясняет и до смешного гигантские списки общественной поддержки (почти как у Марчука в 1999), и магический образ "команда Ющенко – я и Виктор Андреевич", и обещание при любом ответе экс-премьера "сотрудничать" с "надеждой нации", и христианские составляющие, и "Слава Украине!" в конце речи, и резко негативный ответ на предложение Мороза объединить правых с СПУ и КПУ. И природа добрых слов в адрес киевского мэра Омельченко – не только в общем враге по фамилии Суркис, а и в том, что часть избирателей Тимошенко, как, кстати, и Ющенко, живет именно в столице.

Устроенным в пятницу действом Тимошенко активно воспользовалась как своеобразным альтернативным "Семинаром для региональной прессы", который раз в полгода проходит при участии Кучмы. В условиях игнорирования со стороны киевских СМИ, на Конгрессе странным образом оказались провинциальные масс-медиа. На них-то Тимошенко и надеется. И на тактику – из уст в уста, от дверей в двери, к чему она и готовила новопосвященных "братьев и сестер". Насколько такая активность оценена Банковой, будет видно из следующих заявлений Потебенько.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования