Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Донецкие аппетиты

Среда, 19 декабря 2001, 10:50
Первый блин…

Правильность истины "Если Вы не занимаетесь политикой, то политика займется Вами" Донецк понял еще тогда, когда его неформальным лидером был покойный Евгений Щербань. Именно он приложил все усилия к тому, чтобы создать в парламенте фракцию Либеральной партии – "Социально-рыночный выбор".

Однако, несмотря на Донецкое происхождение ЛПУ и доминирование в ней Донбасса, эта фракция так и не стала региональной. Видимо потому, что в ней было недостаточно людей, привязанных к Донецку цепью, гораздо более прочной, чем идеи и обязательства - собственностью, а значит подконтрольных ему экономически. Голосования фракции показывают, что она отнюдь не была сплоченной, и у того же Кравчука, Марчука, либо Кужель могли быть свои, несколько отличные от донецких, интересы.

Это приводило к ослаблению позиций региона, проигрывавшего Днепропетровску не только политической сплоченностью, но, даже, чисто арифметическими показателями своего лобби.

За год до гибели, в ноябре 1995 года Евгений Щербань, выступая в Донецкой обладминистрации сказал: "Становится очевидным, что под лозунгом борьбы с мафией и коррупцией идет планомерное ослабление ведущих коммерческих структур, устранение политических и экономических лидеров в Донецком регионе с целью овладения рынком сбыта газа, электроэнергии, нефтепродуктов… Пройдет немного времени, и все ключевые посты в области (в силовых структурах и госадминистрации) будут заняты представителями других регионов, а главными поставщиками энергоносителей и импортерами высоко ликвидных товаров будут, естественно, фирмы, выражающие их интересы…".

Уже тогда Щербань назвал рецепт противодействия этому: "Надо привести большинство наших единомышленников в парламент. Чтобы пройти большинством в парламент, необходима консолидация всех прогрессивных сил общества для достижения конечной цели, цели создания среднего класса, класса собственников. Наиболее полно и емко выражает эти задачи и цели Либеральная партия Украины, под лозунгами которой мы и должны прийти на выборы".

Если отбросить из этой цитаты идеологический туман, то схема достаточно проста: нужно привести в парламент наше региональное большинство (речь то шла об угрозе региону), под лозунгами нашей Либеральной партии.

После этой, можно сказать программной, в политическом смысле, речи, начинается процесс усиления ЛПУ дончанами. Вскоре, партию возглавляет друг и однофамилец Евгения – донецкий губернатор Владимир Щербань. С того момента, то есть с мая по июль 1996 года, когда Щербань лишился губернаторского поста, наблюдается самый массированный приток членов ЛПУ, и, прежде всего, за счет Донецкой области. Созданная дончанами (пожалуй, впервые в независимой Украине) машина админресурса начала работать на явную цель – выборы в парламент, а затем и президентские выборы.

Тем более что, учитывая ситуацию того времени с конституционным процессом, и тех и других можно было ожидать гораздо ранее 1998 и 1999 годов. Но этой машине не дали места для разбега. В июле 1996-го президент увольняет с должности председателя Донецкой ОГА за недостатки в работе, после чего область возглавляет ставленник Лазаренко Сергей Поляков.

Чтоб укрепить позиции фракции и региона, Щербань приглашает в "Социально-рыночный выбор" своего бывшего шефа (он был советником премьер-министра) Марчука. Более того, Евгений Кириллович не просто приходит во фракцию, но возглавляет ее, потеснив с этой должности опального Владимира Щербаня.

Позднее, когда Евгения Александровича убивают в Донецком аэропорту, в газетах появляется информация о разногласиях между главой ЛПУ и руководителем ее фракции. А уже в марте 1997 года эти разногласия выплескиваются в общество очередным либеральным скандалом: группа депутатов – членов политисполкома ЛПУ, на пресс-конференции в Киеве, объявила о фактическом лишении Щербаня властных полномочий в партии.

Эта группа, явно готовила кресло председателя либералов для Марчука, нуждавшегося перед парламентскими выборами в партийной крыше. Однако Донецк, имевший на тот момент более половины численности всей ЛПУ, отстоял своего Щербаня. Часть бунтовщиков была изгнана из партии, другие ушли сами.

ЛПУ потеряла всех депутатов Верховной Рады кроме Владимира Щербаня. Область потеряла не только политические, но и экономические позиции. Настало время гегемонии Днепропетровска, время Лазаренко. Донбасс затаился политически и начал накапливать экономические силы. Сейчас можно говорить, что те печальные уроки не прошли для него даром.

"Политику делают в Киеве, а деньги в Донбассе"

Это популярное при Щербанях выражение, бывшее, можно сказать неформальным девизом региона, в конце 96-го уже не вызывало в Донецке гордости, но стало объективной характеристикой его жизнедеятельности. Еще когда Щербани были всесильны, в Донецке создается фирма с красноречивым названием "Индустриальный союз Донбасса".

Одним из отцов-вдохновителей и учредителей фирмы был заместитель Щербаня Виталий Гайдук. Другим, называют председателя совета "Донгорбанка" Рината Ахметова. О роли в этом союзе Щербаня – губернатора можно судить по тому, что своим распоряжением он отдал ИСД фактически эксклюзивные права на оптовые закупки газа у Единых энергетических систем Украины и его продажу в области. В

Весной 96-го, в одном из интервью, Владимир Петрович открыто негодует по поводу того, что некоторые руководители предприятий заключают договора о поставках газа не с рекомендованным обладминистрацией ИСД, а с другими трейдерами.

Интересно, что имя Евгения Щербаня, в связи с созданием и эксклюзивными правами ИСД – нигде не вспоминается. Возможно, создание ИСД было началом самостоятельной игры Владимира Щербаня и Рината Ахметова, не стыковавшейся с интересами президента ТНК "Атон", который делал все большую ставку на Марчука.

Можно предположить, что и, на удивление, неосторожные заявления Щербаня о том, что Щербань обязательно станет президентом Украины, были направлены не на популяризацию Владимира Петровича, а на устранение соперника Марчука на предстоящих выборах. В схему этого возможного противостояния вписывается и то, что после убийства предшественника Ахметова в кресле президента ФК "Шахтер" - Ахатя Брагина, Евгений Щербань оказался фактически главным бизнесовым и не только бизнесовым авторитетом области, что очень многих могло не устраивать.

В эту же цепь можно вставить и то, что не погибни Евгений Щербань в октябре 1996 года, учитывая дальнейшие события в ЛПУ и влияние в ней Евгения Александровича ("кошелек партии"), Владимир Щербань, скорее всего, вслед за фракцией, потерял бы и статус партийного лидера …

Последними строками автор не пытается бросить тень убийства Щербаня на тех, кого сегодня называют донецким кланом. Теоретически оно было выгодно и Президенту Кучме, не только лишавшему, таким образом, финансовой базы Марчука, но и обуздывавшему Донецкие амбиции; и российским олигархам; и многим другим: от Донецка до Москвы, от Риги до Нью-Йорка.

Не зря же, в период президентской гонки министр внутренних дел Юрий Кравченко заявил, что Щербаня заказал человек, который "несколько лет назад был достаточно влиятельной личностью в Донецкой области". Это уж теперь, в свете последней конъюктуры, все пытаются повесить на Пашу Лазаренко…

Бесспорно одно - как не парадоксально, но убийство фактического лидера донецкого клана того времени, не ослабило, а скорее укрепило, сплотило Донецк. Через две недели после убийства Щербаня, 18 ноября, Ринат Ахметов вступает в должность президента ФК "Шахтер". Под эгидой ИСД и "Донгорбанка" начинается объединение промышленных предприятий региона в единую промышленно-финансовую группу, которая к сегодняшнему дню является мощнейшей в Украине, а по некоторым оценкам и в СНГ.

С приближением отставки Лазаренко, когда Кучма понял, что на кануне парламентских выборов ему выгоднее иметь контролируемый Донбасс (поскольку под Днепропетровск регион положить так и не удалось, а сам Днепропетровск из верноподданнического становился все более опасным), Донецк получил благословение на собственную игру. Причем в начале на роль главы угольного региона, видимо, примеряли уже не имевшего политических амбиций, возвращенного из израильской "ссылки", Ефима Звягильского.

Но 2,5 года "лечения" бывшего заместителя Кучмы на земле обетованной, привело к тому, что он утратил свои позиции в регионе. Позднее ему поможет их восстановить мэр Донецка Рыбак, но это уже не то. У Президента, можно сказать, нет альтернативы: или получить сюрприз от обиженного и непокорного Донбасса на выборах, или назначить амбициозного, но пользующегося в регионе поддержкой Виктора Януковича. Президент выбрал последнее, тем более, что свои амбиции и тогда и сейчас Янукович отмеривает четко по прокрустовому ложу президентской ревности.

Впрочем, первоначально, это назначение планировалось, наверное, недолгим. Киев постоянно держал Донецк в напряжении. Так, 30 августа 1997 года премьер-министр Валерий Пустовойтенко заявляет что "корпорация "Индустриальный союз Донбасса" заныкала несколько сотен миллионов долларов". Пустовойтенко дал на их возвращение неделю, пригрозив области новыми кадровыми изменениями. 9 сентября Президент действительно подписал указ об отставке, но первого заместителя Януковича Виталия Гайдука.

Другой заместитель донецкого губернатора, Анатолий Близнюк, намекнул тогда журналистам, что демарш Пуствовойтенко является чисто политическим. Многие расценили отставку Гайдука, во-первых, как расплату ИСД за сотрудничество с ЕЭСУ; во-вторых, как демонстрацию накануне выборов короткого поводка, уже набиравшему экономические обороты Донецку.

Как бы там ни было, но парламентские выборы 1998 года стали очередным испытанием для еще не окрепшей после президентской "ласки", донецкой административно-экономической элиты. Несмотря на все усилия руководства области, партия власти того времени – НДП так и не смогла набрать в регионе 4% голосов. Когда в других областях, за подобное, губернаторы расплачивались своими должностями, Виктор Янукович почти на месяц лег в больницу.

Потом, приближенные к обладминистрации СМИ начали очень уж активно опровергать слухи о его отставке, а затем Виктор Федорович неожиданно баллотируется в депутаты областного совета. Прозвучавшее 16 июня 1998 г. объявление об избрании, комментировали не иначе, как создание плацдарма для отступления на позиции председателя облсовета. Тем более что в этот же день уже была назначена пресс-конференция в Донецке Кучмы. Все ждали очередной губернаторской отставки. Но президент не прилетел.

"Донбасс с вами, Леонид Данилович!"

С мая 1997-го и до декабря 1999 года рост экономического могущества донецкой группы базировался не столько на талантах ее представителей и реализуемых ими экономических схемах, сколько на пасьянсе уступок и откупок в отношениях с Киевом. Причем фактор личной преданности Леониду Кучме был решающим.

Официальный Донецк - политический сгруппировался в самой пропрезидентской, на тот момент, фракции - НДП. Донецк – административный в период "равной" для всех кандидатов предвыборной гонки 1999 года, завешал всю область баннерами с вынесенным в заголовок этого раздела заклинанием. Донецк - экономический - обильно орошал поле будущей победы Кучмы своими финансами. Донецк – криминальный пачками бросал бюллетени за Кучму в урны, порой даже ломая ребра наблюдателям. Донецк – правоохранительный упорно закрывал на все это глаза.

В результате таких взаимоотношений Украина получила Кучму – 2, и то, что сейчас модно называть донецким кланом. А Донбасс – время, уступки и обещания президента, а следовательно деньги, и то, что сегодня модно называть донецким кланом. Иными словами Кучма и Донецк не стали величинами равнозначными, но во многом стали равнозависимыми.

Особенно это проявилось во время апофеоза кассетного скандала. Тогда, холодной зимой 2000 года, именно в Донецке и именно в областной администрации собираются доверенные лица Кучмы, которые на общем фоне растерянности, или плохо скрываемого злорадства киевских сторонников Кучмы, первыми поддержали своего Президента. Они даже призвали его ввести "прямое президентское правление". Интересно, что в этом же заявлении говорится о необходимости "ускорить законодательное оформление результатов всеукраинского референдума, проведенного по народной инициативе 16 апреля". Это было похоже не просто на поддержку Кучме, - это намек на цену такой поддержки – усиление региона путем создания верхней палаты Верховной Рады и его представительства в ней.

Защита или нападение?

Пожалуй, впервые после 1996 года, явные политические амбиции Донецка проявились во время апрельского референдума "по народной инициативе". Несмотря на фиксировавшееся социологами непонимание народом вопроса о двухпалатном парламенте, область почти единодушно проголосовала за создание Верхней палаты.

Вопреки тому, что как раз в этом вопросе, Леонид Данилович деликатно пошел на попятную. То есть Донецк почувствовал себя достаточно сильным, чтоб осторожно, но поиграть с президентом в волеизъявление народа. Кучма заметил эту тенденцию к дисбалансу. Результатом стало фиаско усилий ИСД в приватизации Мариупольского меткомбината им. Ильича. Ни Кучма, несколько раз, менявший свою публичную позицию в этом вопросе, ни его "большевистские" фракции не могли допустить, чтобы такой жирный кусок валютного пирога Украины попал в Донецкие закрома.

Поражение с приватизацией ММК видимо окончательно вернуло Донецк к мысли, что без политической поддержки финансово-экономическая мощь не имеет перспектив роста, и более того, является очень хрупкой. Масла в огонь подлило игнорирование Кабинетом Ющенко-Тимошенко указа президента о создании в Донбассе регионального ТЭКа. Последний задумывался, чтоб замкнуть в регионе энергетические финансовые схемы, и непротивление правительственному игнорированию со стороны Леонида Кучмы, било не только по самолюбию Донецка, но и по кошельку. Встал вопрос: не надежней ли и дешевле иметь достаточно своих людей в парламенте, чем всецело зависеть от такого непостоянного, не конкретного, Президента?

Впрочем, публично, Янукович и, тем более, Ахметов, продолжали подчеркивать свою аполитичность.

Изменить эту тактику, донецкой группе позволила общая для нее и президента угроза – пропорциональный закон о выборах. То есть усиление политических партий, которые, как показал кассетный скандал, бывают неуправляемыми, а значит опасными. Не зря же доверенные лица Кучмы в Донецке высказались за "исключительно мажоритарную систему" на грядущих парламентских выборах.

В январе 2001 года, комментируя возможность принятия пропорционального закона о выборах, Виктор Янукович говорит журналистам о том, что центр игнорирует интересы и мнения региона. Поэтому "если закон будет подписан, или, будет преодолено вето президента, регионы вынуждены будут искать какую-то форму защиты интересов от наступления политических сил, которые, в основном, представляют интересы центра… Нам надоело. И мы сегодня, стоим у рубежа принятия тоже политических решений. Мы не хотим и не хотели, мы старались уйти от политики, потому что нам некогда ею заниматься в регионах, но другого пути нет. Если этот закон будет подписан, значит, регионы вынуждены будут принимать одно из политических решений и думать, как объединяться, в какие политические структуры, и идти на выборы".

И политическое решение действительно было принято. Хотя, как показывает время, оно было бы принято не зависимо от судьбы избирательного закона.

Уже 3 марта, в Киеве, путем объединения пяти партий, среди которых доминировала, безусловно, (созданная мэром Донецка Рыбаком) Партия Регионального возрождения Украины, была образована Партия Регионов Украины. Возглавил ее выходец из Донецка, руководитель ГНА Николай Азаров. 12 марта новоиспеченный парт-босс посещает Донецк, якобы для встречи с партактивом, но отводит ей в три раза меньше времени, чем переговорам с Януковичем.

А уже 20 марта объявлено о создании в парламенте новой депутатской группы - "Регионы Украины", уполномоченными представителями которой были избраны, естественно, дончане: Рыбак и Юшко. 26 марта Виктор Янукович так объяснил журналистам необходимость ее создания: "Я, вы знаете, как отношусь к политике. Для меня это самый не любимый вопрос. Но, тем не менее, когда пошли неприличные разговоры в парламенте в части расстановки кадров, в том числе в регионах.… И я знаю, что некоторые политики задавали циничный вопрос – отдайте нам Донецкую область. Ну, какая бы реакция могла бы быть у меня? Что значит "отдайте"? Мы, во-первых, ни с кем не собираемся играть ни в какие политические игры.…

Сегодня если устроить еще дележку, и по принципу политической принадлежности делать расстановку кадров, а не по деловым качествам, мы вообще неизвестно куда скатимся. Поэтому до тех пор, пока не будут в центре представлены интересы регионов, пока не будет принято решение парламентом (а оно затягивается) по верхней палате, пока не будет создан этот политический баланс, до тех пор будут эти игры. А сейчас, они уже из центра направлены в регионы".

Еще через два дня, 28 марта, когда правительство Ющенко отменило свой визит в Донецк, а Президент прилетел, Виктор Янукович предложил Кучме поддержать подписание соглашения между регионом и Кабмином "чтобы мы могли обозначить отношения, права, обязанности и ответственность регионов и правительства". Таким образом, Донецк пытался уменьшить зависимость от киевского произвола, но инициатива не нашла реальной поддержки Президента. Вполне понятно почему…

Вообще, начиная с 1994 года, всю историю отношений Донецк-Киев можно охарактеризовать термином "холодная война". Именно с приходом команды Кучмы, началось деление страны на кланы, начал действовать принцип: "разделяй и властвуй". Сначала кто-то умело стравливал Донецк с Днепропетровском, потом с Киевом. Не зря в своем интервью газете "Бизнес-Донбасс", буквально за месяц до гибели, Евгений Щербань, отвечая на вопрос: "Не считаете ли Вы, что события, возникшие вокруг Вашего имени (сообщения в СМИ о причастности Щербаня к организации покушения на Лазаренко – авт.) являются следствием борьбы между группировками, которые контролируют экспорт металла из Донбасса?" Евгений Александрович ответил: "Я думаю, что это неправильное мнение. Это очень узкий подход.

Я смотрю на это дело по другому и вижу третью силу, которая пытается столкнуть два региона – Днепропетровский и Донецкий с целью ослабления позиций этих мощных промышленных областей Украины, которые очень сильно влияют на экономическую жизнь всей страны. Сегодня просто пытаются использовать премьер-министра Павла Ивановича Лазаренко, стравливая Донецкую и Днепропетровскую области под благовидным предлогом "нейтрализации донецкого клан". Но следующим этапом после разрушения Донецкой области станет разрушение Днепропетровской"…

Неизвестно, кого имел в виду покойный нардеп, и не была ли эта фраза просто дипломатическим сигналом Лазаренко к перемирию, но слова Щербаня оказались, можно сказать, пророческими.

Донецк все время и совершенно необъяснимо каждый год оказывался на последних местах по уровню бюджетного обеспечения на душу населения. При этом он отдавал госбюджету несравненно больше областей, опережавших его в этом списке.

Непродуманное, даже вредительское, закрытие шахт, не обеспечивающий минимальных потребностей бюджет углепрома, искусственная эскалация языкового вопроса – все это в комплексе дало толчок к формированию в населении региона так называемого "донецкого патриотизма". То есть комплекса – "нас грабят, нас обижают". Фактически, Киев, сам дал Донецкому региону основания для перманентного противостояния ему. Вопрос только в том, чего в действиях донецкой группы больше: обороны или нападения? Защиты интересов населения региона, или растущих аппетитов его экономической элиты? Не перепутаны ли эти понятия?

Если забота донецкой власти о людях искренна, то почему власть обращалась с ними во время всех последних выборов и референдума как с быдлом, насилуя область, чтоб дать результат, обеспечивающий прочность собственных позиций? Не деформировалось ли от тотального нарушения демократических принципов, сознание отцов области, которые, возможно, искренне верят, что регион – это они, и все их действия направлены на его благо?

И если защита то от кого: от политизированного и, возможно, корыстного киевского чиновника, или от другого регионального (в данном случае киевского) клана? А в этом случае, не является ли такая мощная защита (уничтожим врага в его же логове) нападением? В контексте этого вопроса интересно выглядит высказывание Виктора Януковича 26 ноября этого года: "Такой регион как Донбасс, должен иметь свою депутатскую группу. Без политической поддержки мы многие вопросы решать не можем. У нас постоянные есть разночтения между регионом и центром. Это проблема. Так почему же мы, жители Донбасса, здесь и Луганскую область нужно не забывать, и я разговаривал с Запорожской областью, и недавно мне из Днепропетровска звонил Швец Николай, - нам нужно объединить промышленные регионы в решении тех проблем, которые стоят перед нами. И тем самым, наконец-то в парламенте создать нормальную команду единомышленников. Прекратить эти распри, эти драки. Как говорится, один раз кому-то морду набить по хорошему, и все. Но я за цивилизованный процесс, я за то, чтобы у нас была полемика".

То есть речь идет не о регионах вообще, а о восточных, промышленных регионах. Регионах, которые защищают свою экономику. А их экономика - это частный капитал их элит. Элит, которые пытаются договориться о распределении сфер влияния. И если бы экономика была рыночной, регулируемой, возможно, это было бы хорошо, но ведь сейчас она скорее криминальная…

Буквально за несколько месяцев ряды Партии регионов выросли с нескольких десятков до четырехсот пятидесяти тысяч. Из них на Донецкую область приходится три четверти членов партии. Принимали всех и скопом. Особенно бюджетников и рабочих крупных промышленных предприятий (естественно, не государственных).

Доходило до смешного: Кировская районная организация НДП (союзница ПРУ по блоку) опубликовала заявление, в котором говорится: "Чтоб наши однопартийцы не имели неприятностей на работе, правление КРО НДП разрешило им формально написать заявления в Партию Регионов, фактически оставаясь членами НДП. Таких двойных членов партий в нашей организации насчитывается 23 человека".

В Енакиеве, где население составляет 167 тысяч жителей, из которых в работоспособном возрасте - 82 тысячи, членов ПРУ напринимали аж 27 тысяч (!) - каждого шестого енакиевца…. Казалось бы, зачем?

Один из основателей и заместитель председателя ПРУ Владимир Рыбак, отвечая на вопрос о шансах блока на выборах, 8 декабря сказал: "те 450 тысяч членов партии, их семьи, которые придут и проголосуют за свою партию - это уже гарантия того, что партия и блок пройдет 4% рубеж, а если взять пять партий, которые входят в блок, то это будет уже за десять процентов".

В этот же день, на областной конференции ПРУ в Донецке, региональный лидер партии, Сергей Бешуля, сетовал на отсутствие средств, из-за того, что многие организации не платят взносов. А руководитель областного избирательного штаба блока "ЗаедУ!" нардеп Сергей Ларин откровенно заявил: "В недружеских нам средствах массовой информации нас обвиняли в методах построения партии. Если они думают, что руководство партии не знает о том, как шло строительство, то они глубоко ошибаются. Мы старались не допустить перегибов, но необходимо было учитывать и тот факт, что у нас практически не было времени. Если бы в нашем распоряжении было не восемь месяцев, а два-три года до выборов, то тактика была бы другая"…

За нашу и их Украину

Аппетиты отцов-основателей ПРУ, масштабны, но время вносит в них свои коррективы. На первоначальном этапе создания партии, в мае этого года, директор Новокраматорского машиностроительного завода Георгий Скударь заявил, что крупные промышленники поддержавшие ПРУ, рассчитывают получить 150-200 парламентских мандатов. После объединения в "ТУНДРУ", то есть уже в расчете на 4 партии, Николай Азаров давал прогноз на 50% голосов избирателей. А в конце ноября Владимир Рыбак был уже скромнее, заявив, что рассчитывает на результат блока "За единую Украину!" не ниже 10%.

Надо сказать, что Донецк не проявлял особого энтузиазма насчет объединения в блок. Мониторинг донецких СМИ показывает, что буквально до последних дней, блок "За единую Украину!" в Донецкой области фактически не раскручивался.

Крутили Партию регионов. Донецк явно собирался сыграть в самостоятельную игру. Расчет видимо делался на, приблизительно, 20 мандатов мажоритарщиков в области, предположительно 10 депутатов по Луганской, Запорожской и иным областям, где есть собственность ИСД и Ко, а также примерно на 10-15 мандатов по списку блока Регионов и Трудовой Украины. Объединение именно этих двух региональных партий, которое означало бы не только совмещение админресурса и денег с медиаресурсом, но и разделение между собой экономических рынков, было бы наиболее естественным. Под это, видимо и нагонялась численность ПРУ, чтоб задавить "заклятого друга" массой.

В таком союзе победил бы сильнейший. И это была бы игра по правилам. Но это сделало бы самостоятельными регионы. Самостоятельными, в том числе, и от президента! Поэтому в блоке появляются АПУ и НДП, а затем глава президентской администрации Владимир Литвин и партия Кинаха. Следующим шагом, видимо, будет попытка ослабить влияние Донецка непосредственно в ПРУ.

Заявленная Азаровым собственная отставка с поста лидера партии, в свете его октябрьского признания "Столичным новостям", когда он заявил: "Я бы слукавил, если бы сказал, что веду какую-то независимую политическую линию. Безусловно, я стараюсь свои основные политические шаги согласовывать с Президентом", - выглядит как вынужденный шаг.

Президенту нужно свое, послушное ему, парламентское большинство, а Донецку - свое. Пока что президент переиграл Донецк, но, привыкнув к слабым соперникам, с которыми можно разговаривать исключительно с позиции силы, он не учел того, что Донбасс, тем более заручившись тактической поддержкой Днепропетровска и крупных промышленников других областей, уже не так слаб.

Даже проведя в Верховную Раду всего 40 своих депутатов, донецкая группа может стать ядром для капиталистического большинства, которое будет уже не подчиняться президенту, а торговаться с ним. Тем более, если Донбасс сможет реализовать даже не скрываемые им планы по собственному политическому и экономическому усилению. Их довольно четко обозначил 30 ноября в выступлении на политсовете при своей особе, донецкий губернатор Виктор Янукович: Верхняя палата Верховной Рады; административная реформа, с созданием вместо 25 областей 8-10 административно-экономических территорий; формирование регионами местных бюджетов, а, следовательно, значительное увеличение бюджета области и автоматическое уменьшение центрального бюджета (читай – власти центра).

Что же в итоге? В итоге, Украина получила два блока, названия которых можно перефразировать "За единую Восточную Украину" и "Наша Западная Украина". Причем, они не только состоят из партий, представляющих восточный и западный регионы, они еще и внешне-политически ориентированы на Восток (Россию) и на Запад.

В итоге, уже наметился следующий этап регионального противостояния, но теперь не Донецк - Днепропетровск, или Донецк - Киев, а Восток Украины – Запад Украины.

В итоге, будет реализовываться естественное стремление капиталов к росту. Любой ценой.

В итоге, Центр будет, пытаться также, любой ценой, удержать свой контроль над этими капиталами… Украину ждет санкционированный президентом экономический передел. Ибо если в парламент приходит новая сила, то она, по закону Архимеда, вытесняет равную ей старую силу. А вытеснение из политики в Украине означает вытеснение из экономики. Кланов станет меньше, но они усилятся. Народ, как всегда, безмолвствует…

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования