Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Большая телекомовская ревизия

Вторник, 12 марта 2002, 10:27
Продолжение темы. О том, что произошло накануне, читайте

Оставь надежду всяк сюда входящий
Тенденция, однако или Что произошло с Golden Telecom?
В Украине начато первое уголовное дело по краже телефонного трафика



Многих неискушенных наблюдателей многообразие сценариев и версий последних событий на рынке телекома в Украине оставляет в недоумении, и они на генеральный вопрос так ответа и не находят.

Безумные версии мы оставим без внимания и рассмотрим самую очевидную - на рынке телекоммуникаций и связи происходит элементарная подготовка к грядущему послевыборному распределению средств и сфер влияния.

Такие процессы происходят не только на волнующем нас рынке. Скорее, телеком в этом смысле не один, и подобные процессы происходят во всех крупных и стратегических отраслях. Где-то круги по воде идут как цунами, а где-то они вообще не видны.

Перед прошлыми выборами на телекомовском-компьютерном рынке царило откровенное затишье. Перед нынешними рынок бурлит от волнений, внутренних событий и внешних влияющих течений.

Собственно, это еще один показатель того, что этот рынок вырос из прежних "детских" штанишек и входит в тот подростковый возраст, когда и формируются его будущие ценности, принципы и правила существования, а может быть, и развития. В общем-то, этого рано или поздно следовало ожидать, и вот теперь, после первого десятка лет активного самостоятельного развития, рынок оказался в положении жабы, распятой на хирургическом столе такого же юного создания-экспериментатора - украинской власти.

Не будем вдаваться в исторические подробности зарождения и становления украинского телекома, но обратим внимание на то, в каком состоянии он встретил новый 2002 год. По различным оценкам, денежный объем рынка информационно-коммуникационных технологий (куда входит и телеком) в Украине в 2001 году составил $2,012-2,4 млрд. При этом около 70% этого рынка занимают предприятия либо государственные, либо те, в которых государство владеет значительной частью: Укртелеком, Утел, UMC и др. Но 30% рынка, а это более $600 млн., все же остается за частным капиталом (подробнее о цифрах и достижениях украинского рынка ИКТ в 2001 году читайте в истории "Сколько стоят украинские ИКТ?").

Есть мнение, что сейчас государство пытается привлечь под свое влияние оставшиеся у частного капитала проценты, они ведь тоже не малы. И здесь, безусловно, есть свои движения - подготовка лицензирования украинских ISP, например. Но все же гораздо больше активности происходит именно в государственном секторе телекома. Здесь и денег значительно больше и здесь есть определенные условия, содействующие более быстрому перераспределению активов. А то, что от этого перераспределения круги расходятся достаточно далеко и производят весьма эффектное волнение на частном рынке, лишь дополнительное свидетельство тому, что частный сектор уже находится в тесной зависимости от госсектора.

Как известно, перед тем как что-то поделить, надо для начала выяснить сколько чего есть. Для этого есть процесс инвентаризации, и наиболее эффективная ее форма - всеобщая ревизия. Ревизия полномасштабная всех активов, пассивов, расходов, доходов и коммерческих отношений.

И здесь подобная ревизия одного единственного предприятия - Укртелекома - преподносит свои неожиданные сюрпризы "всему остальному рынку".

Мы имеем реальную историю с Голден Телекомом, когда по "просьбе" Укртелекома киевская прокуратура возбудила против частной компании уголовное дело. В этой истории наглядно представлен весьма подробный бэкграунд тех взаимоотношений, которые сложились у ГТ с Укртелекомом. Письмо г-на Безбородова в центральные государственные органы власти дает лишь частичное и общее описание. Но факт остается фактом, что согласно "Акту о готовности сети оператора связи ООО "Голден телеком" к взаимодействию с городской телефонной сетью общего пользования" (от 25.07.2000), Голден Телеком должен был заплатить киевской дирекции "Укртелеком" 6 357 067 долларов США. Такая сумма была выставлена ГТ за 62 тысячи номеров (3 184 667 долларов), 3329 разговорных каналов (2 630 775,5 долларов) и 3253 порта городских АТС (541 624,5 долларов).

Естественно, что этот Акт не был подписан со стороны Голден Телекома, поскольку по мнению руководства ГТ, стоимость работ, произведенных киевским Укртелекомом, завышена в 6-7 раз. Вот с этого момента и начались активные разногласия Голден Телекома с Укртелекомом, которые потом вылились в несколько судебных слушаний, "выигранных", в конечном счете, Укртелекомом 26 июня 2001 года в Высшем арбитражном суде Украины. Выиграл в кавычках, потому что судебная коллегия ВАСУ потратила на изучение дела "2/166" всего четыре дня, приняв его 20 июня, а уже 26, вынеся по нему заключение. Кроме того, дело было рассмотрено без присутствия сторон, несмотря на сложность спора.

Адвокаты Голден Телекома также нашли прецеденты различного применения норм ст. 209 Гражданского кодекса Украины в аналогичных делах - если к Голден Телекому решение принято негативное, то к другим компаниям применялись позитивные решения в аналогичных спорах. И если ранее все решения и постановления ВАСУ основывались на том, что истец должен подтвердить факт нарушения обязательств, но не вину ответчика, то в постановлении ВАСУ по делу Голден Телекома говорится, что "вина ОАО "Укртелеком" не доказана и поэтому основания для наложения штрафа отсутствуют".

Кассационные жалобы адвокатов Голден Телекома остались без положительного ответа в ВАСУ и, перейдя в Верховный суд Украины, остались без внимания и там "в связи с отсутствием законных оснований для возбуждения кассационного производства Верховным Судом Украины". В итоге проверяющие Укртелекома имеют на руках все документы для того, чтобы предъявлять претензии "где наши деньги" и пытаться изъять их любым возможным способом.

То, что этот спор в итоге вылился в уголовное дело, которое возбудила киевская прокуратура по факту кражи телефонного трафика - лишь частный вариант развития событий. Есть много других реальных рычагов и механизмов воздействия. Просто Голден Телеком оказался уж очень крупным и весомым игроком на рынке, чтобы с ним можно было расправиться слишком простым способом, и если он не хочет играть в "игры с Укртелекомом" по-хорошему, то будет играть по-плохому.

Но несмотря на резонанс, ситуация с Голден Телекомом является лишь одним (пусть и самым крупным) из многочисленных "кругов на воде", которые пошли в результате Большой Ревизии Укртелекома. Проверяющие обнаружили несоответствие в несколько миллионов долларов по приходам и расходам и, не особо углубляясь в детали спорной ситуации, постановили: проблему решить. И по такому принципу действия производятся не только по отношению к Голден Телекому - цель вижу, препятствий не замечаю.

К сожалению, мы не располагаем официальной информацией Укртелекома о проводимых проверках, но нам достоверно известно, что они проходят практически по всей территории Украины и в них принимают участие практически все фискальные органы Украины - от пожарников и санэпидемстанций до спецслужб и прокуратур. Известно также, что сама проверка не является стихийной, она проводится уже более полугода, и, возможно, в связи с обнародованием истории с Голден Телекомом, она войдет в более активное русло.

То, что мы стали свидетелями неожиданного выплеска результатов этой ревизии только сейчас, является следствием того, что гендиректора Голден Телекома г-на Безбородова обстоятельства вынудили это сделать, а сколько еще различных действий аналогичного формата (проверки, мониторинг, обыски) проводится сейчас "в тени" - ответить сложно.

Пока нам не удалось получить каких-либо комментариев от руководителей некоторых компаний, работающих в сфере предоставления услуг по доступу к компьютерным и телефонным сетям передачи данных, которые, по нашей информации, столкнулись не только с различными препонами развитию их бизнеса со стороны Укртелекома, но и познакомились с некоторыми правоохранительными органами. Большинство из них просто боится выносить эту тему на поверхность (да и иностранные учредители Голден Телекома также очень не хотели выносить существующие проблемы на поверхность - деньгам, вложенным в Украине, этим не поможешь, а себе только навредишь). А говорить на уровне слухов для нас не представляется серьезным.

Тем не менее, нам достоверно известно, что отголоски этой укртелекомовской ревизии слышны по всей Украине. Пока нет таких громких заявлений по примеру г-на Безбородова, но есть полунамеки на то, что в Одесском, Харьковском и других регионах Украины взаимоотношения частных компаний с Укртелекомом входят в новую стадию практического противостояния.

Последствия этого противостояния, как правило, проявляются в визитах налоговиков и представителей других фискальных органов, которые часто действуют в формате "чеченских зачисток": пока тот или иной проблемный вопрос не решится, деятельность провайдера может быть и приостановлена. Приостановлена не столько грубой физической силой, сколько различными "техническими проблемами", которые внезапно появляются у Укртелекома по отношению к той или иной компании именно в тот момент, когда в офисах "частника" начинают появляться "люди в погонах и в гражданском".

Другим примером является ситуация, когда техническая комиссия, проверяя наличие кабелей, согласно генеральному плану, находит рядом с теми, которые есть "на бумаге" и некоторое количество кабелей, которых в "планах" нет. Простое действие в таких случаях - элементарное "обрезание". Если верить народной молве, то от таких "обрезаний" пострадал уже не один провайдер в Киеве и других крупных городах Украины. И не в компетенции тех, кто отрезает, вникать в суть вопроса "откуда кабеля" (а они могут быть проложены вполне официально, за них может быть уплачено куда надо, но по стечению обстоятельств на генеральном плане они почему-то отсутствуют). У них работа простая, а результаты весьма эффективны, что и требуется.

Вот и проходит такая в основном внутренне-бумажная ревизия всего, что находится в той или иной зоне досягаемости Укртелекома. А в "зоне" этой, извините за максимализм - весь рынок телекоммуникаций и связи Украины. И именно бумажно-формальный характер этой ревизии определяет ту жесткость, с которой в последнее время сталкиваются многие частные операторы во взаимоотношениях с Укртелекомом. Никто не смотрит и не вдумывается в нюансы, хитросплетения, деловую казуистику и бюрократию - проверяющие верят и видят перед собой только конкретные итоговые бумаги, полученные в недрах Укртелекома, а там бумаги сведены - комар носа не подточит, поверьте. И собственно, их понять со своей стороны, можно, хотя чаще весьма сложно.

Здесь остается лишь посоветовать тем, кого еще не коснулись эти процессы и кто имеет какие-либо взаимоотношения с Укртелекомом - внимательнейшим образом привести все документы, касающиеся этой "порочной связи", в норму. То, что иногда это сделать затруднительно, поверьте, станет только вашими проблемами, какие бы причины ни приводились. То, что часто такой причиной может являться отсутствие нормального коннекта с соответствующими подразделениями Укртелекома, не будет восприниматься проверяющими органами, поскольку со стороны Укртелекома они будут иметь все необходимые документы и будут отталкиваться в своих выводах именно от них. Ревизия-то продолжается.

Важным моментом, конечно, является и суть этой ревизии и инвентаризации. Публично она может обосновываться грядущей приватизацией. И, собственно, здесь все верно - уже был высказан тезис о том, что перед тем как что-то поделить надо выяснить сколько чего есть. Процесс перераспределения идет нормально. Но пока это происходит вокруг "государственного пирога", лишь слегка отголосками проявляясь на бизнесе частных операторов, но нельзя исключать, что после этого будет происходить и перераспределение частного сектора.

Собственно, этот процесс уже идет параллельно: готова общая концепция и корректируется начальный план действий, первые процессы уже идут, но, в основном, они пока больше направлены на занятие плацдармов. Здесь также не обойдется без более плотных проверок отдельных компаний. И здесь, возможно, нас ожидают громкие срывы и крики. Есть надежда, что обойдется без крови, но криминал всегда находился рядом с большими деньгами и большой политикой.

И заканчивая первый экскурс в тему сегодняшних основополагающих процессов на рынке (Большой Ревизии и подготовка Большого Перераспределения), поговорим о политике.
В недрах Госкомсвязи Украины ожидают того, что нынешний председатель Госкомсвязи Станислав Довгий, пришедший к руководству Укртелекомом в середине 2000 года, а еще через год получивший в свое руководство Государственный комитет по связи и информатизации, будет в апреле 2002 года "уходить" в парламент. Напомним, что он занимает 33 позицию в списке т.н. "партии власти", и хотя нынешние прогнозы и оценки свидетельствуют о том, что это место "не проходное", в коридорах Госкомсвязи витает уверенность, что "административный ресурс" свое дело сделает и Довгий уйдет в парламент.

Это тоже очень важный элемент политического перераспределения сил вокруг телекоммуникационного рынка. В этом случае некоторые, конечно, могут ожидать и здесь передела, но все же, если существующая ныне "генеральная линия" будет продвигаться и дальше, то Госкомсвязи получит "достойного" преемника из числа заместителей Довгого.

Но эта "генеральная линия" может продвигаться и без "людей Довгого" - желающих получить ее в управление достаточно.

Кроме того, Укртелеком активно прорабатывает политические рычаги лоббирования своих интересов, делая ставку именно на "партию власти". В конце февраля на вторых внеочередных сборах "общественной организации" "Связисты Украины" было объявлено о всецелой и всемерной поддержке не называемой нами (специально) "партии власти". А "Связисты Украины" - это сила: 500 тысяч человек насчитали в рядах этой организации в Госкомсвязи, видимо, со всеми членами семей всех работников Укртелекома, Утела, UMC и многих других госкомпаний.

Что из всего этого передела получится - пока сложно даже и прогнозировать. По мнению некоторых наблюдателей, преобладающей тенденцией будет поглощение более крупными компаниями своих меньших конкурентов, но не исключено и развитие событий, при которых украинский телеком получит совершенно неожиданных "хозяев рынка".

В любом случае, видится, что на данном этапе закладывается тот экономический фундамент, в процессе строительства на котором наберут силу и окрепнут первые настоящие телекомовские олигархи Украины. И хотя пока они не так ярко видны, но уже наводят "свой порядок" на рынке. Самое печальное во всем этом, что пока эти процессы происходят при отсутствии нескольких сильных сторон. Даже вокруг того же Укртелекома крутится кучка разнообразных мелких кланов, которые борются в надежде получить его от "хозяина" в "генеральное управление".

Наведение на рынке порядка, конечно, дело благое, но, как известно, "хорошими делами прославиться нельзя" и попытки наведения порядка в таких условиях "клановости" несут последствия чаще более разрушительного характера, чем созидательного.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования