Вся правда о фильме "Пиар"

Среда, 27 марта 2002, 13:25
От УП. Широко известно, что фильм "Пиар" понравился президенту. Странно, потому что там Кучма выглядит, пожалуй, хуже, чем все остальные украинские политики. Именно его уверенность в том, что фильм скорее навредит Ющенко и Морозу, чем его и без того пострадавшему имиджу, привела к тому, что 1+1 при всем своем нежелании вынужден показать фильм "Пиар".

Фильм, который уже неоднократно критиковали за его предвзятость, за непрофессиональный подбор фактов и за однобокость версии. Более того, обсуждение фильма пройдет в атмосфере полного взаимопонимания и одобрения. Конечно, найдется некто, будет излагать "профильтрованное" несогласие, на что обязательно найдется аргументированный оппонент. Кстати, как нам стало известно, на пленках Мельниченко есть моменты, где Кучма и представители спецслужбы говорят о неком авторе статей о Ющенко в Financial Times. Тот самый Кловер.


Критический момент в той версии документального фильма "Пиар", которую оказало ICTV, наступает в момент, когда счетчик на моем видеомагнитофоне показывает 17 минут 18 секунд. Как только заканчивается русский перевод (т.е. то, что мы должны считать переводом) рассказа Джорджа Сороса о взлете и падении его поддержки в адрес Леонида Кучмы, русский дубляж, который по идее должен быть переводом текста американского закадрового рассказчика (голос которого едва ли можно слышать в течение всего фильма) сообщает зрителям, что давние сторонники Кучмы, Сорос и США (воплощенные в Радио Свобода и Freedom House) решили свергнуть Кучму и заменить его Виктором Ющенко…

И тут появляются отличия.

Русский перевод продолжает: "и скандал вокруг Гонгадзе оказался прекрасной возможностью", предполагая, что Соединенные Штаты сначала решили избавиться от Кучмы, а потом нашли предлог в виде дела Гонгадзе.

Но в этот же момент хорошо слышны и слова голоса за кадром: "and the scandal surrounding Gongadze was the last straw".

Американская идиома "the last straw" означает "последняя капля" (переполнила чашу терпения), что терпеть больше нельзя, и подразумевает прогрессирующее разочарование американцев в Кучме, вошедшее в пиковую фазу в деле Гонгадзе.

Я уверена, что существует еще множество других несоответствий между американским оригиналом и русским переводом, показанном на ICTV. И поскольку версия ICTV приблизительно на 20 минут длиннее американского фильма, то у авторов дубляжа было достаточно времени для подобного непозволительного поведения. Но даже одно вопиющее отличие в переводе доказывает, что ICTV изменило исходный посыл "Пиара" - и несет полную моральную, этическую и юридическую ответственность за ту часть фильма, где версия тогдашних событий излагается голосом за кадром на русском языке.

Конечно, ответственность ICTV было бы легче установить, если бы была возможность полностью сравнить перевод с американским оригиналом. Но несмотря на наши огромные усилия, никому так и не удалось раздобыть копию фильма. Е-mail'ами из Кабула сценарист Чарльз Кловер направляет людей к продюсеру Питеру Пауэллу, который - что достаточно странно - так и не смог сделать дополнительную копию полной версии "Пиара" в течение недели, после того как ему были направлены запросы. Вместо этого, он отсылает обращающихся к нему на веб-сайт www.filmfestivals.com. Но фильм, который идет там, имеет продолжительность всего 26 минут.

Пауэлл говорит, что многого не знает о том, почему "Пиар" оказался на экранах ICTV или на сайте. Но когда подобные вопросы задавались редакторам filmfestivals.com, они переадресовывали их обратно Пауэллу, поэтому теперь можно только удивляться тому, что он вообще знает об ICTV. Кроме того, он не является обладателем "оскара" Американской киноакадемии, как заявляет ICTV. Согласно его биографии, размещенной в интернете, он был оператором фильма, который завоевал статуэтку. А это "две большие разницы".

Но оказав некоторую помощь, через некоторое время Пауэлл перестал отвечать на электронные послания - также, как и Чарльз Кловер. Последний, похоже, ушел в афганское подполье еще глубже, чем Усама бен Ладен. Но я уверена, что ICTV или 1+1 найдут его, чтобы он смог прокричать "Алло! Алло, Киев. Не слышу Вас!" по своему спутниковому телефону, когда по телевидению ему будут задавать трудные вопросы.

Любая информация о "Пиаре" - его создании, финансировании, американском показе - окружена не меньшей тайной, чем исчезновение Гонгадзе. Но в результате расследования, которое мы провели в течение недели, удалось обнаружить достаточное количество фактов, чтобы усомниться в практически всех заявлениях, сделанных создателями фильма и его "промоутерами" на ICTV.

Так, например, Дмитрий Киселев постоянно повторял, что фильм уже увидели зрители американской телевизионной сети PBS, называя ее со своей характерной ухмылкой "очень авторитетной сетью". Пауэлл также заявил, что фильм был показан на PBS. Предполагалось, что зрители должны зарубить себе на носу, что у PBS высокие стандарты и оно не будет показывать что не попадя.

Что есть абсолютная правда, и возможно именно поэтому PBS не показывало "Пиар". Или, может быть, поэтому там никогда о нем не слышали. По словам Черил Джоунс (Cheryl Jones), программного директора PBS (человеком, с которым приходится иметь дело любому независимому продюсеру), никто и никогда не приходил в PBS с "Пиаром" и она никогда о нем не слышала.

Джоунс отметила, что у сети PBS существуют местные филиалы по всей стране и что они могли транслировать "Пиар" самостоятельно. На ICTV Пауэлл также упомянул, что фильм показывался на станциях, покрывающих северные штаты, Манитобу и Чикаго. Но ни один филиал PBS, вещающий в этих районах, не включал "Пиар" в свою мартовскую программу.

В интервью, которое он дал американскому журналисту, Пауэлл темнил и не назвал телевизионные студии, которые показывали "Пиар". "Это мое дело", заявил он. Довольно странный ответ из уст продюсера, который также утверждает, что у него большие планы по широкому показу "Пиара" в Европе и США. Логично было бы предположить, что сейчас ему нужно как можно больше рекламы.

На самом же деле, единственный подтвержденный случай демонстрации "Пиара" был сообщен американцем украинского происхождения, который видел фильм на чикагском кабельном канале, который называется… ICTV.

Единственное ICTV в Чикаго - это не американская версия украинского оранжевого канала. Это специальный канал, предназначенный для эмигрантов из Азии, в первую очередь пакистанцев, и язык вещания у него, в основном, урду. К сожалению веб-сайт www.ictvusa.com не содержит программ на март, поэтому нам не удалось узнать, была ли это та самая станция, которая показывала "Пиар".

Но даже если "Пиар" показывали на урду-ТВ в Чикаго, или на одном из тысяч американских кабельных каналов, у которых есть эфир, но нечего показывать, мы можем быть абсолютно уверены, что "Пиар" не демонстрировался ни на одном канале, столько же уважаемом, как PBS. Похоже, что упоминание об американской премьере на ICTV было нужно лишь для того, чтобы вызвать доверие к фильму, который того не заслуживает.

Однако еще большая тайна окружает обстоятельства "американского" производства "Пиара". В ответ на постоянные обвинения в том, что ему заплатил Пинчук, Кловер регулярно заявлял, что фильм был профинансирован неким East European Media Projects Inc, (EEMP Inc.), который также фигурировал в титрах фильма. Но найти EEMP Inc. оказалось таким же сложным делом, как и найти то, в каком эфире на американском телевидении демонстрировался "Пиар".

Согласно информации о "Пиаре", размещенной на сайте filmfestivals.com, EEMP Inc. был основан бывшим послом США в Венгрии Питером Туфо (Peter Tufo) совместно с Питером Пауэллом. Сам Пауэлл говорит, что узнал о EEMP Inc. от Кловера, когда съемки фильма были в самом разгаре, а Пауэлл подключился к проекту через общих знакомых. "У Кловера и оператора Джона Купера не было опыта создания длинных документальных фильмов", говорит он.

Как оказалось, посла Туфо найти невозможно. Когда мы спросили Кловера о EEMP Inc., он адресовал нас к Поле Скотт (Paula Scott), являющейся членом совета директором корпорации. В свою очередь Скотт говорит, что движущей силой EEMP как раз является Кловер, и предложила с вопросами обращаться именно к нему. Приблизительно в то же время Кловер перестал отвечать на e-mail'ы.

Тайна оказалась еще более глубокой, потому что выяснилось: EEMP Inc. нигде не зарегистрирован, не имеет ни интернет-сайта, ни телефонных номеров, ни адреса. Как корпорация, он должен быть зарегистрирован, но интернет-поиск показал, что EEMP Inc. нет ни в перечне штата Нью-Йорк (место жительства Питера Туфо и Питера Пауэлла), ни в перечне Вашингтона и округа Колумбия (место жительства Полы Скотт и оператора Джона Купера), ни в Мэриленде (место расположения студии Momentum TV, где создавался "Пиар").

На самом деле, единственная компания, имеющая близкое к EEMP название East European Media Research Project Development, Ltd. (EEMRPD), зарегистрирована на Британских Виргинских островах. Но поскольку Острова - всем известный офшорный рай, то разузнать какую-либо информацию о EEMRPD фактически невозможно. Известно лишь, что в 1999 году единственная акция (стоимостью один фунт стерлингов) этой компании принадлежала лондонской компании Multivi Ltd.

Как говорит бизнес-эксперт, занимавшийся EEMP и EEMRPD: "Операция проходила таким образом, чтобы не попасть под радар".

Доказать связь между EEMRPD и EEMP Кловера на сегодняшний день невозможно. Но существование загадочной компании с близким названием, прячущейся на Британских Виргинских островах, которая создает фиктивные компании в Лондоне, вызывает, как минимум, подозрения, что EEMRPD служит прикрытием для перекачки денег.

Но даже если здесь нет никакой связи, у EEMP Inc. есть еще одна привязка, стоящая того, чтобы на нее обратить внимание. Та самая Пола Скотт, которая входит в совет директоров, также является сотрудником First International Resources (FIR), компании, занимающейся политическим консультированием. Она специализируется на оказании помощи клиентам с "кризисными ситуациями высокого уровня". "Коммуникационные стратегии" - одно из их направлений.

Скотт отрицает, что ее роль в EEMP как-то связана с ее работой в FIR и утверждает, что приблизительно $200,000, затраченные на производство фильма, - полностью "американские деньги". Но, как гордо заявляет веб-сайт FIR "в течение действия нашего контракта, наше участие держится в строжайшем секрете". Это означает, что даже если бы они работали с украинским клиентом, их контракт не позволил бы им признать это. А что касается "американских денег", то во времена глобализации это понятие приобретает некоторую эластичность. Например, компания г-на Пинчука "Интерпайп" зарегистрирована в Бостоне. Если бы, чисто гипотетически, "Интерпайп" был клиентом FIR и был настоящей силой, стоявшей за Кловером, EEMP и "Пиаром", были бы его деньги "американскими"?

Разумные головы могли бы различить.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования