"Проукраинская" или "прокучмовская"? Внешняя политика Украины в кризисе

Понедельник, 29 апреля 2002, 11:57
До конца второго срока украинского президента Леонида Кучмы осталось более двух лет. Но с каждым днем становится все очевидней, что его продлившееся пребывание у власти отрицательно сказывается на внешней политике Украины. Хотя Кучме нравится заявлять, что внешняя политика страны является ни "прозападной", ни "пророссийской", а "проукраинской", на самом деле она скорее "прокучмовская", поскольку в большей мере обслуживает интересы власти и ее союзников-олигархов.

Международный имидж Украины стал ухудшаться сразу же после переизбрания Кучмы в ноябре 1999 года, и этот процесс ускорился после того, как зимой 2000-01 во время скандала "Кучмагейт" были обнародованы преступления президента. Никто из украинской элиты не отрицает подлинности записей, сделанных в кабинете Кучмы его охранником Николаем Мельниченко; Кучма едва ли настаивает на том, что записи были сфабрикованы как "провокация", направленная против него. В аутентичности пленок, очевидно, не сомневался и олигарх Виктор Медведчук, глава Социал-демократической партии Украины (объединенной), который, как говорят, в конце прошлого года предложил Мельниченко за них $3 млн. Последний это предложение отклонил.

Последний скандал, касающийся Кучмы, а раз так, то и внешней политики Украины, - это обвинения в том, что в нарушение эмбарго Совета безопасности ООН Ираку было продано сложное военное оборудование радар "Кольчуга" – после того, как его продемонстрировали на выставке вооружения SOFEX-2000 в Иордании в апреле 2000 года.

Мельниченко в середине апреля давал показания перед федеральным Гранд Жюри в Сан-Франциско, что зафиксированный на пленках разговор между Кучмой и Малевым, состоявшийся в июле 2000 года и посвященный поставке комплекса "Кольчуга" в Ирак, действительно имел место. Аутентичность этого участка записи была удостоверена судебным экспертом, работающим для ФБР.

Премьер-министр Анатолий Кинах и Министерство иностранных дел Украины настойчиво отвергают новые обвинения в то время, как Кучма довольно симптоматично называет их "чушью собачьей". Однако глава контразведки СБУ Сергей Макаренко признал, что Малев лоббировал поставку в Ирак. Кучма знал, что скандал вот-вот разразится, и поэтому гибель Малева в автокатастрофе 6 марта за несколько дней до того, как это стало достоянием общественности, вызывает закономерные подозрения. Юрий Рябкин, директор донецкого завода "Топаз", на котором производятся "Кольчуги", так же подтвердил, что разговор между Кучмой и Малевым действительно имел место, однако он отрицает, что "Кольчуга" была доставлена в Ирак.

Но даже до того, как разгорелся последний скандал, Кучма уже стал для Запада persona non grata; его последний визит (в Германию) состоялся в январе 2001, и он был запланирован еще до того, как разразился "Кучмагейт". До скандала с Ираком, США поставили условие, что до того, как будет расследовано убийство журналиста Георгия Гонгадзе, ни о каких визитах в Вашингтон не может быть и речи. На прошлой неделе агенты ФБР, попытавшиеся оказать помощь бездарному 17-месячному расследование гибели Гонгадзе, покинули страну, так ничего и не сделав, поскольку им отказали в доступе к каким-либо уликам.

Военная разведка США подтвердила, что Ирак располагает "Кольчугами", и если американское расследование подтвердит, что поставщиком действительно была Украина, полуизоляция страны только усугубится. В только что опубликованном ежегодном отчете киевского Центра мира, конверсии и внешней политики Украины констатируется, что отношения Украины и США в 2001 году находились в "кризисе", "напряжение наблюдалось во всех политических и дипломатических контактах". Последний год стал первым годом при Кучме-президенте, когда не состоялось ни одного украино-американского саммита. И Вашингтон до того, как разгорелся последний скандал, не проявлял особого энтузиазма по поводу визита украинского президента.

Последний скандал негативно сказывается на внешней политике Украины в двух аспектах – не говоря об очевидной изоляции украинской власти от мировых событий. В январе 2002 года Владимир Литвин, глава администрации президента и прокучмовского блока "За Единую Украину", заявил, что "Нам не нужно возвращаться в Европу. Мы уже в Европе. Нам не нужно ждать одобрения Запада. Мы неотделимая часть его". Украинские послы в западных странах продолжали развивать эту тему, заявляя, что результаты мартовских парламентских выборов показали, что Украина проголосовала за "европейский выбор".

Такие утверждения представителей украинской власти необоснованно подразумевают, что, наряду с реформаторским и прозападным блоком "Наша Украина", прокучмовская "За ЕдУ" должна считаться "проевропейской", что никак не соответствует действительности с конца девяностых, и уж тем более после "Кучмагейта". Центр мира, конверсии и внешней политики Украины определяет внешнюю политику "За ЕдУ" и ее союзников-олигархов как "умеренный пророссийский изоляционизм" и считает, что среди трех крупнейших избирательных объединений ("За ЕдУ", "Наша Украина" и КПУ), только "Наша Украина" поддерживает идею интеграции Украины в Европу и трансатлантические структуры.

Хотя ОБСЕ, Совет Европы и Госдепартамент США назвали выборы 31 марта важным шагом, они также подчеркнули наличие серьезных нарушений, которые совершали власти в пользу "За ЕдУ".

Парламентская Ассамблея Совета Европы 26 апреля приняла резолюцию, в которой делается вывод о том, что "все действия властей – использование административного давления, контроль над теми, у кого есть доступ к СМИ, использование компрометирующих материалов – были направлены на то, чтобы в Украине не состоялись демократические выборы". Как отметил Центр мира, конверсии и внешней политики Украины, основное препятствие, стоящее на пути интеграции Украины в Европу, - это наличие режима, "который не соответствует европейской модели политического строя и европейским ценностям". Украинские элиты так до сих пор не поняли, что для того, чтобы быть принятым в "Европу", необходимо следовать европейской политике дома и соблюдать международные соглашения заграницей.

Если будут найдены свидетельства того, что Украина поставляла Ираку оружие, ее не пригласят на пражский саммит НАТО в ноябре. Ожидается, что от пяти до семи центрально-европейских стран будут в этом году приглашены присоединиться к НАТО, и, кроме того, будет создан Совет НАТО-Россия. Положение Украины в расширении НАТО или ее участие неясно из-за ее двусмысленной "многовекторной" внешней политики и набирающего обороты "Кучмагейта". И в результате, как предупреждает глава Совета национально безопасности Евгений Марчук в интервью газете "День", Украина может оказаться "на обочине основных евростратегических процессов".

Внешняя политика Украины уже отличалась неоднозначностью до второй половины девяностых. Двусмысленность усилилась в результате "Кучмагейта", нежелания расследовать дело Гонгадзе, откровенного использования админресурса в пользу "За ЕдУ" во время и после выборов, а теперь еще и в связи со скандалом с поставками оружия Ираку. Амбивалентность превратилась в кризис внешней политики Украины, поскольку эта политика скорее "прокучмовская", чем "проукраинская".

Доктор Тарас Кузьо работает в Центре исследований России и Восточной Европы, Университет Торонто



powered by lun.ua