Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Тимошенко балуется с импичментом

Понедельник, 10 июня 2002, 22:59
Медленно, но упорно Григорий Омельченко, бывший инициатор создания в прошлом парламенте так называемой группы "Антимафия", продолжает рыть Кучме могилку. Второй год депутат не оставляет надежды, что его имя будет занесено в историю Украины как первого депутата, добившегося импичмента президента.

В первые же дни работы нового парламента Омельченко, который сейчас входит во фракцию Блока Тимошенко, решил продемонстрировать собственную политическую последовательность. 10 июня информагентства сообщили о зарегистрированном в секретариате Рады законопроекте с незатейливым названием - "О начале процедуры отстранения Кучмы Л.Д с поста президента Украины в порядке импичмента и создании специальной временной следственной комиссии".

Состав комиссии: Григорий Омельченко (председатель комиссии), Сергей Головатый (БЮТ), Василий Червоний ("Наша Украина"), Ярослав Кендзьор ("Наша Украина"), Николай Карнаух (СПУ), Иван Бокий (СПУ), Сергей Синченко (КПУ), Александр Бондарчук (КПУ). По желанию в состав комиссии будут включены по два депутата от фракций "Единая Украина" и СДПУ(О).

Специальным прокурором предложено назначить Виктора Шишкина, специальными следователями - Анатолия Ермака и Александра Жира.

Напомним, что еще в сентябре 2000 года депутатская группа "Соборность", в которую входил тогда Омельченко, попыталась протащить в повестку дня 6-й сессии вопрос о начале процедуры импичмента.

Тогда тезисы Омельченко были такими:

- с декабря 1994 года президент Кучма назначал экс-премьера Павла Лазаренко на ответственные посты и награждал его "вместо того, чтобы дать правоохранительным органам поручение провести расследование деятельности" Лазаренко, которая нанесла Украине убытки в размере более $1 млрд.

Он сослался на адвокатов Лазаренко, которые официально заявили, что "за свои назначения Лазаренко перечислял на личные валютные счета Кучмы большие суммы валюты или на валютные счета, которые им контролировались".

- причастность действующего президента к делу концерна "Бласко".

Тогда же секретариат Верховной Рады зарегистрировал одноименный проект постановления "Об инициировании вопроса об отстранении президента Украины Кучмы Л.Д. от должности в порядке импичмента и создании специальной временной следственной комиссии".

Вопрос несколько раз ставился на голосование – в последний раз 26 апреля 2001 года, сразу после отставки Ющенко. Тогда за импичмент проголосовали только 209 депутатов – фракции Компартии, "Батькивщина", оба Руха, а также часть группы "Солидарность".

Этот результат Омельченко не стал расценивать как трагичный. Наоборот – Григорий Емельянович был полон оптимизма - 14 сентября 2000 года, когда вопрос впервые был поставлен на голосование, за импичемнт проголосовали лишь 140 депутатов, а уже в апреле следующего года удалось набрать 209 голосов. Эта цифра – своеобразный рекорд темы импичмента, и насобирать столько удалось только благодаря волне негодования из-за отставки Ющенко. Тогда все было очень драматично, и Игорь Юхновский даже объявил о переходе Рухов в оппозицию.

"Я думаю, в мае, после событий, которые состоятся в ближайшее время в США в отношении президента Кучмы, мы наберем 226 голосов, чтобы начать процедуру импичмента", - сказал позже Омельченко. Сейчас, ему, видимо, показалось, что время настало.

О формулировке злодеяний Кучмы, за которые он заслужил отстранения от престола, пока ничего не известно, но догадаться не сложно. К связям с Лазаренко, наверняка, прибавится все еще никем не опровергнутая причастность Кучмы к убийству Гонгадзе, к покушению на депутата Ельяшкевича, взятки и нарушение законов и Конституции в части обеспечения свободных и прозрачных президентских выборов. Да мало ли еще!

Однако пока США не спешит вмешиваться в решение проблем власти в Украине. А Григорий Омельченко продолжает гнуть свою линию. Может он знает что-то, о чем мы не догадываемся?

Скорее всего нет. Все проще и банальней. По мнению политологов, таким образом Тимошенко продолжает "забивать" за собой оппозиционную нишу. Более того – это прекрасный способ проверить "на вшивость" соратников по парламенту – того же Ющенко, например.

Тем не менее, нет никакой надежды на то, что этот вопрос, даже несмотря на возросшее представительство оппозиции в Раде, наберет 226 голосов. Для внесения в повестку дня достаточно и 150. И это количество, по мнению наблюдателей, собрать не проблема. Но дело в том, что после боев за первые три кресла, а затем за руководство комитетов, депутаты почувствовали усталость. Они расслабились, стали более миролюбивыми, мечтают об отпуске...

Говорят, что даже вопрос об отчете правительства не вызывает блеска в глазах усталых законодателей. Что уж там говорить о такой задаче, требующей напряжения сил, как импичмент! Хотя, чем черт не шутит…

Комментарий юриста: к вопросу о необходимости законодательного урегулирования вопросов, связанных с отстранением президента от занимаемой должности в порядке импичмента.

Этот вопрос Конституционного права Украины, который носит глубоко теоретический характер, приобрел практическое значение, поскольку некоторые политики, говоря о процедуре импичмента, довольно часто употребляют при этом слово “закон" в том контексте, что нет “закона", который позволял бы устранить таким образом лицо, которое выполняет обязанности президента Украины, с занимаемой должности.

Сразу же следует обратить внимание на то, что Конституция Украины сама по себе является законом - см. часть 9 Преамбулы Конституции Украины (далее - КУ). От других законов она отличается тем, что имеет высшую, чем они юридическую силу - это установлено в предложении 1 части 2 статьи 8 КУ. Это значит, что любая другая норма, если она не содержится в самой КУ, не может ей противоречить, а в случае спора, более главной будет норма КУ и таким образом именно она должна быть применена.

Импичмент - отстранение президента от должности - урегулирован пунктом 10 части 1 статьи 85 КУ, где предусмотрено, что отстранение президента Украины от должности осуществляется Верховной Радой Украины в соответствии со статьей 111 Конституции. В статье 111 установлена процедура импичмента, а в следующей - статье 112 - среди прочего предусмотрены его последствия в части обеспечения функционирования государства. Там, в частности, установлено, что только определенный круг полномочий президента Украины не может осуществляться лицом (премьер-министром Украины), которое выполняет его обязанности, в том числе, в случае отстранения и в случае импичмента.

Для инициирования рассмотрения вопроса об отстранении президента Украины от должности необходимо большинство от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для этого инициирования Конституция не предусматривает особой формы - письменной, тайной, поименной или чего-то иного. Это значит, что голосование (поименное или тайное) или собранных 226 подписей народных депутатов Украины достаточно для того, чтобы состоялось инициирование этого вопроса в ВРУ (часть 2 статьи 111 Конституции).

Конституция в части 3 статьи 111 предусматривает создание комиссии – специальной временной следственной комиссии, которая проводит расследование по вопросу импичмента. Для создания этой комиссии Конституция не предусматривает особой процедуры, поэтому она создается ВРУ в общем порядке, предусмотренном регламентом. Следует отметить, что на создание и деятельность спецкомиссии не распространяются требования, установленные для частью 6 статьи 89 Конституции для временных специальных и временных следственных комиссий. Первые готовят и предварительно рассматривают вопрос, которые отнесены Конституцией к полномочиям ВР, а вторые проводят расследование по вопросам, которые представляют общественный интерес. Очевидно, что исходя из цели создания этих комиссий и их названия, видно, что предписания Конституции, которые касаются первых двух, не могут быть применены к третьей.

В состав следственной комиссии включаются специальный прокурор и специальные следователи. Следует отметить, что “специальный прокурор" и “специальные следователи" - это институты конституционного, а не уголовного права, и поэтому лица, которые включаются в состав комиссии, а также спецпрокурор и спецследователи могут, но не должны быть следователями или прокурорами в понимании предписаний уголовного права - как это вытекает из высшего статуса норм Конституции по отношению к законам (см. абзац 1).

Комиссия готовит выводы и предложения, которые рассматриваются на заседании Верховной Рады. Выводы и предложения служат основанием для принятия решения об обвинении президента Украины. Это решение принимается двумя третями квалифицированным большинством – 300 голосов.

В соответствии с частью 6 статьи 111 решения об отстранении президента Украины от должности принимается не менее тремя четвертями от конституционного состава Рады, что составляет 338 депутатов. Для принятия этого решения необходимы выводы Конституционного Суда Украины и Верховного Суда Украины. Отстранение от занимаемой должности, которое хотя и представляет собой вмешательство в права личности, все же не является само по себе уголовным наказанием. Поэтому нельзя согласиться с мнением, что в отношении отстранения лица от должности президента Украины должны применяться предписания уголовного законодательства.

Следует отметить, что вывод Конституционного Суда дается по поводу соблюдения процедуры расследования и рассмотрения дела. Для принятия этого решения также нужен вывод Верховного Суда (часть 6 статьи 111 Конституции) о том, что деяния, в которых обвиняется президент Украины, содержат или не содержат признаков государственной измены или другого преступления.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 88 Конституции решение Верховной Рады об импичменте президента Украины подписывает председатель Верховной Рады. Обязанности президента Украины с этого момента в соответствии с предложением 1 статьи 112 Конституции и до избрания и вступления в должность нового президента Украины выполняет премьер-министр, который, однако, в соответствии с предложением 2 статьи 112 Конституции не может выполнять полномочия, предусмотренные пунктами 2; 6; 8; 10; 11; 12; 14; 15; 16; 22; 25; 27 части 1 статьи 106.


"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования