Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Автономия для Галиции

Понедельник, 17 июня 2002, 19:31
Может ли Украина превратиться в федеративное государство?

Часть комментариев по поводу недавнего скандала вокруг львовского Кладбища Орлят позволяет предположить, что он стал результатом какой-то тайной борьбы Львова с Киевом. Более смелые комментаторы представляют эту борьбу как следствие становящего все более явным западноукраинского сепаратизма, который начинает разваливать государство.

Приверженцев галицийской автономии - поскольку о выходе из Украины почти никто всерьез не говорит - немало, а тема становится все популярней в различных кругах Западной Украины: во Львове, Ивано-Франковске, Черновцах, Тернополе, Дрогобыче. Эту идею разделяют также представители западноукраинской диаспоры в Киеве. У кругов этих есть свои гуру. Программным манифестом считается эссе Юрия Андруховича, известного писателя из Ивано-Франковска (сам Андрухович предпочитает старое название города – Станислав) – "Моя последняя территория". Среди художников культовой фигурой признают львовского художника Владимира Костырко, выпускника Люблинского католического университета, который работает дизайнером в газете "Поступ", на страницах которой такие идеи часто обсуждаются. За главного сепаратиста из Черновцов считается Олег Хавич, политолог и аналитик, который сейчас обитает в Киеве.

Тоска по бабушке Австрии

Достаточно пройтись по львовским кафе, чтобы убедиться, как здесь процветают культ Франца Иосифа, "бабушки Австрии" или символы, связанные с основателем Львова - князем Данилом и его сыном - королем Львом. Часто рядом с этими символами можно увидеть портреты легендарного духовного предводителя греко-католиков митрополита Шептицкого или фотографии Иоанна Павла II, сделанные во время его визита во Львов. Все это должно было бы свидетельствовать о несколько иных традициях и культуре Галиции и Буковины - более явно связанных с европейскими культурой и традициями. Еще сильнее проявляется особенность галицийских традиций и культуры в мастерских художников, квартирах интеллектуалов, кабинетах местных деятелей, в офисах бизнесменов, а также в других местах с ограниченным доступом. Одно из таких мест - клуб "Під блакитною пляшкою". Это кафе, в которое приходят посвященные, оно играет роль салона, где обсуждаются культура, история, традиции, а также проблемы Львова и Галиции.

Хорошим местом для подобных бесед является также львовская кофейня "Під клепсидрою" в художественном центре "Дзига". Он объединяет художников, специализирующихся на организации массовых художественных зрелищ, которые наделали много шума в городе, когда в 2000 году подготовили перформанс "Въезд императора Франца Иосифа во Львов".

Более серьезный, практически научный подход к теме осуществляет круг, сложившийся вокруг журнала для интеллектуалов "Ї". Его главного редактора Тараса Возняка, учитывая выполняемые им одновременно обязанности руководителя отдела международных связей городской администрации, называют министром иностранных дел Львова. Редакция "Ї" уже организовала две большие конференции, посвященные этой теме, правда, больший акцент был сделан на общественно-политических и административно-хозяйственных вопросах.

Практически все такие круги приложили руку к созданию в 2001 году Общественного комитета для празднования 800-летия князя Данила. В состав комитета вошли уважаемые во Львове и Галиции люди. Считать их авантюристами либо чудаками было бы по меньшей мере неразумно.

Бундесреспублика Украина

Одним из первых о возможности федеративного государственного устройства Украины по образцу земель в ФРГ стал говорить легендарный лидер антикоммунистической оппозиции Вячеслав Чорновил, когда руководил Львовской областью после победы на выборах в 1990 году. В том же году руководители трех галицийких областей - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской - создали Галицийскую Ассамблею, намеревавшуюся консолидировать действия для упрочения в регионе демократии, а также проведения государственных и хозяйственных реформ. Правда, вскоре после этого Чорновил, ушел от этой идеи, опасаясь локального сепаратизма - крымского или донецкого – но сама идея не умерла.

Однако обособленность галицийских традиций и культуры – это только внешняя оболочка всего дела. На самом деле, патриотов Галиции или Буковины волнуют куда более важные проблемы. Речь идет прежде всего о более справедливом разделе полномочий и благ между центром и регионами, поскольку избыточная централизация и концентрация власти тормозит развитие страны в целом, а особенно ее отдельных регионов. А это, в свою очередь, ведет к их деградации.

"Гиперэтатизм, который сводится к защите интересов одного или нескольких кланов, растоптал гражданина и предпринимателя", - пишет в "Ї" Тарас Возняк. Обижает западенцев Украины и то, что власти в Киеве не признают героями ветеранов УПА и других украинских формирований, воевавших против Красной Армии. Попытку ивано-франковских депутатов отдать дань памяти ветеранам дивизии "СС-Галичина" или несогласие львовских депутатов с открытием Кладбища Орлят следует также воспринимать как проявление регионами Украины позиции, отличной от позиции официального Киева.

Будущее федеративное устройство Украины кажется неизбежным - слишком различны в идейном, экономическом и культурном плане регионы, которые составляют это государство. Практически уже сегодня Украина функционирует как федерация - только неформально. Развившаяся серая зона и коррупция ведут к тому, что Восток, Запад, Юг и Центр в действительности управляются и развиваются по своим собственным, только там действующим принципам и правилам, подкупая Киев соответствующими подаяниями и обеспечивая нужные властям результаты выборов. Авторы опубликованного в "Ї" доклада "Макрорегионализация Украины" пишут, что "правдивый образ социально-экономического развития Украины виден в территориальной разнородности с давно выделившимися шестью городами – центрами: Киевом, Донецком, Львовом, Днепропетровском, Одессой и Харьковом".

Каждый из этих регионов отличается экономическим потенциалом, величиной территории и проживающего там населения, демократическими традициями и культурой. Если у Львова амбиции строить гражданское общество, свободный рынок и двигаться к Европе, то донецкий клан уже построил для себя основанный на авторитаризме олигархический капитализм. Каждый из регионов заинтересован в сохранении своего отличия в рамках автономии. Такова действительность на Украине. Ее остается только формализовать.

Вырывающийся Львов

Почему же гонят только галицийский сепаратизм? Дело в том, что Львов всегда был мальчиком для битья, поскольку всегда бежал впереди автомобиля. Во Львове еще до объявления украинской независимости на выборах в органы местного самоуправления в 1990 году победили антикоммунисты. Львов начал возвращать святыни греко-католической церкви еще до того, как были приняты формальные решения на этот счет. Из львовских школ убрали русский язык как обязательный предмет, начав тем самым свою собственную образовательную реформу. Сейчас, опять первым, Львов начинает публичную дискуссию на – преждевременную - тему федерализма, нервируя тем самым власти в Киеве, которые, естественно, хотят управлять такими важными проблемами. Киев пытается сделать все, чтобы сдержать или маргинализировать это явление - то пугает галицийским национализмом, то подсовывает версию, что за этим кроется рука Москвы, то говорит о группе не вполне вменяемых чудаков.

Что из этого получится, никто сказать не может - все будет зависеть от развития ситуации в самой Украине. Если Киев совершит ошибки, то идеи галицийского сепаратизма могут попасть на благодатную почву, перейдя из интеллигентско-элитарной сферы в массово-общественную. Такой ошибкой может стать, например, обширная интеграция с Россией и Белоруссией. По данным исследований общественного мнения, при таком развитии событий крупнейшая группа галичан – 40 процентов - декларирует готовность борьбы за обособленность своей малой родины (11 процентов - за автономию, 29 процентов - за независимое государство). Поскольку исследования охватывают только взрослых, трудно сказать, что об этом думает молодежь. Ведь это сегодняшние дети пишут на стенах городов лозунги (используя при этом латинские буквы) "Nezaleznist Halycyni" .

Автор - корреспондент в Польше киевского еженедельника "Зеркало недели"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования