Кто есть кто. На диване президента Кучмы. Алексей Кучеренко

Четверг, 26 декабря 2002, 10:28
Первые главы книги Николая Мельниченко читайте здесь:

Книга Мельниченко

АЛЕКСЕЙ КУЧЕРЕНКО

Бывший губернатор Запорожской области. Крупный бизнесмен в сфере энергетики. Был деловым партнером Игоря Бакая и Александра Волкова. В интервью британской "Файненшл таймс" рассказал как с использованием векселей и взаимозачетов его фирма "Бари" "заработала" пятьсот миллионов долларов. Неоднократно пытался стать политическим деятелем, был народным депутатом, но кроме постоянных метаний от одной политической группы к другой ничем не запомнился. Ежегодно финансировал по два-три амбициозных политических проекта, но все они проваливались. Волков пролоббировал столь вожделенное Кучеренко назначение губернатором Запорожской области. Однако при Кучеренко проблем в Запорожье не уменьшилось, поскольку он не сумел наладить контакт с местной элитой, и вместо решения хозяйственных задач сосредоточился на приватизации стратегических предприятий области. Спустя восемь месяцев Кучма отправил его в отставку. Пример Кучеренко еще раз доказывает, что олигарх неспособен управлять государственным аппаратом. Беседа Кучмы с Кучеренко интересна не столько как демонстрация известных моральных качеств собеседников, сколько как характеристика проблем одной из наиболее развитых областей Украины.

ИЗБРАННЫЕ АФОРИЗМЫ

"Если бы я в парламенте еще месяц посидел, я бы там с ума сошел".
О двух годах своей депутатской работы.

"Они не могут тут работать, поскольку они не знают, кому сколько дать, чтобы их не "кинули".
Об иностранных инвесторах, которые опасаются участвовать в украинской приватизации.

КУЧЕРЕНКО: Леонид Данилович, когда вы мне о губернаторстве сказали, я сказал "да", потому что, если бы я там еще месяц посидел, я бы там с ума сошел.

КУЧМА: В парламенте? Хи-хи.

КУЧЕРЕНКО: Я вопросов никаких не раздувал. Я поехал и могу сейчас сказать, что более-менее разобрался. Основную причину мы в прошлый раз обговаривали. Я понимаю, что там боятся ответственности, поскольку там необходимо отвечать за все, что творится в области. Но когда я не понимаю, какие ваши реальные действия в области, то их нет. Что я имею в виду? Облэнерго - я уже говорил. Труба (газопровод, Кучеренко имеет в виду общее значение - контроль за поставками газа на предприятия области - Ред.) - не понятно чья. И они - Ющенко и Юля (Тимошенко - Ред.) - скажут, что они будут руководить. Да они никогда не смогут руководить. Они смогут просто централизовать. Она сможет, и там...

КУЧМА: И она давит всех, чтобы они заключали договор.

КУЧЕРЕНКО: Да, давит всех. Поставила так, что... А я что должен делать? А облэнерго сейчас что делать? Он у них деньги отбирает, у таких заводов, как "Днепроспецсталь", ферросплавного, алюминиевого... (При этом публично Кучеренко поддерживал политику Ющенко, и не выступал против Тимошенко - Ред.). Я сделаю, но как это возможно? Если где-то очень законно делать, то это будет...

КУЧМА: Нет, это не бизнес.

КУЧЕРЕНКО: А можно так... жестко можно. Так жестко ему сказать, что "Витя..."

КУЧМА: Абсолютно. Ему так напиши заявление: "Иди на хуй!" Если не будешь, то будет хуже.

КУЧЕРЕНКО: Я так это и вижу. Я это понимаю. Что я еще хочу сказать? Налоговая (администрация - Ред.) - я не хочу жаловаться, но чтобы у нее какую-то информацию получить, она говорит: "С Азаровым договоритесь..."

КУЧМА: Указ бери, и если налоговая тебя посылает к Азарову, внеси предложение по людям, и я его подпишу. Понял? Они подконтрольны. Это написано в моем указе. Кроме службы безопасности, у них есть отдельные законы. Поэтому каждый - финансовые все службы, КРУ - они все подконтрольны.

КУЧЕРЕНКО: Понял. У меня нет пока претензий к ней, но она... Я понимаю, что это команда, которая действует жестко. Я ей еще раз дам, если она не поймет, то тогда...

Технология удержания власти стала основным критерием оценки работы государственного аппарата. Профессиональные качества руководителя ничего не стоят, если он не умеет организовать избирательную кампанию в интересах президента.

КУЧМА: Посмотрите на главу каждой администрации с точки зрения показателей, и как он президентские выборы провел. Как референдум прошел. Мы это еще не довели до конца. Поснимали многих к чертям. Я же предупреждал.

Самым важным периодом губернаторства Кучеренко была приватизация Запорожского алюминиевого комбината (ЗАЛК). Губернатор лично участвовал в продаже завода, поскольку через посреднические структуры владел значительными активами. Различные группы влияния действовали в интересах российских корпораций. Обращает внимание отношение Кучмы к приватизации стратегических предприятий, которые по мизерным ценам передаются компаниям, интересы которых лоббируют те или иные чиновники. И это воспринимается в порядке вещей. Открытых тендеров с привлечением иностранных инвесторов не проводится. Кучеренко лоббировал вариант продажи завода группе "Сибал", и все силы бросил на борьбу с оппонентами.

КУЧЕРЕНКО: Они получили факс от Кабмина, чтобы поставить председателем наблюдательного совета Ермилова (очевидно речь идет о ЗАЛКе - Ред.). Они его поставили, но на тех же сборах Куратченко (бывший губернатор Запорожской области, сменил Кучеренко - Ред.) получил доверенность от фонда госимущества. Здесь особая роль фонда госимущества, и я хотел бы, чтобы вы поверили мне, что я не хочу ни с кем расправляться...

КУЧМА: Он слабый на передок.

КУЧЕРЕНКО: На передок слабый! Он, как специалист, хорош, но он очень слабый. Они ему делают вот так, и он - вот так. Его роль очень и очень отслеживается. Его роль, я вам говорил, 25 процентов переслал, нам было отдано за 2.5 миллиона долларов. (Кучеренко рассказывает Кучме о схеме приватизации Запорожского ферросплавного завода, в которой принимал участие губернатор Куратченко и чиновники фонда государственного имущества. Высокорентабельное предприятие было продано за бесценок - Ред). Это Бондарь сделал (глава Фонда госимущества - Ред), и не нужно ничего больше делать. Его роль отслеживается в "Запорожьеоблэнерго". Он дал такие поручения - они ему эти бумаги пробили, - что Куратченко – да, он поставил там Ермилово...

КУЧМА (звонит Бондарю): Але! Добрый день. У меня Кучеренко. Он с тобой встретится, так что ты давай, работай. Значит, снова-таки, не так, как мы продавали. На подходе ... (одно слово неразборчиво - Ред.) завод, чтобы мы не продали так, как ферросплавный, за 2.5 миллиона. Ну, договорились. Спасибо, (обращается к Кучеренко - Ред.). А я не знал, что ферросплавный... Я знал, что Пустовойтенко (бывший премьер-министр - Ред.) отдал "Запорожсталь" Хмельницкому (один из близких семье Кучмы олигархов, на то время народный депутат - Ред), а тот отдал практически Соросу (известный американский филантроп и финансист, в настоящее время свернул все коммерческие операции в Украине так как в ходе "кассетного" скандала выступил против Кучмы - Ред.).

КУЧЕРЕНКО: Они там просто клевали. У них был мизерный пакет акций. И они растрезвонили, что они такие великие акционеры, и на этом сыграли.

КУЧМА: Он же перед утверждением премьера отдавал. (В ноябре 1999 года, когда формировался новый состав правительства, Кучма вновь выдвинул кандидатом действующего премьера Пустовойтенко. Чтобы обеспечить поддержку фракций Пустовойтенко передал в управление финансово-политическим группам целый ряд важнейших предприятий. Подкуп не помог, но результатов этой операции никто не отменил. "Запорожсталь" за бесценок получил Хмельницкий, в то время один из лидеров Партии зеленых. Впоследствии Хмельницкий продал этот пакет акций за 60 миллионов долларов - Ред.)

КУЧЕРЕНКО: И есть совершенно пристойные иностранцы, и можно 2-3 компании привезти. Они не могут тут работать, поскольку они не знают, кому сколько дать, чтобы их не "кинули". (Очень точная формулировка системы украинского государственного управления. Если не знаешь кому и в каком размере давать взятку, то всегда проиграешь - Ред.). Если им создать условия, пусть они принимают участие.

Вместо того, чтобы строить прозрачную саморегулирующуюся экономику, Кучма пытается решить все проблемы с помощью чисток чиновного аппарата. Этим начинаются и заканчиваются президентские экономические реформы. Кучма знает, что его фавориты крадут деньги государственного бюджета, уклоняются от уплаты налогов. Но это не снижает к ним доверия. Разговор Кучмы с Кучеренко.

КУЧМА: Посмотри на команды, которые работают в
"Запорожстали", "Криворожстали". Там же процентов как минимум 30 прячут. (Металлургический комбинат "Запорожсталь" контролируется группой зятя президента Виктора Пинчука, а "Криворожсталь" - первым вице-премьер-министром Олегом Дубиной – Ред).

КУЧЕРЕНКО: С каждой тонны металла 25 долларов не поступает в Украину (Кучеренко это знает не понаслышке – Ред).

КУЧМА: Прячут.

КУЧЕРЕНКО: Где-то 800 миллионов тонн они делают за год. Нефть не можем купить, поскольку ... (одно слово неразборчиво) Путину дает, а покупают их компании. "Мidland"- это компания, которая покупает, на этом варит и потом, так сказать... дальше оно идет по своим компаниям. А хлопцы в Англии сидят и деньги собирают. Очень хорошая схема.

КУЧМА: Нужно сделать на каком-нибудь серьезном примере и показать, что они обкрадывают Украину. Фирмы там, а небо коптят у нас. (Никаких разоблачений и расследования фактов мошеннической, по оценке Кучмы, приватизации в Запорожской области, сделано не было. По-прежнему открытые тендеры по продажу украинских предприятий не проводятся - Ред.).

КУЧЕРЕНКО: Я полностью с вами согласен. И энергетику высасывают нашу (анекдот: Кучеренко возмущается бизнесменами, которые высасывают нашу энергетику - Ред.). Когда они покупают по каким-то своим схемам электроэнергию, то все расчеты ложатся на внешний долг Украины.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования