Томенко рассказал, как бороться с цензурой Пискуна

Вторник, 21 января 2003, 15:51
Детальную инструкцию подготовил для интернет-журналистов комитет Томенко. План применяется в случае, когда корреспондента сетевого издания дискредитируют при доступе к информации, рассказывая при этом басню, что интернет-пресса не зарегистрирована, а, по сему, ее не существует. На написание заявления комитет вдохновил скандал между "Украинской правдой" и Генеральной прокуратурой.

Как известно, в конце минувшего года неразумно повела себя пресс-служба Пискуна, который обидился на УП. Настолько сильно, что в разгар дебатов о цензуре в стране не пустил "Украинскую правду" на свои мероприятия - из-за "необъективного" освещения мыслей генерального прокурора. После этого Генпрокуратура представила легальную форму для ограничения доступа прессы – ввела специальный механизм доступа журналистов на свои мероприятия. Для этого надо будет иметь аккредитационную карточку, получить которую можно только зарегистрированным изданиям.

Как "запрет на профессию" украинского журналиста расценивает комитет по свободе слова принятое Генпрокуратурой "Положение об аккредитации СМИ".

"Не является секретом, что сегодня деятельность интернет-СМИ не регулируется ни одним нормативно-правовым актом. Интернет-издания юридически не являются средствами массовой информации, хотя фактически большинство электронных СМИ используют в своей деятельности оперативную информацию. На наш взгляд, Положение об аккредитации как раз и призвано запретить доступ к информации Генеральной прокуратуры Украины отечественным интернет-изданиям. Понятно, что ни одна украинская интернет-газета не сможет предоставить, например, лицензию на вещание или другие специфические документы, существующие у зарегистрированных СМИ", - отмечает комитет Томенко.

В подобных ситуациях оскорбленным журналистам следует аппелировать к нормам законодательства. Ведь, по мнению парламентского комитета, эта идея со спецаккредитациями в Генпрокуратуру "противоречит действующему законодательству Украины".

"Документ не имеет ни единого упоминания об аккредитации свободных журналистов, которые не работают на конкретное печатное издание, теле- или радиокомпанию. Это является грубым нарушением конституционных норм и Законов Украины.

В частности ст. 3 закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации" определяет то, что аккредитация журналистов и технических работников СМИ при органах власти осуществляется путем их регистрации на основании официального представления средства массовой информации к соответствующему органу власти или по заявлению журналиста или технического работника с предъявлением ими соответствующих документов, которые подтверждают их профессиональную специальность, или рекомендации профессионального объединения журналистов".

"Генеральная прокуратура Украины обязана аккредитировать на все свои мероприятия свободных журналистов, которые не работают в конкретном информационном агентстве или телекомпании, но профессионально занимаются журналистикой и являются, например, членами Национального союза журналистов", - отмечает комитет по свободе слова.

То есть, как вытекает со слов Томенко, если вас отказываются признавать как журналиста по редакционному удостоверению интернет-издания, тогда можно требовать своих прав:
- продемонстрировав журналистский диплом вуза,
- или показав карточку членства в Национальном союзе журналистов или профсоюзе и соответствующее письмо этого учреждения
.

Есть еще третий вариант – если интернет-издание зарегистрировано как юридическое лицо (ООО или ЗАО, или даже "частное предприятие"). Тогда можно напомнить ст.7 закона "Об информации", которая говорит, что к субъектам информационных отношений относятся граждане Украины, государство и юридические лица.

"Закон не говорит о том, что юридическими лицами при получении информации могут быть лишь информационные агентства, теле- и радиоорганизации, печатные издания. То есть, если интернет-издание зарегистрировано, например, как общество с ограниченной ответственностью, то это не мешает ему получать любую публичную информацию из государственных органов (в нашем случае – от Генеральной прокуратуры Украины)", - отмечает комитет и констатирует: "Нормы законов Украины имеют выше юридическую силу, чем подзаконные акты, каковым является "Положение об аккредитации Генеральной прокуратуры".

В случае, если все приведенные варианты не сработали, комитет по свободе слова советует обращаться в суд "за защитой своих, гарантированных Конституцией и законами Украины, прав на получение информации".

powered by lun.ua