20 + 20 = 24, или очерк о политической арифметике

Четверг, 20 февраля 2003, 10:16
Выступая 17 февраля в Берлине, Юлия Тимошенко заявила: правой и левой оппозиционной коалиции (БЮТ, КПУ и СПУ) симпатизируют 40% украинских избирателей. Смею предположить: эта цифра является все же не результатом тщательного социологического исследования, а, скорее, следствием простого суммирования показателей популярности трех названных выше сил (или их лидеров).

Однако политическая арифметика - наука, в которой результат сложения двух цифр может получиться самым непредсказуемым. Скажем, за блок двух партий, каждая из которых в отдельности могла бы претендовать на 20% голосов, могут проголосовать не 40%, а только 24%... Для этого нужно, чтобы партии были достаточно "разновекторными", сориентированными на разные электоральные поля.

Так, недели за две до президентских выборов-1999 респондентам-симпатикам "Каневской четверки" был поставлен вопрос: если ваш кандидат снимет свою кандидатуру и призовет голосовать за другого, прислушаетесь ли вы к его призыву? Лишь 56% сторонников Марчука заявили, что готовы поддержать Мороза (остальные признали, что проголосуют за "государственника" Кучму), и всего 31% приверженцев Мороза проявили готовность проголосовать за Марчука (остальные склонялись к тому, чтобы поддержать левых - Симоненко или Витренко)...

Конечно, сейчас на дворе уже не 1999 год, и минувшие события уже многих и много чему научили. В лагере правоцентристов Мороз давно уже воспринимается как "почти свой". Но поверить в единодушное голосование всех членов правой УРП "Собор" и левой КПУ – равно невозможно. Поэтому, скорее всего, электорат "тройки" в названной выше конфигурации приближается не к заявленным 40%, а к 20%, которые все еще составляют твердую электоральную базу коммунистов.

Подчеркну - оппозиция не может отказаться от идеи согласованного кандидата, так как начавшаяся массовая кампания дискредитации Ющенко убеждает: у властного лагеря все еще есть большие ресурсы. Но ей, оппозиции, следует поискать такие конфигурации, которые дадут самый высокий результат сложения отдельных составных частей.

Конечно, более или менее безболезненно складываются голоса сторонников Ющенко и Тимошенко (поэтому, очевидно, именно на отношения этой пары был направлен первый масштабный удар неизвестных-известных политтехнологов).

Вместе они могут обеспечить сегодня почти заявленные 40% - но для победы в первом туре этого мало. А, учитывая обнародованные недавно признания бывших "орлов" из МВД, в промежутке между двумя турами с согласованным кандидатом "центроправицы" может произойти все, что угодно.

Наверное, единственной фигурой, способной сегодня помочь этому кандидату победить в первом туре, является Мороз. Его присоединение к широкой коалиции уже не отпугнет приверженцев национал-демократов. И, хотя сам он при этом может потерять кое-кого из ортодоксально-левых сторонников, но это, скорее всего, компенсируется определенным "эффектом мультипликации", привлечением части колеблющихся "протестных" лево-ориентированных голосов (в том числе даже кое-кого из традиционных избирателей КПУ). И поэтому победа кандидата "тройки" в формате "Наша Украина" - БЮТИ - СПУ вполне реальна уже в первом туре.

В особенности если КПУ все-таки откажется от выдвижения своего официального кандидата, и самовыдвиженец Леонид Грач (его участие в выборах кажется уже неминуемым) будет играть не так на левом, как на пророссийском поле.

Наверное, у согласованного кандидата "НУ", БЮТИ и СПУ могут оказаться весомые аргументы для того, чтобы убедить Симоненко отказаться от участия в гонке. У коммунистов есть несколько мощных (и довольно респектабельных) фигур для любых структур власти, четко очерченные деловые интересы, а самостоятельному прохождению партии Симоненко в парламент на следующих выборах ничего не угрожает.

Другое дело - социалисты. Сегодня они держатся преимущественно на авторитете своего лидера, и, потеряв часть традиционно левого электората, еще не компенсировали этих потерь в центре. Поэтому в среде СПУ зреет тревога: не приведет ли отказ Мороза от самостоятельного участия в президентских выборах к катастрофе партии на выборах парламентских?

При таких условиях единственной четкой гарантией для СПУ могло бы стать не так кресло спикера персонально для Мороза, как четкая договоренность: коалиция "Наша Украина" - БЮТ - СПУ сохранится и на будущих парламентских выборах (и просуществует по крайней мере до завершения реформы системы власти), а социалисты получат в списках будущей коалиции справедливую квоту.

Конечно, после президентских выборов эта коалиция (в случае победы) испытает существенное переформирование. Часть ее субъектов создаст единую партию национально-демократического направления (начало процессу положено известным обращением Костенко и Матвиенко, подписанным 22 января этого года; причем в качестве субъектов объединительного процесса могут выступить не только УНП и УРП "Собор", но и НРУ, ПРП и "Батькивщина"). Часть же (и среди них СПУ) - так и останется в "свободном плавании".

Тем не менее, прогнозировать эти трансформации очевидно рановато. Ведь властный лагерь прилагает все усилия, чтобы никакого объединения оппозиции накануне выборов не состоялось. И, если власти это удастся, тогда после очередных проигранных выборов оппозиция точно вынуждена будет объединяться - но в другом формате, и в совершенно иных условиях.

Максим Стриха, руководитель научных программ Института открытой политики, член партии "Собор"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования