Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Литвин: "Этот год был годом титанических сдвигов в сознании, переосмысливания своей роли и места"

Среда, 30 апреля 2003, 14:07
Во время визита в Лондон глава Верховной Рады Владимир Литвин посетил офис Всемирной службы BBC и выступил в прямом эфире Украинской службы BBC, где разговор шел преимущественно о внешнеполитической и внутренней ситуации в Украине.

- Ваш визит в Британию - это первый официальный визит такого высокого должностного лица, как главы Верховной Рады, после долгого периода определенного охлаждения отношений. Свидетельствует ли это о восстановлении двухсторонних, можно сказать, парламентских отношений после длительного периода охлаждения отношений Украины и Британии?

- Мы к этому очень искренне стремимся, принимая во внимание ту роль, которую сегодня играет Великобритания в европейских делах и в мировых делах вообще.

- Как вы объясняете общее оживление международных контактов Украины на Западе в последнее время, особенно в русле европейской интеграции?

- Украина не только на словах, но, по моему мнению, и практическими действиями подтверждает свой европейский выбор.

- Что это за действия?

- В первую очередь это взвешенная внешняя политика Украины, которая понимает всю необходимость упрочения безопасности, как европейской, так и трансатлантической, и соответствующим образом приобщается к этим делам, особенно в борьбе с любыми проявлениями терроризма.

Кроме того, это внутреннее обустройство Украины в направлении осуществления политических и экономических реформ, это реальные шаги в утверждении гражданского общества. Я считаю, что Украина двигается в правильном направлении.

- Политическая реформа, о которой вы только что вспомнили, во многом зависит от Верховной Рады, которую вы сейчас возглавляете. Нужен ли, по вашему мнению, двухпалатный парламент в Украине?

- В первую очередь нужно исходить из реалий, которые сложились в Украине, а также из тех заданий, которые стоят перед нею. Сегодня те страны, которые имеют двухпалатный парламент, обсуждают переход к однопалатному, а те, которые имеют однопалатный, дебатируют по поводу того, нужно ли иметь две палаты.

Перед Украиной стоит задание привести действующее законодательство к европейским нормам, и нам нужно действовать чрезвычайно оперативно. Я думаю, наличие двух палат будет тормозить принятие решений. Второй момент - это необходимость упрочения территориальной целостности Украины.

Я думаю, что наличие второй палаты и представительства от регионов может привести к так называемому региональному эгоизму, что сегодня Украине не нужно. Нам нужно очень органически и умело сочетать интересы регионов с общегосударственными, а для этого достаточно возможностей дает и однопалатный парламент.

- Что из предложенного президентом Кучмой законопроекта вы поддерживаете, а что нет?

- В первую очередь - это перераспределение между ветвями власти. К превеликому сожалению, мы ведем речь о распределении полномочий, а, например, в Великобритании речь идет о взаимодействии. Нам нужно говорить о взаимодействии по европейскому образцу.

Очень важно усиление роли парламента и правительства и их взаимной ответственности. Т.е. речь идет о переходе от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме правления. Действующая форма на сегодня себя исчерпала, и общественные ожидания именно на стороне реформ.

- Как вы думаете, сколько времени пойдет на преобразование Украины в парламентско-президентскую республику?

- Если брать формально, то хотелось бы, чтобы это решение было освящено как можно быстрее, потому что на уровне общественности понимание необходимости этих процессов еще есть, осталось его формализовать. То, что у нас по существу уже произошло: мы едва ли не впервые имеем коалиционное правительство, имеем премьера, избрание которого состоялось в результате консультаций фракций, это была позиция парламента, и президент освятил это решение.

Это привело к лучшей структурированности парламента, я думаю, что также и к большей ответственности правительства, а главное - это принесло украинскому обществу и политикуму большую стабильность и определенность.

- Между парламентом и президентом отношения складывались довольно непросто; сейчас президент Леонид Кучма обвиняет парламент в том, что тот не принимает необходимых законов, которые приближали бы Украину к ВТО и Евросоюзу. Почему этого не происходит, ведь половина депутатов настроена проевропейски?

- Нам, очевидно, на всех уровнях власти нужно отойти от бесплодной и контрпродуктивной практики искать врага друг в друге. Нужно взять на себя взаимную ответственность. Что же касается парламента, то в парламенте были проведены слушания, которые превратились по существу в общеукраинский разговор о перспективах вступления Украины в ВТО.

Те парламентские рекомендации, которые приняты, свидетельствуют о настроенности парламента на то, чтобы принимать необходимые решения - которые будет продуцировать правительство. Если правительство вносит законопроекты и предлагает принять их в первоочередном порядке, я гарантирую, что со стороны парламента никаких преград не будет. Для нас главное сегодня - не разговоры и не убеждения друг друга, а четко определена работа по реализации согласованного курса.

- В Украине в парламентских кулуарах иногда появляются слухи о том, что при определении кадровых решений не последнюю роль играют деньги. Что можно сказать о таком парламентском бизнесе и прекратится ли он когда-нибудь?

- Я был бы неискренен, когда бы сказал, что такие разговоры не ведутся. Очевидно, определенные основания для таких разговоров есть, и очевидно, и имеет место практика, возможно, поощрение отдельных депутатов. Но я свое основное назначение вижу в том, чтобы привнести нравственность в парламент, и там есть для этого основа.

Я убежден, что нравственность и политика - это совместимые понятия, что власть и интеллект - это совместимые понятия. Но, я думаю, политическое структурирование парламента, усиление роли политических партий в жизни украинского общества, усиление роли гражданских институций лишат такие разговоры и домыслы почвы.

- Вы уже не раз комментировали это, но по состоянию на сегодня: будете ли вы баллотироваться на президентских выборах?

- Нет, я достаточно хорошо чувствую себя в парламенте, и, по моему убеждению, парламент должен усиливать свою роль и быть центром политической и общественной жизни в Украине. Я думаю, это самая лучшая работа – чувствовать свою востребованность на этой ниве. Тем более я четко для себя определил критерии, которым должен отвечать глава украинского государства, и я вижу, что у нас есть достаточно политиков, которые могут с успехом выполнять эту миссию.

- Что это за критерии?

- В первую очередь - интересы украинского общества, Украину как государство этот человек должен ставить выше собственных интересов, во-вторых, это профессионализм. Третий критерий - это высокая мораль. Я думаю, что сочетание этих качеств - это основные критерии, которым должен соответствовать лидер нации.

- Какое ваше отношение к заявлениям президента Кучмы относительно высоких шансов Виктора Януковича стать преемником президента?

- Я думаю, шансы Януковича и других кандидатов высоки, но премьер имеет значительные преимущества над другими кандидатами, он может доказывать на практике, что действует эффективно, принимая соответствующие решения, плюс поддержка в одном из самых больших регионов Украины - донецком.

Но время покажет, насколько эффективно будет работать правительство Януковича и насколько тесным будет взаимодействие правительства с парламентом, поскольку парламент утвердил программу деятельности правительства, правительство получило практически индульгенцию на целый год спокойной работы, поскольку парламент целый год после принятия программы правительства не имеет права отправить правительство в отставку.

- Удастся ли правительству Януковича за полтора года, которые остались до выборов, доказать свою дееспособность?

- Все будет зависеть от правительства, но возможности для этого есть, поскольку, например, едва ли не впервые бюджет полностью выполняется. Я убежден в том, что у нас есть значительные резервы для повышения доходной части бюджета, чтобы правительство работало более напряженно, а после того - более эффективно.

- Чем ближе к президентским выборам, тем больше политические фигуры, из которых спикер, по-видимому, не является исключением, определяются со своими политическими симпатиями к кандидатам. Вы лично уже определились?

- Ну, в душе есть определенные симпатии, я думаю, пока что их рано обнародовать, придет время - думаю, это можно будет сделать.

- Много аналитиков и журналистов говорят, что спикер Литвин - это совсем другой человек, чем Литвин - глава администрации президента Леонида Кучмы. Вы соглашаетесь с такой оценкой?

- Абсолютно соглашаюсь, поскольку этот год был годом титанических сдвигов в сознании, переосмысливания своей роли и своего места. Я совсем иначе смотрю сегодня на политические процессы в Украине. Я понимаю необходимость считаться с позициями, с подходами всех политических сил и пытаться найти компромиссную линию, но не такую линию, которая устраивала бы все политические силы, это не позиция, чтобы быть удобным всем, а позицию, которая устраивала бы украинский народ и государство.

- Глава парламента чувствует себя более уверенно, если имеет свою "родную" фракцию в парламенте, и есть ли у вас такая фракция?

- Нет, такой фракции нет, у меня есть тринадцать "родных" фракций, ко всем ним я отношусь одинаково, пытаюсь отыскать в их позициях рациональное зерно и аккумулировать единую позицию украинского парламента.

- Как у вас складываются отношения с президентом Леонидом Кучмой?

- Нормальные деловые отношения, хотя скажу откровенно, что у меня есть своя точка зрения и своя позиция, которая иногда не совпадает с позицией президента, и я пытаюсь ее аргументировать и отстаивать. Я считаю, что сегодня Украине не нужна фронда, а нужна слаженная и четкая работа.

- Изменились ли ваши отношения с Виктором Медведчуком - вы почти поменялись с ним ролями: когда вы возглавляли администрацию, он был одним из руководителей парламента, а сейчас он возглавляет администрацию, а вы являетесь председателем Верховной Рады...

- Дело в том, что я не являюсь политическим конкурентом для Медведчука, я не возглавляю политические партии, у меня нет каких-то других интересов, кроме интересов парламента и интересов украинского общества, и поверьте, это не патетика. Я думаю, здесь нам конкурировать не нужно. Мы же все декларируем, что мы служим одному делу, одному украинскому народу.

- Вы по специальности историк. В исторической перспективе думали ли вы, что Украина станет независимой до того, как это случилось, и какой, по вашему мнению, она будет спустя десять-двадцать лет?

- Логика процесса подводила к тому, что рано или поздно Украина должна была стать независимым государством, но меня волнует больше то, какой Украина является сегодня, и какой она будет в будущем. Над этим мы все должны думать, не забывая о своем историческом прошлом и его уроках, но мы не должны идти вперед, будучи повернутыми назад.

Мы должны знать прошлое и конструировать будущее, если не для себя, то для своих детей. Я убежден, что нравственность и политика - это совместимые понятия, что власть и интеллект - это совместимые понятия. Но, я думаю, политическое структурирование парламента, усиление роли политических партий в жизни украинского общества, усиление роли гражданских институций лишат почвы такие разговоры и домыслы.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: