ЕС мог бы предложить Украине такие же отношения, как с Лихтенштейном и Исландией

Четверг, 12 июня 2003, 13:09
После визита Кучмы в гости к Проди даже законченные скептики должны были бы убедиться – не сегодня-завтра Украину примут в ЕС. Поклянутся на еще недописанной конституции Европы. И хлеб-соль уже приготовлены, и рушныки накрахмалены. Информпространство Украины замерцало сообщениями о неожиданной, но страстной любви с Европой. Кучма на полную скорость разогнал паровоз на отрезке Киев-Пасс. – Брюссель-Миди.

Все, приехали. Выходим. Украинская "Европа" заканчивается в Фастове.

"Сложно представить беспроблемную реализацию любых новых соглашений, пока при власти в Украине находится Леонид Кучма и Александр Лукашенко в Беларуси". Это – цитата из доклада о будущем отношений ЕС с новыми соседями, в том числе и с Украиной.

Текст подготовил Европейский политический центр – неправительственная организация, финансируемая грантом Еврокомиссии. Именно здесь в гостях на этой неделе побывал Анатолий Зленко.

Наконец нашлась структура, которая без дипломатических пауз все ясно разъяснила. Отчет полностью не вяжется с разговорами последних недель в Украине. У нас принято рассуждать об ассоциированном членстве. Брюссельский исследовательский центр пишет: вообще непонятно, что делать с этими новыми странами-соседями.

"Есть несогласованность среди членов ЕС относительно того, что им еще следует сделать для новых соседей – в первую очередь для четырех государств на востоке (Украина, Беларусь, Молдова и Россия)".

"Кое-кто хотел бы перейти к новой форме соглашения, особенно с Россией. Другие же верят, что не нужно никаких новых договоров, пока эти государства не покажут волю и способность выполнить существующие обязательства. Такое видение является крепким внутри институций (ЕС). И нам все еще остается ждать, как новые члены ЕС будут реагировать на эти проблемы", - говорится в отчете. При этом авторы напоминают об инициативе поляков о более тесных отношениях между Украиной и ЕС, "где содержится ряд интересных предложений".

"Должен ли ЕС признать стремление получить членство в Евросоюзе Украины, Молдовы, Беларуси и России? Романо Проди и другие продолжают открыто выступать против членства России. Итальянский премьер Берлускони - единственный лидер стран ЕС, который выступил в поддержку. Несколько европейских лидеров ясно выступили против членства Украины. И только канцлер Герхард Шредер приветствовал это стремление Украины", - отмечается в отчете.

Однако, при всем этом, общая характеристика региона восточных соседей ЕС не такая удручающая для Украины:

"Несмотря на советское наследие, четыре восточных соседа ЕС очень разные. Евросоюз имеет заключенное с ними соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Россия все еще считает себя великим государством. Однажды Борис Ельцин сказал, что его целью является членство в ЕС, и даже Владимир Путин не отказался от этой идеи.

Украина, которая независима только 10 лет, борется с тем, чтобы преодолеть серьезные внутренние экономические и политические проблемы. Однако, цель членства в ЕС вместе с соглашением об ассоциации как шагом к этому, является постоянной целью Украины со времен независимости.

Беларусь является государством-парией и, вероятно, останется такой при Лукашенко. Беларусь заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но оно не было воплощено.

Молдова – это потерянное государство, самое бедное в Европе, которое страдает из-за неразрешенных проблемы в Приднестровье. Без решения этого конфликта, ключ от которого лежит в Москве, Молдова будет оставаться источником нестабильности в регионе".

"Широкая Европа"

Как известно, для новых соседей, в том числе для Украины, в марте 2003 ЕС предложила общую концепцию отношений "Широкая Европа".

Европейский политический центр критикует ее за то, что предложение "не учитывает более широкие стратегические вопросы и проблемы безопасности, включая влияние расширения НАТО".

Главная идея Европейского политического центра – каждая страна-сосед Евросоюза должна получать ровно столько бонусов от своего присутствия на границе с ЕС, насколько она заслужила своим поведением.

Мероприятия "Широкой Европы" должны воплощаться только "постепенно" –
"в ответ на позитивные действия со стороны новых соседних стран", настаивает аналитический центр.

С одной стороны, предложения "Широкой Европы" не могут радовать Украину – там не сказано ни слова о будущем членстве. Но, с другой стороны, выбирая между "ничем" и "Широкой Европой", то новый документ дает некоторые преимущества.

Согласно предложениям "Широкой Европы", Украина может рассчитывать: на уступки от ЕС в торговле, миграции и передвижении лиц, сотрудничество в вопросах безопасности, интеграцию в транспортные, энерго- и телекоммуникационные сети Европы, в европейскую исследовательскую область, на более широкие инвестиции и увеличения помощи, более адекватной потребностям. Кто хочет, может перечитать все это в оригинале на сайте Центра.

Европейский политический центр предлагает ЕС отношения с соседями реализовать через План действий. Составлять документ можно как для государства, так и для региона. В плане следует выписать конкретные индикаторы, по которым сверять политические и экономические достижения соседей. Такие Планы действий могут заменить общую стратегию.

Еще один вопросом для ЕС - решить, с кем иметь дело: с отдельными государствами или с группами государств. "Можно легко разделить страны на три группы - Евросредиземноморье, Балканы и четыре новых восточных соседа. Но внутри этих групп можно найти мало того, что бы их связывало", - отмечено в отчете.

Европейский политический центр пытается найти путь к обеспечению постоянного диалога между ЕС и окружающими его государствами.

"Предыдущие попытки - внедрение формулы "зонтика", а также обреченные на неудачу предложения Миттерана о "конфедерации" и так же обреченную попытку учредить "Европейскую конференцию" - показали сложность таких договоренностей. Однодневная встреча министров или даже официальная встреча с более чем 50 участниками, с очень разными интересами - это не путь к успешному решению проблемы", - говорится в отчете.

Но здесь Центр приводит тезис - радостный для Украины настолько, насколько все до этого было пессимистично:

"Однако есть те, кто думает, что не стоит исключать в будущем какое-то "зонтичное соглашение" между ЕС, Россией, Украиной и Турцией, если самоуверенная Анкара не придерживается копенгагенских критериев. Одним из вариантов этого предложения является введение Европейского экономического пространства. Но если страны достигают его критериев, то потом они, как правило, предпочитают полное членство".

Здесь нужно объяснить, что Европейское экономическое пространство - это соглашение между ЕС и западноевропейскими странами, которые не стали членами союза (Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Исландия). Не находясь под крышей одной организации, они договорились о свободном передвижении людей, товаров, услуг и капитала.

И все-таки чувствуется, что автор отчета не только не любит Кучму, но и не хочет иметь еще одну 48-миллионную Беларусь. Поэтому Европейский политический центр предлагает хитрость - стимулировать Украину (как и других соседей) предоставлением символических уступок, чтобы взамен требовать реформ.

Центр предлагает заключить соглашение, которое будет содержать "только косметические изменения", например, Соглашение о соседстве. "Но подобный документ мог бы ускорить реформы в таких странах, как Украина, он бы содействовал тому, чтобы у политических лидеров освободилась дополнительная политическая свобода и управленческая способность".

Такой документ мог бы включать ясные индикаторы реформ и стимулы для их достижения. Например, дальнейшая либерализация торговли. "Но опасность в том, что переговоры и ратификация новых соглашений могут отвлечь от необходимости сосредоточиться на настоящих шагах", - в то же время отмечает брюссельский Центр.

Итог отчета Европейского политического центра не такой уж и удручающий. Однозначно нельзя сказать, что когда-то кто-то из соседей ЕС окажется по внутреннюю сторону границы Евросоюза. Но и говорить, что расширение ЕС навсегда прекратилось, тоже нельзя.

"При отсутствии хотя бы какого-то консенсуса относительно определений, дебаты относительно границ Европы и запутанной концепции "Широкой Европы", скорее всего, будут продолжаться некоторое время. Дальнейшее расширение ЕС будет происходить, но сложно, если вообще возможно, установить какие-то сроки, или прийти к согласию относительно окончательных границ ЕС.

Более вероятно, что главной проблемой будет переваривание нынешнего расширения. И соответствующая трудность этого процесса может привести к пробуксированию, даже не принимая во внимание то, что 2007 год назван годом новой волны расширения (когда к Евросоюзу должны присоединиться Румыния и Болгария - УП).

ЕС может только продолжать на прагматических подходах рассматривать каждую страну по ее заслугам. Не может быть соглашения, которое подходило бы для всех, хотя ясно, что есть необходимость в большем региональном сотрудничестве, особенно на Балканах и странах Средиземноморья.

ЕС нужно будет продолжать и интенсифицировать свои отношения со всеми своими соседями, однако, это потребует привлечения главных ресурсов.

И, наконец, прогресс в вопросе институционных отношений с ЕС (именно в такие термины бюрократы облачают тему членства в ЕС - УП) будет зависеть от развития каждой отдельной страны".

В известной степени отчет Европейского политического центра более оптимистичен, чем официальное предложение Еврокомисии "Широкая Европа". Там говорилось, что участники этой концепции (в том числе и Украина) вообще "на данный момент не имеют перспективы членства в ЕС".


powered by lun.ua