КУЧМА ОТЗЫВАЕТ СВОЙ ЗАКОНОПРОЕКТ. ИЗ-ЗА ПОСТУПКА ЛИТВИНА

Пятница, 22 августа 2003, 20:17
Президент Украины Леонид Кучма направил в Верховную Раду письмо с просьбой отозвать его проект изменений в Конституцию, поданный на рассмотрение парламента 19 июня 2003 года.

В своем письме Кучма объясняет, почему отзывает свой проект. По его словам, путь, который выбрал парламент, направив его законопроект в Конституционный суд, "с правовой точки зрения вызывает большие сомнения". Содержание письма Кучмы обнародовано на сайте президента.

"При таких условиях даже положительное решение о внесении изменений в Конституцию Украины ставится под серьезную угрозу", - отмечает президент.

Кучма напоминает, что поданным 19 июня в парламенте проектом закона "О внесении изменений в Конституцию Украины" предусматривается "существенное реформирование всего государственного механизма, которое бы обеспечило его более стабильное и эффективное функционирование".

"Следует подчеркнуть, что основные положения проекта нашли широкое одобрение во время его всенародного обсуждения, были поддержаны многими народными депутатами Украины, учеными, юристами-практиками", - говорится в письме.

В то же время, отмечает президент, "вместо решения вопросов, связанных с рассмотрением проекта, значительная часть народных депутатов фактически предприняла его блокирование, совершение разного рода некорректных действий, провозглашения надуманных, ничем не обоснованных версий реализации проекта".

"В результате такого подхода, вопреки решению Конституционного суда Украины от 9 июня 1998 года, которым определено, что субъектов конституционного представления по вопросам предоставления вывода о соответствии законопроекта о внесении изменений в Конституции требованиям статей 157 и 158 Конституции может быть только Верховная Рада, парламент принял постановление от 11 июля 2003 года "О некоторых вопросах порядка подготовки законопроектов о внесении изменений в Конституцию Украины до рассмотрения Верховной Радой Украины".

Пунктом 2 этого постановления предусмотрено, что зарегистрированный законопроект о внесении изменений в Конституцию неотлагательно направляется субъектом права законодательной инициативы, который подал этот законопроект в парламент, или председателем Верховной Рады в КС для вывода.

Кроме того, принятие этого постановления "проигнорировано и решение КС от 8 мая 1997 года, которым было отказано в открытии производства по делу по представлению группы народных депутатов Украины о соответствии внесенного ими законопроекта Конституции Украины именно в связи с отсутствием у них права на такое представление", подчеркивает Кучма.

При этом, отмечает президент, не учтено также и то, что вопрос определения порядка работы Верховной Рады и порядка действий других субъектов законодательной инициативы относительно законопроектов должны устанавливаться Конституцией и законом о регламенте парламента Украины.

Таким образом, считает Кучма, парламент "избрал путь решения вопросов чрезвычайной важности, который с правовой точки зрения вызывает большие сомнения".

"Как глава государства, гарант соблюдения Конституции Украины я не могу с этим согласиться. Учитывая это, прошу вернуть проект закона Украины "О внесении изменений в Конституцию Украины", поданный на рассмотрение Верховной Рады Украины 19 июня 2003 года", - говорится в письме.

В середине июля после решения парламента в Конституционный суд были направлены два законопроекта о внесении изменений в Основной закон, поданные президентом страны и 161 народным депутатом и направленные из Верховной Рады в КС для предоставления выводов о соответствии этих законопроектов требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины.

В установленном порядке законопроекты были переданы в две коллегии судей, каждая из которых назначила судью-докладчика: Павла Евграфова - по делу по законопроекту президента Леонида Кучмы, а также Владимира Шаповала - по делу по законопроекту, поданному народными депутатами Украины.

Судьи-докладчики приступили к изучению законопроектов и подготовке материалов к рассмотрению соответствующих коллегий судей для решения вопросов об открытии конституционного производства по данным делам.

В то же время Кучма в июле уже заявлял, что поручил изучить правовые основания возможности отзыва своего законопроекта из КС, отметив, что "президентский законопроект никогда не станет камнем преткновения".

Как известно, выступив с инициативой превращения Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику, Кучма внес законопроект, в котором предложил изменить порядок формирования Кабинета министров, в частности, назначать премьер-министра Верховной Радой. Персональный состав Кабинета министров назначается по представлению премьера парламентом Украины. Президент же назначает, по представлению главы правительства, министров внутренних дел, иностранных дел и обороны.

Предлагается также проводить выборы президента, парламента и в местные органы самоуправления в течение одного года раз в пять лет.

Кучма также предлагает расширить перечень условия для роспуска парламента: если Рада в течение одного месяца не сформировала постоянно действующее большинство от конституционного состава парламента; если в течение шестидесяти дней после отставки Кабинета министров не сформирован персональный состав правительства, которое, согласно Конституции, назначается Верховной Радой; если до 1 декабря парламент не утвердил государственный бюджет Украины на будущий год.

Оппозиция категорически не поддерживает, в частности, проведение выборов в один год, право президента назначать ряд министров, изменение условий роспуска парламента.

Как сообщалось, администрация президента и ряд оппозиционных партий консультируются о возможности подготовки единого согласованного законопроекта.




powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!