ЕС говорит Украине, где должна закончиться интеграция в ЕЭП

Суббота, 20 сентября 2003, 21:41
Представитель Евросоюза заявляет, что Брюссель не видит разногласия между стремлением Украины развивать взаимоотношения с бывшими советскими республиками и одновременно с Евросоюзом. Вместе с тем он заметил, что некоторые акспекти ЕЭП могут не согласовываться с европейским устремлениями Киева.

Спикер Еврокоммисии Жан-Кристоф Флоре сказал, что Украине нужно будет, в частности, обратить внимание на условия таможенного союза, предусмотренного в ЕЭП.

"Комиссия не усматривает разногласия между желанием Украины укрепить одновременно свои связи и с восточными соседями, и с Евросоюзом. Итак, в политическом смысле здесь нет принципиальной проблемы", - сказал Жан-Кристоф Флоре.

"Тем не менее если это сближение дойдет до таможенного союза, то тогда Украина должна сначала убедиться, что эта формула согласовывается с ее нынешними двусторонними соглашениями с ЕС и вообще с ее европейскими устремлениями", цитирует Флоре украинская служба Би-Би-Си.

В последнем номере "Зеркала недели" сообщается, что 16 сентября генеральный директорат по вопросам торговли Европейской комиссии передал Украине реакцию на проект соглашения о ЕЭП. В документе рассматриваются возможные последствия участия Украины в ЕЭП в контексте ее вступления в ВТО и будущего углубления торговых отношений с ЕС.

Относительно вступления Украины в ВТО европейцы предлагают различать зону свободной торговли и таможенный, экономический и/или валютный союз. Если вышеуказанные четыре государства намерены создать зону свободной торговли до или сразу же после вступления в ВТО, то это, по мнению Генерального директората, не создаст для них особых трудностей, при условии, что соглашение будет широко охватывать практически всю торговлю между четырьмя странами.

Но ежели Украина во время переговоров о вступлении в ВТО заявит, что конечной целью вышеуказанного соглашения является создание таможенного, экономического и/или валютного союза, то, считают в Еврокомиссии, могут возникнуть следующие трудности:

- Правила ВТО относительно таможенных союзов являются очень строгими, поскольку их члены должны иметь одинаковую защиту границ и проводить одинаковую торговую политику. Таким образом, заключение вышеуказанного соглашения вызовет много вопросов и значительную обеспокоенность членов ВТО во время переговоров, в частности, относительно способности четырех стран и, в частности, Украины, полностью реализовать такое масштабное интеграционное соглашение. Единственными эффективно работающими таможенными союзами в мире являются ЕС и таможенный союз между Чехией и Словакией.

- Более того, вероятно, от Украины потребуют выплатить компенсации членам ВТО, поскольку ее обязательства относительно двустороннего доступа к рынкам (например, включая обязательства, содержащиеся в протоколе, заключенном с ЕС в марте 2003 г.) значительно превышают обязательства, ожидаемые от остальных трех стран, в частности, от России.

- Положения относительно многоуровневой и разноскоростной интеграции могут также быть проблематичными в свете положений статьи XXIV ГАТТ.

Относительно дальнейшего углубления двусторонних торговых отношений между Украиной и ЕС, то и здесь европейцы считают необходимым различать последствия создания четырьмя государствами зоны свободной торговли и таможенного, экономического и/или валютного союза.

И если создание простой зоны свободной торговли, по мнению ЕК, не создаст каких-либо трудностей для углубления отношений между Украиной и ЕС в сфере торговли, то создание таможенного, экономического и/или валютного союза может привести к ряду осложнений:

- В определенное время, когда для этого будут выполнены условия, ЕС хотел бы начать переговоры относительно создания зоны свободной торговли в двустороннем формате с Украиной или другими странами, на которые распространяется инициатива "Расширенная Европа", но маловероятно — с ЕЭП как группой государств.

Если Украина создаст таможенный союз с вышеупомянутыми четырьмя странами и установит одинаковые таможенные тарифы, то это (создание зоны свободной торговли) станет невозможным.

- Более того, проект рамочного соглашения предусматривает "унификацию" законодательства или установление общих принципов регулирования четырьмя странами в ряде отраслей, например, технические нормы и стандарты, санитарные и фитосанитарные мероприятия, конкуренция, естественные монополии и т.д., в качестве конечной цели ЕЭП.

Как указывается в стратегии "Расширенная Европа", приближение к регулятивным нормам законодательства ЕС создаст необходимые регуляторные рамки и подготовит основания для дальнейшей либерализации торговли. Украина уже начала гармонизировать свое законодательство в некоторых из этих отраслей с законодательством ЕС, и это приветствуется Европейским Союзом, поскольку это будет способствовать углублению двухсторонних торговых отношений в будущем, а также поможет минимизировать потенциальные негативные для Украины последствия расширения ЕС в торговой сфере.

Но если Украина хочет гармонизировать свое законодательство с законодательством других трех стран, это создаст проблемы для будущих переговоров относительно глубоко интегрированной зоны свободной торговли с ЕС, поскольку любое следующее соглашение должно включать положения относительно значительного сближения регуляторных актов.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования