Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Школа №36 как яблоко раздора донецких и националистов

Пятница, 17 октября 2003, 16:30
В статье "Голливуд" с украинским языком обучения" Николая Кульчинского, касающейся закрытия украинской школы в Донецке, допущен ряд, мягко говоря, "неточностей".

Уже в начале статьи "автор" вводит читателей в заблуждение в отношении территориального размещения школы №36 ("престижный район" и т.п.). Школа расположена в Ленинском районе г.Донецка, в зоне высокого экологического риска (зона "подфакельного" загрязнения выбросами Донецкого металлургического завода).

Этот район как раз считается "самым непрестижным". В последнее время плотность населения в этом районе значительно снизилась за счет "естественной и неестественной" убыли граждан и их семей.

Ленинский район Донецка – это один из наиболее старых и наиболее экологически "грязных" районов города. Это район не относится к зоне, привлекательной для размещения представительских офисов коммерческих структур, а так же для привлечения капитала от "игорно-развлекательной" индустрии.

Большая часть района расположена в пределах санитарно-защитной зоны и "зоны влияния" Донецкого металлургического завода. Кроме того, в районе размещены преимущественно промышленные предприятия – мебельная фабрика, комбинат хлебопродуктов, машиностроительный завод и другие.

(Наибольший интерес для бизнеса и размещения офисных помещений представляют Центральный (Ворошиловский), Киевский и Калининский районы – отсутствие крупных промпредприятий, развитая инфраструктура и транспортная сеть).

Теперь о причинах закрытия неполной средней школы 36.

Школа, рассчитанная на 420 учеников, в новом учебном году школа набрала лишь 73 ученика, 49 из которых обучаются на украинском языке (по состоянию на 8 сентября 2003 в школе обучались порядка 30 учеников различного возраста, а на 16 сентября 2003 в школе числились 5 учеников – данные отдела образования Донецкого горисполкома).

Низкая наполняемость классов обусловлена сложной демографической ситуацией в районе. А родителей, подавших заявление о приеме детей в 1-й класс закрывающейся школы, да еще с украинским языком обучения, не нашлось даже на полкласса.

В данной ситуации родителям было предложено перевести детей в соседние школы (предлагался перевод целым классом с сохранением языка обучения).

Возможно, компромиссное решение было бы найдено, не вмешайся в этот процесс товарищ Олейник (лидер Донецкой областной организации КУН). Не разобравшись в сути вопроса, она стала "бить в колокола" по поводу "закрытия украинской школы", подводя под свою кампанию политическую подоплеку. Произошел еще один нелицеприятный демарш госпожи Олейник, о котором писалось в местной прессе ("Донецкий Кряж").

Вот цитата из статьи: "... госпожа Олейник вела группу детей к оперному театру, куда с минуты на минуту должен был прибыть премьер-министр Виктор Янукович. Отодвинув охранника, который попытался придержать колонну, она крикнула: "Дети, за мной!" - и быстроногие школьники рванули за местной пассионарией, на ходу разворачивая транспаранты. Эта, по сути дела, не только незаконная, но и опасная акция, была не единственной..."

Поскольку решение сложившейся ситуации является прерогативой местных органов власти, сессия Донецкого городского совета приняла компромиссное решение, согласно которому в нескольких помещениях бывшей школы №36 будет организовано обучение детей, родители которых до этих пор не определили их ни в одну школу, где их будут обучать учителя 45-й школы.

Но окончательную точку в этой истории поставил побывавший в Донецке вице-премьер-министр Украины Дмитрий Табачник, посетивший вместе с председателем Донецкой облгосадминистрации Анатолием Близнюком школу.

Вместе с тем было принято решение часть здания передать под размещение Донецкой хореографической школы. Это государственная школа (не путать со школой хореографического мастерства им.В.Писарева), финансируемая из бюджета, который и без того трещит по швам. В течение последних 10 (а может и более)лет школа располагается на первом этаже жилого дома. При общем количестве учеников – 300 - занятия проходят в двух "больших" залах, одном "среднем" и одном "малом".

Кроме классического танца, дети изучают народный и народно-сценический танец, историко-бытовой танец, общее фортепиано, историю балета и слушание музыки. (Вадим Писарев в свое время был выпускником этой школы, его педагоги до сих пор работают здесь, а победитель конкурса "Евровидение" Жерлин Ндуди так же начинал свой творческий путь в Донецкой хореографической школе). От перегруженности помещения, плотного графика работы школы (занятия заканчиваются в 21:00 и даже позже) классы не успевают проветриваться.

В заключение позвольте привести еще одну цитату из газеты "Донецкий кряж", № 606 от 12.09.2003 (Людмила Гордеева, Степан Легуша):

За последние годы закрыты десятки школ и на Украине в целом, и в Донецкой области. За каждым из этих закрытий драма и для педагогов, и для учеников и родителей. Только в нынешнем году в Донецкой области закрыли четыре школы. Тихо, без шума. И только вокруг школы 36 разгорелся неслыханный скандал.

Этому событию придан всеукраинский резонанс, его прокомментировали премьер-министр, министры, депутаты и задействована общественность. Несколько высоких чинов лично озаботились ситуацией вокруг школы, зачастили в Донецк, чтобы воочию убедиться, как в Донецке душат украинский язык, закрывают украиноязычные учебные заведения.

Ознакомиться с проблемой, получившей вселенскую известность, решил в ходе своей однодневной поездки в Донецкую область и вице-премьер Украины по гуманитарным вопросам Дмитрий Табачник. Он вместе с председателем облгосадминистрации Анатолием Близнюком, донецким городским головой Александром Лукъянченко и заместителем министра образования Виктором Огнивюком отправился в школу 36.

Здесь его уже ждали чиновники, депутаты горсовета и, конечно же, стороны конфликта. На этот раз главные организаторы скандала в лице двух активисток украинских националистических организаций не держали ни антиправительственных плакатов, не выставляли вперед детскую массовку, не сыпали русской ненормативной лексикой, а вели себя перед киевским гостем вполне прилично.

Только переступив порог школы, в которой еще крепко пахло свежей краской, вице-премьер постарался вникнуть в суть проблемы. В ходе беседы эмоции национально сознательных перехлестывали через край, и Табачник несколько раз грозил покинуть не в меру ретивых поборников тотальной украинизации.

Журналистам тем временем удалось разговорить детей, которые, кажется, уже сами устали от нешуточных страстей, в которые их втянули взрослые. Бесхитростные дети на прекрасном русском рассказали, что язык преподавания в школе для них никогда не имел такого значения, как судьба родной школы. Здесь бы они учились и на русском.

В свою очередь, губернатор в коридорах школы пытался довести позицию власти до оппонентов, но вскоре убедился в тщетности своих усилий, с горечью констатировав, что никто не представляет такой угрозы для украинского языка и украинской идеи в Донбассе, как вожди местных националистических сил.

После закрытой встречи вице-премьер и заместитель министра прошли в зал, где собрались преподаватели. Мнение высокого представителя Киева однозначно: школа никогда не была украиноязычной, вопрос о ее судьбе лежит исключительно в компетенции местных органов власти, никаких оснований для пересмотра решения городских властей по тридцать шестой школе нет. "Я поддерживаю решение городского Совета", - сказал вице-премьер. Эта школа будет закрыта, все те, кто захочет продолжить учебу в этом помещении, такую возможность получат. Школа станет филиалом школы №45, расположенной всего в 900 метрах. Оттуда к ученикам будут приходить педагоги.

Вице-премьер отметил, что прекращение работы учебного заведения - результат ухудшающейся демографической ситуации, и Донецк здесь не исключение. Поддержка этого учебного заведения при мизерной наполняемости классов влетала городской казне в копеечку, и деньги эти отбирались у других школ города.

"Я абсолютно честно хочу сказать, что причина закрытия школы не в языке преподавания, а больше в том, что педколлектив мало заботился о качестве преподавания и наборе детей в классы". Отверг Табачник и предложение присвоить школе третью ступень образования здесь нет для этого ни условий, ни материальной базы.

"Я не вижу никаких политических моментов, они созданы искусственно", констатировал вице-премьер, слова которого неоднократно прерывались выкриками с мест все тех же малосимпатичных персонажей. Обращаясь к ним, Табачник бросил фразу: "Вы меня обманули". Позиция гостя по школе 36 встретила поддержку практически всех присутствующих. Свои слова он не раз повторил как перед преподавателями, так и перед журналистами."

Можно было бы радоваться - справедливость восторжествовала. Но высосанный из пальца конфликт высветил несколько серьезных моментов. Во-первых, он показал, насколько уязвимо население региона перед лицом нескольких человек, способных расшатать хрупкий мир и стабильность в регионе.

Во-вторых, долгое время наиболее одиозные личности правого толка находили самый радушный прием в высоких кабинетах властей всех уровней. По их указке лишился работы не один честный чиновник, защищавший право на образование согласно Конституции.

Более того, до сих пор эти лица числятся на престижных общественных должностях замов, помощников уважаемых людей, которые их терпят. Не раз на встрече из уст киевских гостей звучала мысль, что в Донецке и в области местное руководство еще недостаточно делает для перевода среднего образования на украинский язык. Ближайшие события покажут, что нас ждет дальше.


"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования