Украина, Тузла и Кучма как заложники войны против Путина

Пятница, 24 октября 2003, 14:33
Вне всякого сомнения, конфликт в Тузле имеет очень глубокие корни и будет иметь большие последствия как для Украины, и так и для России. Вполне возможно, что и международное сообщество получит еще одну проблему, на разрешения которой потребуются годы.

Сейчас уже становится понятным, то основная цель конфликта на Тузле - это не символический кусочек украинской земли, а прежде всего личность и политические перспективы президента России Путина. И мы стали заложниками ожесточенных московских конфликтов за власть. Конфликт в Тузле является отголоском противостояния между тремя ведущими политическими группами России - Путина, олигархами "Семьи" и российской бюрократией.

Пока мы видим объявление войны олигархов против Путина. Но вне сомнения, российская бюрократия с удовольствием поучаствует в этом конфликте, который вышел уже за пределы России.


У Путина странная ситуация. С одной стороны, он как бы на вершине власти, и никто не мешает ему развивать и укреплять свое могущество. С другой стороны, его скрытые и открытые конфликты с основными политическими силами России дошли до крайней точки. Собственно говоря, конфликт в Тузле больше касается внутриполитических дел в России, чем украинской земли.

Конечно, нам не становится легче от того, что Россия решила выяснить свои личные проблемы, устраивая конфликт с Украиной (хотя, если мы посмотрим на нашу историю, то так бывало довольно часто за последние 300 лет).

Сейчас перед Путиным возникло много проблем.

Во-первых, ему трудно выполнять свои договоренности с "Семьей" (суперолигархический холдинг во главе с Ельциным), что предполагает до 2008 года "вооруженный нейтралитет" обеих сторон. После этого срока обе стороны намеревались решить дальнейшую судьбу российской власти.

Под "Семьей" мы будем понимать любого неглупого российского бизнесмена, который за пять лет сделал миллиард долларов. Эти люди могли добиться такого, только находясь в личных и экономических отношениях с отцом российской политсистемы Ельциным.

И, видимо, не случайно в разгар конфликта на Тузле Ельцин вдруг решил напомнить Путину, кто в доме хозяин. В его интервью российской прессе Путин выглядит марионеткой, которая, кажется, решила играть самостоятельную игру.

Вторая проблема, что Путин, став президентом, попал в ситуацию, когда идеалы расходятся с реальностью. Возьмите любого министра перед вступлением в должность: у него большие планы, но как только он приходит, то вынужден считаться со многими обстоятельствами, с подводными течениями. Все имеет собственную цену, приходиться уходить от своих обещаний. И наоборот, совершать поступки, которые и не собирался делать.

Он испытывает мощное воздействие своего окружения, которое все время порывается зачистить всех олигархов скопом. В тоже время он вынужден считаться с возрастающей мощью бюрократии, которая умело играет на противоречиях между Путиным и "Семьей".

Россия 2003 года

В современной России сформировались три группы.

Первая группа – "Семья", имеющая политическое, медийное, экономическое влияние (сам Ельцин, младоолигархи, тут же Березовский, Абрамович, Ходорковский). При этом члены "Семьи" могут жестко выяснять отношения друг с другом, но они по генезису своего богатства обречены держаться вместе. Это люди, которые волею судьбы вместе вышли на свои миллиардные состояния - с учетом влияния Ельцина.

Вторая группа концентрируется вокруг Путина. Она тоже легкомысленно объединилась – это чекисты, православные, "новые бизнесмены", питерские. Но проблема в том, что по уровню менеджмента они уступают людям типа Ходорковского или даже Абрамовича, и поэтому единственный способ борьбы для них – это силовой.

Вот почему есть истории с ЮКОСом, страшные приватизационные процессы, которые были уместны в 1995-2000 годах, но неэффективны в ХХІ веке. Неуклюжие попытки Путина остановить бегство капиталов за границу и формирование уже зарубежной политической и экономической оппозиции Путина (Березовский и компания) также вызвали недовольство как его у окружения, так и олигархов.

Мы видим жесткое отношение этой группы к СМИ, новый стиль переговорных процессов, фантастическая военная доктрина – раньше никто не мог подумать, что там будет возможность "превентивного удара" чуть ли не с ядерными возможностями.

Они только разминают административные бицепсы.

Третья группа – это классическая российская бюрократия. Это люди с огромным опытом политических интриг, тонким знанием функционирования административно-силовых рычагов, прекрасно разбирающиеся в бизнесе.

Это настоящие эксперты коррупции и политической демагогии. Это довольно анонимная, но крепкая группа, имеющая колоссальные экономические и политические ресурсы власти. Это огромное количество губернаторов, министров, руководителей крупнейших комитетов и комиссий, которые как грибы растут в Москве, окольцовывая Россию новыми бюрократическими цепями. Именно они – основа имперских тенденций в России.

Ярким представителем этой группы можно назвать Лужкова. Он пытался представлять эту группу во время прошлых избирательных кампаний и играть на разводке конфликта олигархов и путинцев.

Эта группа любит говорить о патриотизме, возрождении России, но это чистой воды бюрократы. Это группа также имеет свой интерес, хоть и не имеет лидера. У нее нет прямой собственности, но есть много собственности косвенной.

Мы видим, что идет формирование имперской бюрократической системы в России. Где демократия не просто управляема, а является небольшим довеском – ровно настолько, чтобы не закрывались дороги в мировое сообщество.

Россия обречена на империю: многонациональное государство плюс тысячелетняя история плюс личностный фактор. Другой алгоритм невозможен.

Украина как полигон

Сейчас Россия отказывается от роли третьесортной демократической страны и активно восстанавливает свои позиции как второразрядная империя. Не даром даже такой прозападник, как Чубайс, открыто заговорил о российской версии либеральной империи. С точки зрения классической политологии – это нонсенс типа "горячий снег" или "демократия Ельцина" или "мир в Чечне".

В России закончилось формирование трехчленной структуры власти. Именно борьба за окончательную власть в России и стали источником нашего конфликта в Тузле.

Империя решает свои внутренние проблемы за счет внешний, за счет войн, за счет присоединения территорий. Россия так же делает. Самый неприличный пример – приход к власти Ельцина решался путем Беловежской пущи, раздела СССР. Приход к власти Путина был связан со стимуляцией чеченской войны.

И Украина обречена быть постоянным фактором внутриполитической борьбы в России. Но не следует сводить все к тезису, что Россия – это как агрессивное геополитическое существо, которое движется на нас. Мол, Российская империя не может не расширяться во все стороны, и, естественно, на пути ее стоит маленькая, слабая, но гордая Украина.

Это было бы слишком просто и понятно. Тем более, что у мирового сообщества есть много рычагов, чтобы ограничить такое движение любой новой империи.

Все гораздо сложнее.

Хотя все говорят, что кризис Тузлы – это вариант агрессивной политики России по отношению к Украине. Однако наряду с этим я вижу и более глубокие корни.

Кризис Тузлы – это не просто вечное стремление Большого соседа к захвату земель малого и слабого соседа. Это, прежде всего, выяснение отношений между тремя крупнейшими политическими силами. И только Украина может быть достойной по масштабам площадкой для решения их внутренних проблем.

Такую "Тузлу" нельзя организовать с Прибалтикой. Это был бы конфликт с НАТО, и, наоборот, появилась бы консолидация этих трех российских групп.

Организация конфликта по типу тузлинского где-нибудь в Каспии или Средней Азии также не имела бы прямых последствий для расстановки сил в Москве. А попытка организовать маленький пограничный конфликт с Китаем было бы слишком рискованно и стало бы бесплатным подарком США и Японии. Остается одно – Украина.

Есть еще обстоятельство, объясняющее столь странное, не первый взгляд, поведение России.

Следует иметь в виду, что Россия прошла страшный и кровавый 1993 год, без которого, кстати, не было бы современной политической системы России. Элита России – бизнес, бюрократия, армия, спецслужбы, региональные бароны и политики - сумели сделать выводы. Они поняли, что выяснение отношений друг с другом, борьба за власть не должны доходить до гражданской войны. Вот почему после этого российские политики предпочитают выяснять свои отношения за пределами России, а не на Красной площади, в Кремле или Останкино. Вот почему Украина является полигоном при обострении внутриполитических процессов в России.

Мы обречены, в силу нашего геополитического соседства, всегда быть такой площадкой. При этом надо отметить, что у нас, в свою очередь, нет такой возможности, используя московские внутриполитические конфликты, выравнивать ситуацию внутри Украины. Но это, может быть, судьба. Которая сделает нас более демократичными и осторожными.

Удар по Путину – рикошет по Украине

Не последнюю роль в выборе Украины в качестве мальчика для битья или геополитической лаборатории для российских экспериментов играет то обстоятельство, что московские элиты довольно невысоко оценивают наши способности реагировать на внешне- и внутриполитические кризисы.

Многочисленные второразрядные российские политики, вышедшие в тираж журналисты, поп-звезды и политтехнологи, которые с 1998 года толпами повадились ездить в Киев, все чаще привозят в Москву высокомерные и отрицательные представления об Украине и ее политической жизни.

Они создают иллюзию простоты и примитивности политической жизни Украины и ее элиты. Они убеждают своих клиентов в Москве, что в Украине проходят любые самые фантастические проекты, планы и провокации.

Кроме того, те, кто развязывал этот конфликт Тузлы, учитывали то обстоятельство, что за последнее время между Путиным и Кучмой наладились крепкие деловые отношения. Эти два осторожных политика наконец-то решили объединить свои усилия.

И тот, и другой сообща решают свои внутриполитические и международные проблемы. В этом смысле подписание документов ЕЭП было скорее доказательством взаимных гарантий, чем реальной готовностью обеих стран к интеграционным процессам.

Вот почему российские олигархи, целясь в Путина и организовывая конфликт в Тузле, нанесли удар и по Кучме. Президенту Украины дают понять, что Путин – не тот человек, с которым можно вести долгосрочные политические игры.

Говорят, что, возможно, Путин что-то знал о готовящемся кризисе Тузлы. Но даже если это так, то посвящен он был не до конца во весь план. Или не предвидел его последствий, которые сильно ударят по его положению в стране и за рубежом.

Если он был частично втянут в этот план с Тузлой, то теперь у него тяжелая ситуация. Либо ему надо любой ценой отдавать приказ о прекращении операции давления на Украину, либо делать следующий шаг - возглавлять Национальную патриотическую волну в России, что неизбежно поссорит два государства.

Путин, который много уделяет внимания имиджу, который много занимается самоPRом, впервые в течение шести дней вообще не реагировал на события, которые касались и Украины, и России. Это невероятно. Но на самом деле он пытался понять, что происходит.

Судя по всему, это операция "Семьи" и олигархов, которые пытались осадить Путина, показать его место. На мысль о том, что Путин будет самым пострадавшим, наталкивает такой момент. Они поставили Путина в тяжелое положение. Либо сейчас он должен признать, что не контролирует ситуацию – а это удар по президенту. Либо попытаться сесть на этот процесс – и сказать, что он, Путин, причастен к творящемуся в Тузле.

Путин сейчас ведет себя так же, как Кучма в первые дни "кассетного скандала". Он ищет, кто это сделал. Кто его подставил. И сейчас, возможно, он этого не знает. И поэтому затяжка встречи президентов. Они должны были встретиться буквально сразу, когда это стало общественной проблемой для двух стран, когда были приняты организационные меры.

Если предположение, что этот проект "управляемого конфликта" осуществили российские олигархи и часть стоящих за ними окружения Кремля, то Тузла – это только один элемент операции. Им нельзя просто уколоть Путина, а надо что-то показать региональным, московским, международным элитам – что Путин не перспективен, слаб. Если это так, то Тузла будет расширяться до открытого конфликта, либо вспыхнет какой-то еще конфликт, может быть в другой сфере.

Украина после Тузлы

Если исходить из того, что кризис Тузлы рассасывается, и все прекратится благодаря политической воле и инстинкту сохранения власти двух президентов – Путина и Кучмы – то тогда можно спрогнозировать последствия для главных политических игроков в Украине.

Но мы должны держать в уме: если все-таки целью всей болезненной операции был именно Путин, то все это получит продолжение и последствия как для политической и экономической элиты России, так и Украины.

Кроме того, вне сомнения, на конфликте в Тузле попытаются погреть руки и получить преимущества и другие политически группы и геополитические игроки.

Какие последствия может иметь этот конфликт для нашей политической элиты?

Кучма после Тузлы: Для Кучмы важно решить, принимал ли в этой истории хоть минимальное участие президент Путин. Если нет, то они с Путиным выясняют, кому это выгодно, и нейтрализуют последствия. Если Путин принимал частичное участие, то для Кучмы вопрос – его дальнейшие отношения с российским президентом.

Последствий для Кучмы внутри Украины особых не будет, он плотно контролирует власть. И такие случаи на него не действуют ни позитивно, ни негативно.

Медведчук после Тузлы: Если он как-то связан с этой историей, то последствия для него будут самые удручающие. Потому что без санкции Кучмы, потому что это попытка самостоятельной игры. И потому что это антипатриотично – этого слишком много, чтобы остаться в политике вообще.

Если он не причастен к этой истории, то ему срочно надо будет вновь доказывать свою востребованность Кучме. И мы скоро станет зрителями очередного всплеска политической инициативы эсдеков.

Янукович после Тузлы: Он ничего не потеряет и не приобретет. Для него важны проблемы бюджета, проблемы аграрного кризиса или координации горе-коалиционного правительства. И он сделал классный политический жест – отменил свою поездку и собрался на остров.

Литвин после Тузлы: Спикер вел себя достаточно правильно. Это связано и с его семьей – его брат возглавляет Государственную пограничную службу. И Литвин был более информирован, чем многие другие. И братья Литвины справились с ситуацией.

Таким образом на политическом небосклоне Украины кроме семьи Медведчуков (Брат-1 и Брат-2) появилась еще одна семья – братьев Литвиных. Которые больше других переживали за конфликт в Тузле. Братья Литвины, в отличие от братьев Медведчуков, проявили себя в этом конфликте довольно достойно.

Достойно повело себя также и МИД. Оно отреагировало мгновенно. Пусть у них не было особой позиции, но они тупо выполняли свои служебные обязанности – защищали суверенитет Украины. Они ничего не изобретали, но просто реагировали.

Ющенко после Тузлы: Если ситуация с Тузлой рассосется, это вряд ли отразится на его рейтинге. Бытует мнение, что этот кризис вызовет усиление антироссийских настроений в обществе и это вызовет долгожданный рост рейтинга Ющенко в Восточной Украине.

Но все не так просто. Если патриотические настроения коснутся Восточной Украины, то, скоре всего, ими воспользуется не вялотекущий Ющенко, а более агрессивный политик. Типа той же Тимошенко, которая очень привлекательно и сексуально будет выглядеть в военной форме и с большим биноклем, разглядывая вражескую дамбу.

Иными словами, рассерженные украинцы Восточной Украины вряд ли выберут себе Ющенко в качестве вождя. Скорее всего, они будут искать себе лидера на крайне правом фланге.

Если же признать, что это не конфликт олигархов и Путина, а общероссийский план, то тогда Россия играет в очень опасную игру. Вполне возможно, что кто-то в Москве надеется, что конфликт на Тузле окончательно расколет электорат Запада и Востока Украины не только на выборах, но и после них.

Все прекрасно понимают, что Ющенко держится не на программе, и не на региональной группе – он держится на персональном рейтинге. Значит, ему надо противопоставить такого же политика с таким же рейтингом. Но таких нет. Значит, надо снять проблему конфликта персон: Ющенко против АнтиЮщенко. И перевести драматургию избирательной кампании в другое: на взаимоотношения Запад-Восток. И тогда персона Ющенко не является главным для принятия решения на выборах.

Судя по всему, Тузла также должна была быть прививкой, которая бы показала, какая часть украинцев готова терпеть все от России, и какая часть категорически против. Об этих показателях можно будет говорить после проведения соответствующих соцопросов. Но в любом случае произошедшее – это травма для общественного мнения.

Вполне возможно, кризис Тузлы вызовет рост прозападных настроений. Мол, Россия ведет себя агрессивно, давайте пригласим наших западных коллег из НАТО. И вполне можно ожидать, что такая будет реакция.

Симоненко после Тузлы: Он должен играть свою роль внутри оппозиции, и у него появляется вторая проблема с Ющенко. Одна – что он должен принимать участие в президентской кампании, чисто технологически, иначе КПУ будет опускаться в рейтинге и терять электорат перед парламентской кампанией. А участие в выборах президентских даже без желания победы дает возможность активизировать своих избирателей.

Но теперь у Симоненко появляется еще одна проблема – он после Тузлы должен четко сказать, находясь рядом с остальной оппозицией: он одобряет действия России или считает их агрессивными. Что для Симоненко будет достаточно сложно.

Весь политический бомонд от крайне правых до крайне левых просто обязан получить свой политический капитал на Тузле. И они будут непрофессионалами, если не будут играть свою игру – кто на критике президента, кто на организации массового протеста, кто на создании военизированных бригад, на комиссиях по расследованию инцидента. Единственное, что не повезло Юлии Владимировне – уехала не вовремя в Европу.

 
 



Автор: Виктор Небоженко, политолог, политтехнолог

"Украинская правда" в Threads

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...