Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Руководство парламента станет еще одним центром оппозиции Медведчуку?

Среда, 19 ноября 2003, 13:03
Есть общеизвестные итоги избрания Геннадия Васильева генпрокурором. Усиливаются донецкие – чтобы не говорили о Васильеве, но по меньшей мере на половину он их человек. Радость в СДПУ(О) – вместо неуправляемого Пискуна пришел "дядя Гена", который не будет иметь комплекса Чебурашки относительно "Нашей Украины". Аплодируют коммунисты – к ним вернулась власть, утраченная в парламенте четыре года назад после бархатной революции.

Но есть еще один герой – Владимир Литвин. И счастлив он не потому, что в конце концов разблокировал парламент. А потому, что удачно провел ротацию в президиуме Верховной Рады, и теперь во главе парламента только близкие ему люди.

Литвин удачно поставил вместо Васильева Мартынюка. Человека, с которым он познакомился намного раньше Кучмы. Кроме того, Литвин провел это решение без привязки к еще одному кадровому вопросу – замены Зинченко на Шуфрича.

То есть, он добился желательного назначения первого заместителя без риска потери своего единомышленника на должности простого заместителя. После чего постпред Кучмы Задорожний и лидер фракции СДПУ(О) Кравчук заговорили о возможной безрезультативности попыток сместить Зинченко.

Признаком изменений отношений в руководстве парламента стало еще одно событие. Раньше, когда Васильев был первым вице-спикером, он никогда не пересаживался в кресло Литвина, если вел заседание в отсутствие председателя парламента. Мартынюк в первый же день вернулся к традициям прошлого парламента. Он быстро умостился на сидении Литвина, когда тот на некоторое время вышел из зала.

Мартынюка с Литвином связывают еще времена смерти Советского Союза. Сейчас, после избрания первым вице-спикером, это его уже третье место работы, где он работает рядом с нынешним главой парламента. "По жизни у нас с Литвином очень хорошие человеческие отношения", - сказал во вторник Мартынюк.

Первый раз они пересеклись до 1991 года в аппарате центрального комитета Компартии Украины. "Мы практически в одно время пришли в ЦК, работали в одном отделе, но в разных секторах", - рассказал Мартынюк в прошлом году в интервью "Сегодня".

"Второй раз мы с ним столкнулись уже после развала СССР в 1992 году. Некоторое время я оставался безработным, хотя поступали предложения от Кравчука идти работать в администрацию президента. Из идеологических соображений я отказался. Через некоторое время устроился ночным сторожем в агрофирму "Украина" возле Бессарабки. Работа была малооплачиваемая, но меня она устраивала, так как параллельно я занимался политической деятельностью, работал в Соцпартии, редактировал газету "Товарищ"...

И как-то встретил Литвина. Разговорились. Он сказал, что работал в Министерстве образования, потом вернулся обратно в университет имени Тараса Шевченко на преподавательскую должность. Время было трудное, зарплату в вузах не платили. Литвин рассказал, что тоже устроился дежурить в одну из фирм, но и там не платили. Тогда я предложил нему идти к нам. Сторожем. Он согласился. И целый год вместе мы проработали".

Неизвестно, клялись ли во время этих ночных дозоров Литвин и Мартынюк в вечной дружбе. Но очевидно, что из всех возможных вариантов спикер добился самого оптимального.

Кроме того, у Литвина сложились крепкие отношения с Зинченко. Нынешнее руководство парламента является наиболее монолитным за всю историю Украины. Возможно, этот триумвират на красных креслах Верховной Рады попробует стать противовесом Медведчуку – в условиях, когда это так и не сумел сделать Янукович.

После утверждения Васильева генпрокурором и замены его на Мартынюка "Наша Украина" заявила о заговоре коммунистов и режима. На самом деле КПУ поступила наиболее выгодно для себя в нынешней ситуации. Она взяла пост первого вице-спикера, при этом не заплатив за это критическую цену. Их голоса за Васильева не были решающими. А за политреформу они и так бы голосовали – по своим программным требованиям.

Была опасность, что коммунисты могут согласиться на смену очередности действий в конституционной реформе. В конце прошлой недели Симоненко неожиданно заявил, что КПУ готова в первом чтении поддержать изменения в Конституцию еще до принятия закона о пропорциональных выборах.

Но вот уже в среду вышло общее заявление Ющенко, Симоненко, Тимошенко и Мороза, где они говорят о другом порядке – сначала закон о выборах, а потом перекройка Конституции. В любом случае, коммунисты понимают, что это равносильно политическому самоуничтожению – поддержка изменений в Основной закон без выборов по спискам.

Кое-кто из оппозиционеров говорит, что после операции Васильев-Мартынюк коммунистов перетянули на сторону власти – для участия в разных сюжетах сохранения гарантий Кучме-пенсионеру: политреформа и противодействие Ющенко. На Компартию эстетично клеится ярлык соучастника Банковой. Снова все вспоминают выборы-1999, как Симоненко самим фактом своего существования поспособствовал Кучме.

Именно поэтому сейчас Симоненко снова будет вынужден действовать как оппозиционер. Потому что не для того он в прошлом году реабилитировал свой имидж, включившись в "Повстань, Україно", чтобы сейчас все потерять после вторничных событий. Тем более, впереди год выборов.

С другой стороны, Мартынюк на должности первого вице-спикера – это лучше, чем Васильев. Во-первых, он автоматически становится сопредседателем комиссии парламента по подготовке изменений в Конституцию. Во-вторых, такой-сякой, но опыт оппозиционной деятельности в рамках четверки позволяет "Нашей Украине" надеяться на лучшие отношения с ним, чем это было при Васильеве.

В условиях, когда оппозиция не владеет инициативой и не может предотвратить утверждения генпрокурора, следует соревноваться хотя бы за минимальные победы. Какой и было избрание Мартынюка.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования