Кучма отдает Путину то, ради чего "воевали" на Тузле?

Вторник, 23 декабря 2003, 23:00
В среду в Крыму состоится встреча Кучмы и Путина. Она станет их первыми полноценными переговорами после кризиса Тузлы. О чем будут говорить президенты – не разглашается, программа рандеву под секретом. В пресс-службе президента Украины сказали лишь: "Это будет рабочая встреча президентов с глазу на глаз". О повестке дня в пресс-службе не знают.

Канал ІСТV оказался более проинформованным. Он отмечает, что президенты должны обсудить ситуацию в Керченском проливе. Крымское агентство новостей уточняет, что речь будет идти о Керчь-Еникальском канале.

Но, по информации источников "УП", Кучма и Путин по состоянию на день вторника планировали что-то намного серьезнее, чем просто поговорить. Они планировали подписать заявление об общем использовании Керчь-Еникальского канала.

Поделив канал "по-братски", Россия может добиться одной из целей, из-за которой возникла проблема Тузлы.

Как известно, Керчь-Еникальский канал отделяет Керчь от острова Тузла. Сейчас Украина сама использует канал, поскольку считает Тузлу своей территорией, и, соответственно, граница между странами проходит за пределами канала.

В случае, если бы Россия достроила дамбу до Тузлы, то россияне могли бы настаивать на проведении границы по Керчь-Еникальскому каналу и добиваться его общего использования. Теперь, значит, Россия добилась общего использования канала и без достройки дамбы.

Медведев, Медведчук и темники

На минувшей неделе украинскую столицу "с рабочим визитом" посетил глава администрации президента России Дмитрий Медведев. После переговоров со своим украинским визави и почти тезкой Виктором Медведчуком Медведева удостоил аудиенции и украинский президент.

О тематике обсуждаемых вопросов отечественные СМИ особенно не "распространялись", удовлетворившись лишь общими фразами вроде "вопросы двустороннего украино-российского сотрудничества в разных сферах". Впрочем, очевидно, что и будущая встреча Кучмы с Путиным занимала далеко не последнее место.

А в конце минувшей недели телеканалы Медведчука упорно отрабатывали "темник" - наперебой информировали зрителей об обращении трудового коллектива Керченского порта то ли к президенту, то ли премьер-министру, то ли министру транспорта (почему-то относительно второго адресата не было единого мнения).

Уклонимся в данной статье от "смакования" факта чрезвычайной похожести подачи материала – об этом, как и о причинах этого, "УП" писала неоднократно. А относительно сути документа (правда, никто почему-то его не процитировал), то речь в обращении идет о просьбе обеспечить ОБЩЕЕ С РОССИЯНАМИ использование судоходства и паромной переправы в Керчь-Еникальском канале.

Сейчас тема всплыла, когда страсти кругом Тузлы улеглись, депутаты заняты иным, а проблема делимитации украино-российской морской границы переведена в рабочую плоскость. Позиция России по этому вопросу известна - российские политики неоднократно высказывались на манер того, что нельзя позволить Украине "закрыть Россию в Азовском море".

Без сомнения, запланированные переговоры вокруг Керчь-Еникальского канала являются прямым продолжением истории с Тузлой и посягательств России на Керченский пролив. Ведь Керчь-Еникальский канал в Керченском проливе является главным путем для судов, который соединяет Черное и Азовское моря. Эта его стратегическая ценность и могла быть одной из причин строительства дамбы к Тузле.

Так вот, комментируя по "темнику" инициативу портовиков, медиа Медведчука взахлеб пересказывали аргументы, что общее хозяйствование в канале якобы не нанесет Украине убытков.

Мол, все равно каналом проходят лишь украинские и иностранные (нерусские) судна, россияне же пользуются фарватерами №50 и 52, экономя на оплате украинцам. А общее использование Керчь-Еникальского канала имеет одни лишь плюсы: первое - позволит привнести больше порядка в движении судов, и второе - привлечет российские деньги к работам по содержанию канала в надлежащем состоянии (так как дорого своими силами это делать).

Послушав это, хочется держать кулаки, чтобы Россия не отказала нам, убогим. Конечно, ведь, исходя из такой интерпретации, наш Керченско-Еникальский канал России "по барабану", а общее использование, когда о нем таки договорятся, будет с ее стороны, скорее, жестом доброй воли. Все равно у нее есть альтернативные пути.

В то же время, есть основания усомниться в искренности (или, точнее, в правдивости) подобных утверждений.

Керчь-Еникальский канал является глубочайшим "желобом" в Керченском протоке и имеет глубину восемь метров. Вышеупомянутые "50-52 русские фарватеры" – не больше трех. Очевидно, что пригодны они лишь для прохождения небольших судов. Остальным же кораблям одна дорога – через Керчь-Еникальский канал.

По данным объединения "Укрморпорт", совокупный транзитный сбор с российских судов за девять месяцев текущего года составил 972,3 тысячи долларов США. За 2002 год российские судовладельцы "раскошелились" почти на 1 миллион 100 тысяч долларов. Всего на протяжении последнего года по каналу прошло свыше 13 тысяч судов.

То есть единоличное хозяйствование Украины в канале (который всегда относился к Керченскому порту), приносит очень конкретную и немалую прибыль. Возможно, Украина хочет терять "за просто так" миллион долларов ежегодно... Возможно, Леониду Даниловичу (или Виктору Владимировичу?) это компенсируют в какой-то другой форме…

Если канал станет общим, россияне, понятное дело, за проход своих судов платить не будут. Вернее, будут, но не Украине, а в свою собственную копилку.

А между тем существуют еще и суда третьих стран, которые проходят по каналу и платят за это Украине.

Возвращаясь к вопросу водной границы с Россией, напомним, что голубой мечтой Кремля является провозглашение Азовского моря внутренним морем двух государств – России и Украины. Киев от такой инициативы не в восторге – ведь для допуска чужих судов в внутреннее, пусть и общее, море обязательно нужно согласие второй стороны.

Если море станет общим, то Украине придется согласовывать вопрос пропуска судов третьих стран. Что очень не вяжется со стремлением Киева вступить в НАТО.

В понедельник под председательством президента Кучмы состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины. По официальной хронике, "на заседании рассматривался широкий круг вопросов, связанных с международно-правовым оформлением государственной границы Украины с некоторыми сопредельными государствами".

Излишне напоминать, что одним из таких сопредельных государств является именно Россия. Предполагаем, что речь шла на заседании СНБО и о Керчь-Еникальском канале. Что решили – увидим по результатам встречи Кучмы с Путиным.

Хочется только напомнить президенту, что по горячим следам "Тузлинского противостояния" он заявлял четко, что Украина не собирается вести переговоры по вопросам, которые она считает решенными. Имелась в виду незыблемость границ государства. Но государственные границы существуют, не в последнюю очередь, для того, чтобы в их границах государство само решало свои хозяйственные вопросы.





powered by lun.ua