Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Статистика нарушений свободы слова за год

Понедельник, 12 января 2004, 14:42
4 украинских журналистов погибли при невыясненных обстоятельствах или были убиты
42 журналиста подверглись нападениям, угрозам, запугиваниям
38 украинских масс-медиа заявили об экономическом, политическом или косвенном давлении на себя или своих сотрудников
33 факта препятствования исполнять журналистские обязанности выявлено мониторингом ИМИ
46 исков подано против украинских СМИ и отдельных журналистов
20 исков против представителей власти и государственных учреждений инициировали сами СМИ и журналисты


Сравнительно c позапрошлым годом, суммарное количество нарушений стандартов свободы слова, выявленное мониторингом ИМИ, существенно не изменилось. На количественном срезе и в 2002, и в 2003 годах держится показатель в почти 170 разного рода очевидных нарушений. Ситуация как минимум не улучшилась, а если проанализировать нарушения 2003 года по качественному показателю, можно констатировать усиление определенных отрицательных тенденций.

В прошлом году погибли при невыясненных обстоятельств или были убиты 4 журналистов - Тарас Процюк, Владимир Ефремов, Владимир Кучеряв, Владимир Карачевцев.

Тарас Процюк стал первым украинским международником, которого забрала чужая война – военная операция Соединенных Штатов и Великобритании в Ираке. Расследование Пентагона делает вывод о фатальной и случайной ошибке снайпера. Не все коллеги Тараса однозначно соглашаются с этими выводами. Тем не менее, оспаривать их в судебном порядке или другим способом родные и близкие Процюка не стали.

Владимир Кучеряв был застрелен, похоже, его близким знакомым и деловым партнером. Мотивы этой гибели также неоднозначно трактуются в Кременчуге. Профессиональная деятельность Кучерява, не только связанная с журналистикой (он был руководителем местного представительства холдинговой компании "Блиц-информ"), не исключается.

Владимир Ефремов, главный редактор газеты "Собор" и представитель ИМИ в Днепропетровске, погиб в автомобильной катастрофе – его машина столкнулась с грузовиком. Продолжается следствие, которое рассматривает разные версии причин катастрофы.

Владимир Карачевцев погиб от асфиксии, зацепившись воротом свитера за ручку холодильника. Пока городская прокуратура Мелитополя проводит дополнительное изучение обстоятельств гибели журналиста, чтобы определиться, открывать ли уголовное дело по факту убийства.

К сожалению, 2003 год не стал, как обещали правоохранительные органы, переломным в расследованиях резонансных убийств журналистов Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова. Вопреки заявлениям, будто убийцы Александрова уже задержаны и свидетельствуют – так что суд вот-вот начнется, а убийцы Гонгадзе известны и находятся в розыске – так что предварительное следствие, в конце концов, может завершиться, никакого суда над виновными мы так и не увидели. 2003 так и остался годом безнаказанности.

Относительно нападений и угроз - отечественный репертуар мало различается от традиционного. Это по сути. Вместе с тем, в 2003 мы зафиксировали почти вдвое больше проявлений этого нарушения, чем на год раньше: 42 против 23. Страна и дальше живет по советским стандартам пренебрежения ролью и мнением отдельного гражданина и абсолютизации прав тех, кто при власти.

Особенно заметна эта тенденция в провинции, откуда поступила львиная доля сообщений о нападениях и угрозах. И где местное начальство, как повелось с 1917, если не раньше, свято убеждено, будто на каждую проблему существует только два мнения: мое и неправильное. Откуда и настойчивость в доказательстве "собственной" правоты.

Факты политического, экономического и косвенного давления на масс-медиа также, к сожалению, остаются актуальными для Украины. В прошлом году таких фактов было зафиксировано 38, в позапрошлом году – не намного меньше, то есть 30. Причем именно косвенное давление, когда что-то доказать однозначно очень тяжело, остается приоритетным методом порабощения тех немногих, кто еще не встал под знамена партии власти.

Последние примеры с "Львовской газетой" – тому явное подтверждение. Многочисленные сообщения из провинции свидетельствуют: проблемным становится не только поддерживать оппозицию – это и раньше не слишком поощрялось, проблемным становится просто не работать на официальную власть.

В 2003 ИМИ известны 46 исков, которые были поданы против масс-медиа и журналистов. В позапрошлом году их было немного меньше – 38. Чаще всего встречается мотивация "за клевету, моральный и материальный вред, убытки деловой репутации". Единственным позитивом можно считать тот факт, что ни один иск о клевете не привел, как это случалось ранее, к закрытию масс-медиа.

Вместе с тем, следует отметить, что иски против наемнических материалов, которые сознательно, на заказ, поносят честь и достоинство оппонентов тех или других политических или финансовых деятелей, с нашей точки зрения являются вполне легитимными и даже необходимыми для внедрения реальной демократии в Украине. Демократии, которая везде в мире начинается с ответственности за собственные действия.

А вот исков, инициированных журналистами, в прошлом году было меньше, чем в 2002: 21 против 27. У коллег, похоже, опускаются руки из-за отсутствия положительных прецедентов. Но желающие сразиться за свое право еще существуют и даже воплощают свои непростые замыслы в жизнь. Пожелаем им воодушевления и ловких адвокатов.

С полными итогами мониторинга ИМИ за 2003 год вы сможете ознакомиться в хронике, которую можно заказать в Институте Массовой Информации, начиная с февраля.


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования
Все новости...
Реклама: