Оппозицию будут контролировать парламентские приставы?

Вторник, 10 февраля 2004, 13:01
Большевики совершенствуют способы нейтрализации оппозиции в ее попытках блокирования трибуны и стола спикера. Первым ответом на беспрецедентные события 23-24 декабря было обнесение стеклянной перегородкой пульта системы "Рада". Теперь предлагается ввести Службу парламентского пристава, который бы следил за порядком в сессионном зале.

Созданием приставов проникся постоянный представитель президента в парламенте Александр Задорожний. Он внес законопроект, который легализирует парламентских охранников путем внесения изменений в некоторые законы.

Согласно законопроекту Задорожнего, зарегистрированному 26 января 2004 года под № 5036, предлагается внести ряд изменений в два закона Украины: "О статусе народного депутата Украины" и "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц".

Задорожний в своем законопроекте предлагает сформировать Службу парламентского пристава из сотрудников Управления государственной охраны Украины. Это та же структура, которая охраняет первых лица государства. Именно там до ранга майора дослужился известный всем Николай Мельниченко.

На Службу парламентского пристава предлагается возложить государственную охрану зала пленарных заседаний Верховной Рады, обеспечение безопасности нардепов в зале пленарных заседаний Верховной Рады, а также охрану имущества, которое обеспечивает деятельность парламента и находится в зале его пленарных заседаний.

Согласно законопроекту, руководитель Службы парламентского пристава будет назначаться на должность и будет освобождаться с должности начальником Управления государственной охраны Украины по согласованию с председателем Верховной Рады. А, как известно, сам начальник УГО назначается и увольняется с должности президентом Украины.

Как предлагается в законопроекте Задорожнего, оперативное руководство Службой парламентского пристава во время пленарных заседаний будет осуществлять председательствующий на заседании.

Служба парламентского пристава выполняет распоряжения председательствующего на пленарном заседании Верховной Рады "относительно прекращения нарушений дисциплины народными депутатами Украины и (или) ликвидации препятствий в проведении пленарного заседания, созданных народными депутатами Украины".

Вместе с этим законопроектом народный депутат Задорожний также внес проект постановления о внесении изменений в Регламент Верховной Рады (№ 5037).

Там предлагается детализировать перечень действий, которыми депутаты не должны мешать проведению заседания Верховной Рады. В перечне запрещенных поступков ощущается влияние впечатлений от событий конца минувшего года.

Итак, кроме восклицаний, аплодисментов и вставания, депутатам запрещается также "использование громкоговорителей, средств мобильной связи". Они должны воздержаться от действий, которые могут причинить повреждение или уничтожение парламентского имущества.

(Интересно, что в тексте проекта содержится ошибка, поскольку от депутатов требуется следующее: "депутаты не должны мешать проведению заседания Верховной Рады Украины действиями, которые препятствуют изложению или восприятию выступления или обсуждению вопроса (восклицаниями, аплодисментами, вставанием, использованием громкоговорителей, средств мобильной связи и т.п.), и воздержаться от действий, которые могут причинить повреждения или уничтожение имущества...". Отсюда логически получается, что народные депутаты должны не воздерживаться от того, чтобы портить имущество парламента.)

Уничтожение имущества, которое обеспечивает деятельность Верховной Рады Украины, может стать основанием для применения к депутату таких мер воздействия: предупреждение, выговор, строгий выговор и прочие мероприятия, предусмотренные Регламентом, с последующим сообщением о них в газете "Голос Украины" и на веб-сайте Верховной Рады.

Вред, причиненный народным депутатом имуществу, которое обеспечивает деятельность Верховной Рады, будет возмещаться им в порядке, установленным законом.

В Регламенте Верховной Рады также предлагается закрепить положение: если депутат, относительно которого было принято решение Верховной Рады с требованием покинуть зал до конца заседания, отказывается покинуть зал, председательствующий на заседании "прекращает заседание или дает распоряжение Службе парламентского пристава о немедленном принудительном выводе такого депутата из зала заседаний".

В случае систематических нарушений дисциплины группой народных депутатов (больше трех лиц – соответственно проекту) в зале пленарных заседаний или "систематического создания препятствий в заседании Верховной Рады и невозможности привлечь внимание народных депутатов", председательствующий на заседании может дать поручение комитету по Регламенту и депутатской этике "установить нарушителей дисциплины и покинуть зал пленарных заседаний, что автоматически означает перерыв в заседании Верховной Рады Украины".

Также предполагается установить отдельные правила относительно ношения оружия народными депутатами. Так, в зале пленарных заседаний предлагается запретить пребывание с холодным и огнестрельным оружием.

Депутаты, которые имеют право на ношение холодного или огнестрельного оружия, будут обязаны оставить его в специально оборудованной комнате под охраной. Если избранник отказывается оставить оружие, председательствующий на заседании дает распоряжение Службе парламентского пристава о немедленном принудительном выдворении такого депутата из зала заседаний.

В этом случае, по выводу комитета по депутатской этике, Верховная Рада без обсуждения может принять решение о лишении депутата права принимать участие в пленарных заседаниях (до пяти заседаний). Это решение будет сообщаться избирателям через газету "Голос Украины" и веб-сайт Верховной Рады Украины.

Как отмечается в объяснительной записке к проекту постановления, системное применение таких норм вместе с положениями, которые предлагается внести в Законы "О статусе народного депутата Украины" и "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц", даст возможность "реализовать конституционные полномочия Верховной Рады Украины без неуместных препятствий и осложнений".

Автор: Дмитрий Котляр, эксперт Лаборатории законодательных инициатив


powered by lun.ua