Выбор Украины

Пятница, 13 февраля 2004, 14:59
В четверг состоялся однодневный визит президента Украины в Варшаву. За несколько часов Леонид Кучма успел обсудить с Александром Квасневским достройку "Одесса-Броды", общую работу по восстановлению Ирака и остальные вопросы польско-украинских взаимоотношений. Вместе с тем, украинский гарант не удержался от того, чтобы вспомнить "незлым, тихим словом" Виктора Ющенко и "Нашу Украину".

Кучма в частности заявил, что блок "Наша Украина" препятствовал открытию "Памятника орлятам" на Личаковском кладбище во Львове.

Соответствующую реакцию президента вызвала статья Виктора Ющенко, которая вышла накануне в польской "Газете выборчей".

Слова гаранта были розданы всеми контролируемыми СДПУ(О) каналами соответственно разнарядке "Тема важная и актуальная. Так как аналитики считают, что СМИ "акцентируют внимание на ответе президента Украины и в максимально возможном объеме приведут синхрон ответа", то мы предлагаем ознакомиться и с самой статьей Ющенко в переводе "Львовской газеты".



Для Украины 2004 год имеет принципиальное значение. На границе октября и ноября состоятся президентские выборы, на которых Украина изберет не только главу государства, но и свое будущее на ближайшие несколько лет.

Последние дни декабря 2003 года со всем драматизмом продемонстрировали, что может случиться. Тогда проголосовали т.н. конституционную реформу, предложенную пропрезидентскими депутатами и коммунистами, а Конституционный суд позволил Леониду Кучме выдвигаться на третий президентский срок. Власть не только нарушила регламент Верховной Рады и Конституцию Украины, но и заставила судий, призванных стоять на страже Основного закона, дискредитировать его. Власть совершила это с именем демократии на устах, с цинизмом, который переходит все возможные границы. Она продемонстрировала, что ее декларации о преданности европейским ценностям и стремлении к членству в НАТО и ЕС – пусты.

Действия власти опасны, ведь они убивают в людях надежду на лучшую жизнь. Для мирового сообщества украинская власть стала абсолютно непредсказуемой, о чем свидетельствуют преисполненные критических замечаний постановления ПАСЕ и Европейской Комиссии. Только благодаря нажиму оппозиции и мировой общественности правящий лагерь удержался от крайнего варианта – выборов президента действующим парламентом. Поэтому таким важным является предоставление мировой общественности правдивых и точных данных о последних событиях в Украине и перспективах развития политической ситуации.

Государство стало заложником

До недавнего времени все украинцы были убеждены, что Леонид Кучма является президентом второй срок подряд, и что его первый срок длился полные пять лет. Во время выборов 1999 г. ЦИК четко определил статус Леонида Кучмы – "действующий президент Украины". Никому тогда и в голову не пришло сомневаться в очевидности истины, что Леонид Кучма избран вторично и в последний раз.

Затем возникает логичный вопрос: чем руководствовался Конституционный суд, когда 30 декабря 2003 г. принял решение о возможности баллотироваться действующему президенту на еще один срок, поскольку первый вроде как "не учитывается".

Ответ очевиден, хотя и не добавляет оптимизма. Власть и до сих пор настолько аморальна та отчуждена от собственного народа, что не имеет никаких шансов на честную победу на будущих всенародных выборах. Поэтому она и придумывает самые неимоверные способы сохранить свое нынешнее положение.

Правящие круги в Украине – это несколько олигархических кланов, которые беспрерывно борются между собой за присвоение национального богатства и обогащение посредством миллионов простых граждан. Вместе с тем, их объединяет страх перед потерей прибылей и влияния на решения парламента, правительства и президента.

В нынешней системе законов это влияние им гарантирует доминирующая позиция президента, чуть ли не абсолютное подчинение ему правительства и ограниченные полномочия парламента, к тому же ослабленного смешанной избирательной системой.

Кризис, к которому привело убийство журналиста Георгия Гонгадзе и обнародование пленок майора Мельниченко, которые связывают Кучму с этим делом, показал, какую ключевую роль играет личность президента в украинской политической системе.

Его судьба, его стремление гарантировать для себя личную безопасность становятся важнейшими в государстве делами, оставляя в стороне потребности общества, развитие экономики, укрепление международного положения Украины. Все государство de facto стало заложником одного человека – Леонида Кучмы.

Поэтому Украина остается полем откровенной и неразборчивой в средствах игры мировых сверхдержав и их спецслужб.

После парламентских выборов в марте 2002 г. моя фракция "Наша Украина" представила проект изменений политической системы, в основу которого положены внедрение пропорционального избирательного закона и увеличение роли парламента и правительства. Наши предложения совпадали с постулатами других оппозиционных партий.

Это консолидировало демократические силы и позволило заключить в мае 2002 г. соглашение, направленное на смену системы власти. Парламентская комиссия под председательством лидера социалистов Александра Мороза разработала проект реформы.

Он предусматривал общие президентские выборы и передачу части предыдущих президентских полномочий парламенту и правительству. Парламент и органы местного самоуправления должны были избираться по пропорциональной системе. Мы убеждены, что именно такое устройство будет гарантировать равновесие и соответствующие отношения между законодательной и исполнительной властями.

Спасаясь, правящий лагерь попытался перехватить инициативу изменений и предложил т.н. политическую реформу. Главную роль он доверил послушному парламентскому большинству. В середине прошлого года появился проект изменений в Конституцию, предложенный лидером коммунистов Петром Симоненко и главой президентской администрации Виктором Медведчуком.

В полномочия президента были внесены определенные коррективы, но его позиция относительно парламента и правительства существенно не изменились. Важнейший замысел: в 2004 г. президента должны были бы избирать на общих выборах, но уже в 2006-м – после следующих парламентских выборов – его должны были определить 300 депутатов.

Еще дальше пошли представители пропрезидентских парламентских фракций. Они предложили, чтобы в 2004 г. президента избирал действующий парламент. Как бы в награду им, инициировали продление депутатского срока на год. Несколько десятков этих депутатов творчески развили замысел, обратившись в Конституционный суд с запросом о соответствии закону возможного избрания Леонида Кучмы на третий срок. Итак, все стало понятно. Президент и его окружение выказали настоящую цель политической реформы – сохранение власти любой ценой.

Украинский сценарий

Президенту доверяют 3-5 процентов жителей Украины. Это довольно ограниченное поле для политических маневров. В окружении Леонида Кучмы, тем не менее, обнаружились лица, которые подталкивали его к опасным действиям.

Мы надеялись, что сам президент осторожно относится к таким советам и объективно оценивает не только собственные силы, но и последствия своих начинаний для государства. Третий срок для Кучмы не удалось бы обеспечить путем выборов, даже используя уже испытанные у нас манипуляции и социотехнические средства. Продуктивным был бы только государственный переворот – выборы президента в парламентской курилке.

Мы были решительно настроены на то, чтобы этого не допустить. Мы знали, что на нашей стороне – подавляющее большинство общества. Вместе с тем считали, что найдем способ, чтобы по достоинству оценить политика, который передаст власть в срок, определенный Конституцией, найдет в себе силы преодолеть страх перед будущим и будет гарантировать честные демократические выборы. Такую политическую инициативу оценят политические группы и украинский народ.

Для моих земляков и наших заграничных друзей главной проблемой остается не нехватка украинских политиков и партий, которые признают демократические европейские ценности – они также без труда получат общественную поддержку. Проблемой остается оценка шанса победы над правящими кланами.

За властью стоят мощный административный аппарат, огромные деньги, послушные СМИ и грязные политические махинации, которые служат манипулированию сознанием людей, даже политическому насилию. Методы эти беспардонно использовали 31 октября прошлого года, когда в Донецке сорвали съезд "Нашей Украины", а также форумы демократических сил в Харькове, Сумах и других городах.

Мы сознаем, что означают слова президента Кучмы, что избирательная кампания 2004 г. будет самой грязной в истории независимой Украины. Только действующая власть в силах воплотить такой сценарий. Слова глава государства можно было, в частности, понять как откровенную угрозу.

Мы уверены в наших силах и в поддержке со стороны народа. И мы победим. Власть уже уступила – 3 февраля аннулировали самое скандальное предложение избирать президента Украины через парламент. Это произошло во время чрезвычайной сессии Верховной Рады. Создан прецедент изменения Конституции практически через каждые три дня.

Я сожалею, что в этом помогли наши союзники из Социалистической партии Мороза.

Вопреки этому, несомненно, власть уступила под влиянием наших действий, давлением общественного мнения и мирового сообщества.

А поэтому, во-первых, в октябре состоятся прямые и общие президентские выборы. Во-вторых, нашей целью является признание декабрьских поправок к Конституции незаконными. В-третьих, власть не могла и не может получить 300 голосов, чтобы добиться изменений в Конституции в их нынешней форме. Поэтому она будет прибегать к шантажу, обману и незаконным действиям.

В-четвертых, мы убеждены, что общество не останется равнодушным. Будем мобилизовать людей на борьбу за их права.

В Украине часто сравнивают прогнозируемое развитие событий с недавним изменением власти в Грузии и в бывшей Югославии. Это неправильный подход – политическая ситуация в Украине будет развиваться по украинскому сценарию. Мы должны преодолеть нынешний кризис в соответствии с демократическими принципами, записанными в нашей Конституции и устоявшимися в нашей политической традиции.

Суть президентских выборов в Украине состоит в выборе направления развития государства. Оно зависит от ответа на пять принципиальных вопросов.

1 Победит в Украине демократия, а общество сохранит право избирать своих представителей на разных ступенях власти, или победит т.н. управляемая демократия, а власть будут наследовать в границах правящей касты, которая будет манипулировать выборами?

2 Будет ли развиваться в Украине "свободнорыночная" экономика с прозрачными правилами игры для всех или т.н. олигархический капитализм, то есть полнейшее пренебрежение национальными интересами и подчинению экономической жизни интересам нескольких финансово-политических кланов?

3 Будет ли воплощать Украина последовательно реформы, которые будут приближать ее членство в ЕС и НАТО, или это будет лишь призрак демократии (или откровенная автократия) и призрак свободного рынка (или откровенная власть преступных групп)?

4 Будет в Украине развиваться гражданское общество со всеми его институтами или общество превратится в послушных подданных?

5 Будут ли в Украине уважать принципы верховенства права, прав человека, свободы слова и безопасности работы журналиста, или закон будет служить лишь избранным, СМИ будут спикерами интересов олигархов и подчиненной им власти, а жизнь журналистов постоянно будет находиться под угрозой?

Для меня, политической силы, которую я представляю, а также для моих друзей из других оппозиционных групп ответ на эти вопросы очевиден. Мы – приверженцы демократии и прав нации, свободного рынка и равных шансов для всех, интеграции страны в европейские и евроатлантические структуры, гражданское общество, в конце концов – верховенства права, прав человека, свободы слова и нормальных условий работы для журналистов.

Это азбука нашей политической деятельности, это ценности, которые заложены в основу наших программ.

Не скрываю, что, излагая это, я ощущал определенную горечь. В этом году 10 государств, среди которых нет Украины, станут членами ЕС. Я очень рад, что тем самым они воплотят мечты миллионов людей, которые стремятся жить в благосостоянии и безопасности. В их числе и наши польские друзья, а также побратимы из прибалтийских государств, с которыми еще несколько лет назад мы были гражданами одного государства.

Все эти года я горячо радовался вашим и их успехам. Для Украины это пример того, как общества, которые пострадали от коммунистического эксперимента, с успехом строят демократию и свободный рынок.

Я ощущаю горечь, когда думаю о собственном государстве, которое вместе с Беларусью, Молдовой, Россией и североафриканскими государствами получило статус соседа ЕС.

Мы снова оказались перед перспективой остаться по ту сторону нового железного занавеса, призванного отделять демократический мир от недемократического, богатые народы от бедных.

В мае 2002 г., после выигранных оппозицией парламентских выборов, Украина официально провозгласила курс на интеграцию с ЕС и НАТО. Перспектива нашего членства в ЕС далека, но она существует, в чем я имел возможность убедиться во время многочисленных разговоров с европейскими политиками, в том числе немецкими и французскими.

Принципиальным препятствием является недостаточное развитие демократии и рыночной экономики, олигархизация политической и экономической жизни, коррупция, несоблюдение законов и свободы слова.

А также нехватка уверенности в настоящих намерениях украинского руководства, которое одной рукой подписывает громкие декларации об интеграции в Европу, а второй парафирует проекты евроазиатского сообщества в форме ЕЭП. Это и становится главным аргументом для тех европейских политиков, которые утверждают, что Украина станет членом ЕС вместе с Новой Зеландией, то есть никогда.

Украинские противники нашего европейского выбора с удовлетворением ссылаются на такие высказывания.

Нам, приверженцам проевропейской ориентации, очень помогает возрастающая общественная поддержка. За интеграцию с ЕС высказываются 55-65% украинцев. Пятый год подряд Украина фиксирует экономический рост, начавшийся в 2000 г. [при премьере Ющенко. – "ГВ".]. Европа является нашим важнейшим экономическим партнером, она опережает в этом страны СНГ.

Перед глазами имеем пример Румынии и Болгарии – государств, которые принимаются в НАТО и близки к интеграции в ЕС. Их положение не очень отличается от украинского. Это свидетельствует о том, что на пути европейской интеграции Украины не должно быть препятствий фундаментального характера.

Есть много свидетельств в пользу того, что можно ускорить вступление Украины в НАТО. Довольно быстро прогрессирует воплощение Плана действий Украина – НАТО. В соответствии с декларациями командования НАТО – это путь к полноценному членству. В нашу пользу работает также и вступление Украины в антитеррористические коалиции – Киев послал своих воинов в многонациональную дивизию под командованием польского генерала.

Украина в Европе

Свои европейские стремления мы основываем на давних традициях – их символом являются портреты на банкнотах украинской валюты гривны. На них изображены князья Владимир Великий и Ярослав Мудрый, гетманы Богдан Хмельницкий и Иван Мазепа, писатели Тарас Шевченко, Иван Франко и Леся Украинка, первый президент Украины профессор Михаил Грушевский. Польский читатель знаком с большинством этих фигур – так много общего в нашем прошлом.

Князья являются здесь не только символом расцвета и могущества Киевской Державы, но и напоминанием, что у истоков своей истории наш народ развивался совместно с другими народами Европы, которая, по определению Ивана Павла II, дышала двумя легкими – восточным и западным.

Гетманы символизируют не только возрождение государственности в новую эпоху, но и возрождение украинской культуры в тесном симбиозе с европейской. Писатели – это символ нового украинского возрождения периода XIX-XX столетий, которое питалось гуманистическими европейскими идеалами свободы, равенства и братства.

Именно из этих идей в 1917 г. родилась Украинская Народная Республика. Ее лидер профессор Михаил Грушевский признал миссией Украины приоритет моральных ценностей и принципов общественной справедливости.

УНР погибла в вихре революции и гражданской войны, власть перехватили большевики. Вызов им бросил Николай Хвыльовый, одним из величайших представителей "расстрелянного возрождения" 20-х лет, провозгласив лозунг ориентации новой украинской культуры на Европу. "Хвыльовизм" как синоним национального характера украинского коммунизма послужил Сталину поводом к жестокой расправе с нашим народом в 30-х годах. Это было содеяно посредством Голода 1932-33 годов, уничтожения украинской интеллигенции, чистки среди партийных функционеров.

Остались до сих пор не залеченными раны – молчание, даже сомнение Запада относительно самого факта Голода. Когда Сталин истреблял украинских крестьян и совершал расправу над каждым, кто думал и писал на украинском, соседние государства молчали, США установили дипломатические отношения с СССР, а Польша и Франция подписали соглашение о развитии добрососедских отношений с СССР.

В украинской историографии можно натолкнуться на тезис, что без подавления украинского возрождения и сопротивления коллективизации не дошло бы до пакта Риббентропа-Молотова, которым Гитлер и Сталин начали II мировую войну. Принимая во внимание значение, которое для обоих тиранов имела Украина, в этом утверждении нет никакого преувеличения.

Само существование Украины как политического субъекта – независимого в 1917-21 годах и полуавтономного в рамках СССР – являлось фактором сдерживания экспансии советской империи.

Сопротивление, которое совершали украинцы нацистской оккупации, стало одним из решающих факторов победы над Гитлером. Цена, заплаченная моей Отчизной за победу, была чрезвычайно высокой – около 8 млн. жертв, разрушенные сотни городов и тысячи сел. Украинцы боролись с Гитлером за собственное выживание, но это была одновременно борьба за Европу и европейские ценности.

Украинская государственность возродилась в 1991 г., в значительной мере благодаря жертвенности сотен диссидентов и людей, которые боролись за независимость. Многие десятилетия они составляли самую большую группу политзаключенных советского ГУЛАГа. Они страдали во имя европейских ценностей и европейской принадлежности своего государства.

Наилучшим свидетельством в пользу этого была деятельность Украинской Хельсинской Группы, которая боролась против нетолерантности, шовинизма и антисемитизма. Символом тех времен стал Василий Стус, великий поэт, несокрушимый патриот и гуманист, который умер в лагере в сентябре 1985 года, то есть уже после того, как началась "перестройка".

Борис Тарасюк – министр иностранных дел в правительстве, которым я руководил, – сказал, почему Украина в 90-х годах играла ключевую роль в системе стабилизации и безопасности в трансатлантическом регионе.

Во-первых, Украина отказалась от статуса ядерного государства, добровольно избавившись от третьего в мире ядерного арсенала, и благодаря этому существенно снизила ядерную угрозу.

Во-вторых, Украина радикально уменьшила арсеналы конвенционного оружия, которое мы унаследовали от армии бывшего СССР.

В-третьих, мы решительно сократили многочисленность ВС.

В-четвертых, мы являемся одним из наиболее активных членов ООН в воплощении миротворческих миссий.

Украина, учитывая свое историческое наследие, экономические интересы и национальную структуру, в равной мере принадлежит к Центральной Европе и Европе Восточной. Наше расположение на берегу Черного моря, а потому и Средиземного, соединяет нас с государствами Юго-Восточной Европы, с Балканами и Кавказом, а также с Турцией. Вместе с Грузией, Молдовой, Азербайджаном и Узбекистаном мы создали региональный союз под названием ГУУАМ. На этих гигантских просторах намереваемся играть роль ячейки демократии и рыночной экономики.

Россия и мы

С Россией нас связывают история и политические и экономические интересы. Миллионы украинских граждан связаны родственными узами с миллионами граждан РФ. Около половины жителей Украины пользуются ежедневно русским языком. В Украине широко представлена российская культура – популярными являются российские книги, теле- и радиостанции, российские актеры и звезды эстрады.

Из иностранных политиков наибольшей симпатией пользуется президент России Владимир Путин.

Для Украины северо-восточный сосед является проблемой и вызовом, но, тем не менее, и знаком надежды.

Проблемой – ведь от формата украино-российских отношений в значительной мере зависит будущее Украины.

В течение нескольких последних лет в наших отношениях, мягко говоря, не все складывалось гладко.

В прошлом году президент Кучма опубликовал в Москве том под выразительным названием "Украина – не Россия" и определил его как книгу объяснений. По словам Леонида Даниловича, стоило бы, прежде всего, объяснить, почему люди в России, которым не чужды такие понятия, как экуменизм или глобализация, не имеют понятия о проблемах Украины? Куда девалась столько раз упоминавшаяся впечатлительность русского интеллигента от боли другого человека, где его универсализм, откуда столько спеси?

Кучма признал, что причина не в переизбытке амбиций россиян, а в отсутствии информации. На более чем 500 страницах он объясняет простой, казалось бы, факт, что Украина не является Россией, а Россия – Украиной.

И именно с этим мы обращаемся к россиянам: Украина является независимым государством, она уже несколько лет развивается, опираясь на собственные традиции, и стремится к интеграции с Европой, сохраняя самые приятельские отношения с Россией.

Так вот, мы прекрасно сознаем, что не только Украина имеет проблемы с Россией, но и Россия – с Украиной.

Последний пример этого – прошлогодний конфликт вокруг острова Тузла. Звучали голоса, которые утверждали, что не следует относиться к этому делу серьезно, что это лишь результат предвыборной горячки в Москве и на Кубани. Тем не менее, достаточно было посмотреть телемост "Киев – Москва", в котором выступали российские политики, а также т.н. обычные телезрители, чтобы понять, что это не шутка и не избирательный трюк. Представители российской стороны весьма серьезно размышляли о пересмотре границ с Украиной, чтобы легкомысленно относиться к этому факту.

В период "перестройки" говорили, что российская демократия заканчивается на Хуторе Михайловском, где начинается граница с Украиной. С современной перспективы это выглядит преувеличением, но не очень большим.

Доказательство этого – визит одного из лидеров демократического Союза правых сил в Киев в преддверие парламентских выборов в России. Своим избирателям этот политик стремился показать, что идея преобразования России в либеральную империю имеет реальные основания. Примером должен был бы стать и проект приобретения Россией практически всей энергетической системы Украины.

Данная трансакция оказалась мыльным пузырем, и замысел этот не убедил избирателей. Вместо либеральной империи и мест в парламенте российские демократы имеют теперь блок "Родина", не ставящий прилагательных перед словом "империя". Результаты выборов доказали, что для многих россиян слово "империя" является синонимом отчизны, а либеральные политики малоубедительны в роли ее собирателей.

С российскими демократическими группами нас связывают соглашения о сотрудничестве, среди их лидеров есть политики, которых я могу назвать своими друзьями. Мы желаем им успеха. Я пишу это с перспективы человека, который родился и вырос на востоке Украины, за 40 км от границы с Россией. Российские культура и история близки и понятны мне.

Развитие контактов и сотрудничество с российскими партнерами я всегда считал одной из гарантий наших национальных интересов. Когда был премьером, торговый обмен между нашими государствами вырос на 25%.

В октябре прошлого года, во время парламентских дебатов на тему украино-российских отношений, я сформулировал пять принципов их развития.

Во-первых, нет альтернативы для принципа добрососедства в отношениях между нашими государствами.

Во-вторых, обязательным условием является взаимное уважение государственного суверенитета и территориальной целостности.
В наших отношениях не может быть ни младшего, ни старшего брата.

В-третьих, надлежит строить экономическое сотрудничество, вместо политических проектов разных "пространств" следует создать зону свободной торговли.

В-четвертых, недопустимо давление и шантаж.

В-пятых, самое важное – люди, потому приоритет надо поставить прежде всего на решение общественных и гуманитарных проблем.

Сегодня судьба российского государства и демократии покоится на плечах одного человека – президента Владимира Путина, которому россияне с большим доверием вручили свою судьбу. От президента Путина зависит также направление развития украино-российских отношений.

Стремлюсь выразить надежду, что президент и его окружение, равно как и мы, знают, что для успешного развития России и ее позиции в мире важно укрепление украинской независимости. Стабильная, демократическая и доброжелательная к России Украина дает гарантии, что в нашем регионе не повторится имперское и тоталитарное прошлое, которое принесло нашим нардам – и не только им – страдания и смерть людей и цивилизационный упадок.

Киев – Варшава

Украинский путь к евроатлантической интеграции тяжело себе представить без развития добрососедских отношений с Польшей.

Мы сознаем огромную роль, которую в наших отношениях играет политическое мышление польской и украинской эмиграции, наилучшим проявлением которой были публицистика и издания парижской "Культуры" Ежи Гедройця.

Мы не забываем послания, направленного к народам Центрально-Восточной Европы I съездом "Солидарности", управляемой Лехом Валенсой, а также деятельности польской демократической оппозиции с памятными словами Яцека Куроня, что "без независимой Польши нет независимой Украины, а без независимой Украины нет независимой Польши".

В историю Украины вошли слова Адама Михника, который в сентябре 1989 г. на учредительный съезд НРУ привез послание от "Солидарности", от всей новой Польши к свободной и демократической Украине. Символической победой этого периода было признание независимости Украины Польшей – первым государством в мире.

Наши отношения и партнерство – стратегические. Под этим понятием мы понимаем особые отношения Киева и Варшавы и согласованность направлений заграничной политики. С благодарностью мы принимаем поддержку, которую неизменно предоставляет нам Польша в деле европейской интеграции.

Я стремлюсь подчеркнуть активную роль и настоящую приязнь, которой одаривает нашу страну президент Александр Квасневский. Голос Польши и ее президента звучал даже тогда, когда возникли сомнения в реальности наших европейских стремлений. Мы ценим внедрение Польшей бесплатных виз для граждан Украины. С удовлетворением восприняли решения нашего правительства о сооружении польского отрезка трубопровода "Одесса – Броды – Плоцк" и его использовании для транспортирования каспийской нефти.

Во время декабрьской конференции по вопросам европейских перспектив Украины я внимательно выслушал выступление бывшего премьера Тадеуша Мазовецкого. Он обеспокоенно указывал на опасность деления ЕС на две группы государств, которые должны появиться вследствие неудачи саммита ЕС в Брюсселе.

Мы также обеспокоенно размышляем о риске деления Европы на две группы государств – первой и второй скорости. Мы опасаемся того, что такая Европа загорится сама по себе.

Европейские лидеры могут, в конце концов, потерять интерес к проблемам интеграции моей Отчизны. Европа двух скоростей может перестать быть образцом солидарности государств с разной степенью экономического развития. Может появиться соблазн говорить языком деления мира на зоны интересов нескольких сверхдержав.

Поэтому мы также заинтересованы в сохранении единой сильной Европы, открытой для других, которая бы заняла надлежащее место в мировой политике. В такой Европе Польша должна занимать место, которое отвечает ее огромному потенциалу. Я убежден, что интегральным элементом такой позиции будет польско-украинское сотрудничество и стратегическое партнерство.

Мартин Лютер Кинг начал свое известное выступление словами: I had a dream ("У меня была мечта"). Я хотел бы повторить эти слова и сказать: "Я вижу в мечтах, что украинский народ, в конце концов, будет жить в благосостоянии и счастье, что власть будет служить людям, а не заботится исключительно о собственных интересах, что Украина станет членом сильной, объединенной Европы, что ее связывают с Польшей приятельские и партнерские отношения, что никто не угрожает украинской независимости и территориальной целостности".

История учит, что все рождается из таких мечтаний. Отчаянным скептикам они кажутся утопией. Я глубоко верю, что благодаря усилиям нашего поколения украинская мечта воплотится. Я искренне убежден, что в этот решающий для ее осуществления момент мы достигнем согласия и поддержки со стороны наших польских друзей.

Виктор Ющенко – народный депутат, лидер "Нашей Украины".

Gazeta Wyborcza. – 11.02. – 2004

Перевод Андрея Павлишина, "Львовская газета"


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования