Поражение Польши под Ченстоховом

Вторник, 24 февраля 2004, 17:03
Объявленный польскими членами правительства политический проигрыш корпорации "ИСД" в деле покупки польского металлургического комбината "Гута Ченстохова" является публичной и политической поркой Украины и будет иметь, очевидно, серьезные последствия для всех участников этого скандала.

Абсурдность ситуации состоит в том, что официально, по экономическим показателям, украинская компания победила своих конкурентов, но решение было принято по политическим мотивам. И польская сторона позволяет себе, будучи за шаг от вступления в ЕС, заявлять об этом средствам массовой информации. Все это вызовет, как минимум, немалое количество вопросов и не меньшее количество раздумий о судьбе Украины.

Ситуация, в которую попала ИСД и в которую с таким же успехом может попасть в дружественной Польше кто угодно с украинской пропиской, выявила ряд закономерностей и тенденций, характерных для современной политической и экономической жизни – и не только Украины, а и Восточной Европы в целом.

Прежде всего – это проблемы экономического соседства и соперничества в регионе, а также проблема стратегического партнерства и того, что каждая сторона вкладывает в слова "стратегическое партнерство".

Но для начала – короткая предыстория проблемы.

Индустриальный союз Донбасса в конце июня прошлого года решил принять участие в объявленном Министерством государственного имущества Польши конкурсе по продаже активов "Гуты Ченстохова". Об этом немало писалось как в украинской, так и польской печати. При этом уже летом минувшего года перспективы украинской компании польские эксперты оценивали как существенные.

Как результат – после трех этапов конкурса, 9 января 2004 года, Министерство государственного имущества объявило, что основная борьба развернется между двумя основными претендентами – корпорацией ИСД и международной группой LNM (еще два участника конкурса прекратили свое участие).

Группа LNM имеет прописку в Индии, но в последнее время довольно активно действует на мировых рынках. Скажем, под контролем LNM находится Карагандинский меткомбинат в Казахстане и т.п. Тендерная комиссия обратилась и к ИСД, и к LNM с предложением подать соответствующие оферты.

Сначала источники из тендерной комиссии, а также руководство металлургического предприятия "Гута Ченстохова" в беседах с представителями ИСД сообщили, что предложения ИСД по развитию предприятия гораздо более привлекательны, чем у индийской стороны. 5 февраля 2004 года стало известно, что тендерная комиссия единогласно проголосовала за признание победы за ИСД.

В процессе официальных переговоров ИСД было заявлено, что до 13 февраля должны быть объявлены результаты конкурса, утвержденные Министерством государственного имущества. С этого времени и начали происходить непонятные вещи для всех, кто принимал участие и следил за конкурсом.

9 февраля в польские СМИ проникает информация о том, что компания LNM направила в Министерство государственного имущества вне рамок конкурса (то есть, после представления последнего предложения) исправленную оферту. Это свидетельствует о возможности утечки информации о содержании оферты ИСД, а также о нарушении правил тендера в пользу одного из претендентов.

В начале злого 2004 года заместитель Министра государственного имущества Польши Анджей Шараварский, отвечая на вопрос журналистов относительно затягивания принятия решения по "Гуте Ченстохова", заявил о том, что принятие данного решения перешло на уровень премьер-министра и президента Республики Польша.

То есть, вопрос продажи "Гуты" перешел из экономической в политическую плоскость. Хотя – что удивительно – во время визита Леонида Кучмы в Польшу в феврале 2004 года Александр Квасневский, по одной информации, этот вопрос старательно обходил стороной, а по другой – поздравил Украину с тем, что вопрос про наибольшую украинскую инвестицию в экономику Польши решен...

В конце концов, 20 февраля 2004 года, в 22 часа 30 минут (обратите внимание на время) ПАП распространил заявление министра государственного имущества Збигнева Каневского, в соответствии с которым победителем конкурса по продаже активов "Гуты Ченстохова" была признана LNM.

Это решение было неожиданностью практически для всех, кто наблюдал за ходом конкурса. Возможно, наибольшей неожиданностью это стало не только для ИСД, а и для представителей польских СМИ, которые откровенно говорили про "неуклюжую ошибку" и про то, что "быть такого не может, так как для этого нет никаких оснований".

На следующий день Анжей Шараварский, общаясь с журналистами, очень своеобразно объяснил решение министерства: "Мы хотим иметь дело с игроками высшей лиги, а не со случайными инвесторами".

Это заявление вызвало и удивление, и негодование. Удивление потому, что индийцам безосновательно и вопреки выводам тендерной комиссии отдалили комбинат (оборот ИСД составляет десятки миллиардов долларов, и случайными их инвестиции никак не назовешь). Негодование, так как честные и прозрачные условия тендера были заменены политическими и волюнтаристскими решениями в пользу компании с известной сомнительной репутацией.

Таким образом, Украина потерпела поражение в своем старании пробиться на европейские (точнее – восточноевропейские) рынки. Что же имеем в результате?

Результат, к сожалению, неутешительный. Нанесен удар не только по одной украинской фирме – удар пришелся по Украине в целом. Точнее, по ее проевропейскому курсу, по политике, направленной на интеграцию в Европу.

Приверженцы политического сближения с Россией получили в свои руки дополнительные козыри. Замечания скептиков – мол, в Европе никто нас не ждет – получили свое дополнительное подтверждение. Украинский капитал решил пойти в Европу – перед ним поставили барьер и, что называется, "кинули".

Вдвойне досадно и то, что это произошло именно теперь, в год, который в Украине объявлен Годом Польши. Наши президенты могут немало говорить о сближении двух государств и двух братских народов, о стратегическом партнерстве и желании совместно двигаться в Европу, но в то же время есть реальное состояние сотрудничества в экономической сфере. "Ченстохова-2004" один в один повторяет "Тузлу-2003".

Волюнтаристское и экономически ничем не обоснованное решение польского правительства ставит под удар дальнейшее развитие сотрудничества между двумя странами. Конечно, едва ли дойдет до "холодной войны", но немалое количество украинских бизнесменов (в особенности представителей большого бизнеса) отныне хорошенько подумают, прежде чем приходить со своими деньгами, капиталами, предложениями на территорию Польши.

В бизнесе важно не только само вложение денег. Важно также, чтобы капиталы были защищены, а условия игры на рынке были прозрачными. Польша продемонстрировала пример непрозрачности экономических схем. Досадно, но при таком режиме "сотрудничества" даже нефтепровод "Одесса – Броды" (вернее, ветвь в направлении на Гданск) рискует остаться долгостроем. Если Украина не проглотит то, что с ней сотворила Польша.

Ситуация вокруг "Гуты Ченстохова" лишила Польшу права делать замечания Украине по поводу недемократичности режима или непрозрачности политических и экономических процессов в нашем государстве.

Если раньше Польша могла себе разрешить слегка пригрозить пальчиком – от лица Европы – в сторону Украины, а Александр Квасневский мог ставить в пример Леониду Кучме свое государство, то теперь Украина в праве упрекнуть Польшу словами героя известного анекдота: "И эти люди запрещают мне ковырять в носу!" Леонид Кучма получил возможность на любые упреки со стороны Польши отвечать в стиле: "Сам такой!"

Теперь вряд ли упреки польской стороны относительно исторической несправедливости и обвинения украинцев в волынской резне 1943 года или в акциях дивизии СС "Галичина" на польской территории будут иметь резонанс. История историей, а современность – современностью. Будет ли иметь польская сторона моральное право обвинять украинцев в том, что на кладбище "Орлят" в Львове установлены "не те" надписи?

Будет иметь ли моральное право Польша говорить о несоблюдении Украиной принципов исторической справедливости? Ведь теперь между нами встает не история, а более актуальные проблемы – проблемы современного и будущего сосуществования. И эти проблемы – не украинская инициатива, и тем более – хочется верить – не украинская судьба.

...Каждое поражение – это не повод для плача, а повод для усвоения уроков. Каковы же уроки Ченстохова для украинской политической и бизнес элиты?

Первое. Ни в коем случае нельзя опускать руки и сетовать на нечестную игру неприятеля. Западный вектор деятельности – в первую очередь бизнес-деятельности – нельзя сворачивать. Первый шаг ребенка, как правило, заканчивается падением. Но это не повод для того, чтобы потом всю жизнь не ходить. Так же и с украинским бизнесом.

Второе. Запад не сводится лишь к Польше. И потому целиком естественно развивать отношения с другими государствами региона – с Чехией, Хорватией, Венгрией, Словакией, Румынией, и т.п. Тем более, что тот же ИСД имеет положительный опыт сотрудничества, скажем, с Венгрией, где в прошлом году также приобрел металлургический комбинат.

Просто у нас сложился стереотип Польши как ближайшего потенциального партнера Украины, и именно на развитие сотрудничества с Польшей были брошены немалые силы. Что поделаешь: должны дать себе отчет в том, что, наверно, стереотип оказался ошибочным. Полякам хорошо известна старая галичская поговорка: " Любімося, як брати, рахуймося, як жиди". Очевидно, отныне именно по этому принципу Украине следует развивать отношения с Польшей. И при этом – никаких авансов! Никаких поблажек! Польша должна быть поставлена в равные условия с другими странами.

Третье. Украина должна продемонстрировать слаженность действий на внешнеполитическом отрезке. Внутри Украины может быть конкуренция и даже неприязнь между ИСД и, скажем, "риватом" или бизнес-средой СДПУ (О). На внешнем фронте нужно помнить о лозунге "Наших бьют" и выступать совместно, едиными рядами, помня, что сегодня поражение получил ИСД, а завтра – кто-то другой.

Более того – вопрос защиты прав и интересов украинского большого бизнеса за границей может стать вопросом, который должен получить поддержку на общегосударственном уровне. Поэтому Леонид Кучма должен обязательно вмешаться в ситуацию и обязательно сказать свое слово. И Ющенко, и Янукович, и все остальные, кто претендует на должность первых лиц государства, – также. В первую очередь. Если они промолчат сегодня – их спросят завтра.

Четвертое. Украина должна информировать о ситуации наиболее широкие круги общественности, в первую очередь Европейский Союз. Дело "Ченстоховы" должно быть изложено в специальном меморандуме, который необходимо распространить в Брюсселе и среди государств-участников ЕС.

По крайней мере, непрозрачность и недемократичность польского правительства в подходе к экономическим вопросам должны стать предметом рассмотрения в европейском сообществе. Польша, кажется, сама продемонстрировала, кто ей ближе и милее сердцу – европейцы-украинцы или азиаты-индусы.

Поражение под Ченстоховом продемонстрировало: Украина входит в новую фазу развития, и перед Украиной стоят новые задачи. Закончился период мечтательного созерцания Запада и надежд на то, что "заграница нам поможет".

Закончился период авансов и геополитических игрушек – с Украиной уже никто не будет толерантен, и не будет оказывать содействие ей только потому, что у нее выгодное геополитическое положение и неплохие перспективы. Теперь Украина оказалась один на один с прагматическим и жестоким миром. И этому миру Украина должна противопоставить собственные зубы и собственные когти.

На европейские (да и азиатские, африканские, американские) рынки нельзя идти, надев розовые очки. В лучшем случае следует запасаться оптическими прицелами и приборами ночного видения. Бизнес мирового уровня – это постоянная война со своими законами, со своими битвами, со своими разведчиками и десантниками, со своими поражениями и победами. И со своими правилами.

Время детства Украины прошло. Начинается период зрелости. Период поиска своего места под солнцем. Для молодого организма поражение является или поводом для изготовления комплекса неполноценности, или тем элементом, на основе которого воспитываются опыт, мудрость, сила воли, желание реванша.

Хочется верить, что Украину ждет именно второй вариант, и после того, что произошло с ИСД под Ченстоховом, мы должны взять реванш. Так как в Европу нужно двигаться не в роли просителей и бедных родственников, а ставя перед фактом и громко заявляя свои претензии и намерения. И воплощая эти намерения.

Так как мы – независимы.


Автор: Константин Бондаренко, политолог

Читайте также:

"Гута Ченстохова" не достанется "донецким". Им предпочли индусов

Huta Czestochowa не досталась "донецким" из-за взятки или из-за политики?

"ИСД" победил в Польше, но мешают взятки от индусо-бритацев?

Донецкие "очаровывают" поляков


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования