"Антиющенко-2" и "Антиющенко-3" как дополнение к реформе

Понедельник, 22 марта 2004, 13:43
До возможного принятия в окончательной редакции конституционных изменений осталось каких-то три дня. Но ни полного текста проекта, который будет выноситься на голосование, ни порядка его принятия не знает не то что большинство граждан, а даже большинство депутатов парламента.

Никто толком не понимает и причин неистовой погони за окончательным результатом, который почему-то должен быть получен именно в марте. Но эта погоня реальна, потому что Литвин отказался от визита в Китай – наверное, давно спланированного. Все-таки не ближний свет...

Объяснения Гавриша относительно вероятного давления международных организаций не выдерживают критики: еще никогда международные организации не мешали нашим политикам принять какое-то решение, да и механизма прямого влияния у них, конечно, нет.

Наконец, они уже практически все сказали, и если это не повлияло, то что нового могут успеть сказать на протяжении ближайших месяцев – представить себе тяжело.

Разве что господин Гавриш остерегается апрельской сессии ПАСЕ, на которой украинский вопрос может снова появиться – в случае повторения событий 24 декабря.

Но если от Страсбурга ожидается, по мнению Гавриша, отрицательная и даже очень отрицательная реакция на конституционную реформу, то поспешно завершить реформу до сессии ПАСЕ означает лишь одно: пусть бы уже эта отрицательная реакция была последней и необратимой, а нас, в конце концов, "вычистили" оттуда, развязав руки для проведения выборов.

Похоже, и волокита с приглашениями для наблюдателей, в частности, из ОБСЕ, со стороны исполнительной власти рассчитана на это же. После принятия изменений в Конституцию они сами "отвянут" от нас и оставят Украину, как Белоруссию, один на один с Москвой решать свои политические проблемы.

Еще одно объяснение поспешности под авторством Гапочки, которое больше смешит, чем настораживает: акции протеста. Мол, когда будет тепло, то народ просто" ломанется" к ВР защищать ныне действующую Конституцию.

С одной стороны – вряд ли народ так уж и "ломанется". Последние размышления на эту тему в СМИ, а также отсутствие намеков на организацию соответствующих процессов не говорят о какой-либо "угрозе". С другой стороны, вот уже кто чихал на народ, так это депутаты ВР, которые не боятся его ни в своих одномандатных округах, ни на Крещатике.

Итак, должны быть какие-то другие причины.

Украина без Кучмы уже в апреле?

Одну из них якобы назвал в свое время Мороз: возможная самоотставка Кучмы в апреле и объявление досрочных выборов президента, которые, по расчетам Мороза, в этом случае попадут на разгар пляжного сезона в августе и позволят власти максимально фальсифицировать выборы из-за отсутствия реальных избирателей.

Если, рассматривая эту версию, отбросить недоверие (следовало бы выразиться крепче, но лучше воздержаться) к способности Кучмы произнести такие слова, как "сложение полномочий", то следует отметить следующее.

Выборы летом – это, собственно, еще один проект "антиющенко". "Антиющенко-2".

Который отрицает или перечеркивает проект "антиющенко-1": просто масштабное уменьшение полномочий президента через реформу. Здесь, кстати, все похоже на правду: даже в ожидании "обесценивания" должности президента "мочилово" Ющенко не затихает нигде...

Но, во-вторых, – тогда все это может означать, что Кучма наконец определился со своим преемником? И сначала именно его он должен был бы провести на должность премьер-министра, а не давать возможности Януковичу получить пусть и весьма иллюзорный, но все-таки иммунитет, а главное – политический вотум доверия от "коалиции".

Ведь в случае быстрой отставки Януковича с должности президентом – неудобно будет тому же самому большинству отдавать свои же голоса совсем другому человеку.

Впрочем – удобно большинству или не удобно – не в этом дело. Дело в том, что, зная о добровольной отставке Кучмы, большинство просто не примет его предложений относительно премьера.

Тогда – выбросив премьера действующего и не назначив нового – Кучма не может идти в отставку: некому исполнять полномочия согласно действующей Конституции. Да и кандидат в президенты из исполняющего обязанности такой, что даже выборы летом могут ему не помочь... Даже если в это время на должности главы АП будет (как когда-то в Кремле Волошин) сам Медведчук.

Итак, учитывая эти обстоятельства, нужно понимать: по сценарию, который описал Мороз, никакого другого преемника, кроме Януковича, у Кучмы нет, и именно ради него он вроде бы готов пойти в преждевременную отставку и провести преждевременные выборы. Слава Януковичу!

И вместе с тем – смерть реформе? А ускорение голосования – это лишь ускорение приближения ее бесславного финала? И этим занимаются, забыв об отдыхе, лидеры "конституционной коалиции"? Из-за этого бьются за пропорциональный закон, раздражают регионы пропорционкой для местных выборов и т.п.?

И для этого сам Янукович выжал из "коалиции" второй срок "неприкосновенности" для должности премьера – тогда как ему светит полная корзина полномочий президента?

Логика здесь сомнительная, но надо вспомнить, что Мороз предлагал предотвратить досрочные выборы, то есть отставку Кучмы, путем отсрочки завершения реформы.

То есть, по его логике, по действующей Конституции Кучма на самоотставку не пойдет.

Почему, собственно? Потому, что не захочет передать преемнику свои полномочия? Но если реформа будет впереди – это не так страшно Кучме, хотя неинтересно преемнику.

Но если "преемник" – Янукович, то ему интересно после реформы остаться на должности главы правительства, а успех летней избирательной кампании, как и досрочная отставка Кучмы, ему ни к чему.

Потому что, если он сам одновременно будет и кандидатом в президенты, и премьером, то, выиграв выборы (предположим, что летняя модель сработает), должен будет выбирать, какую должность занять: премьера с полномочиями или президента без полномочий. Если останется премьером – то это будет означать новые президентские выборы, и снова досрочные...

Так это именно из-за такой схемы Кучма не пойдет, по версии Мороза, на самоотставку в апреле – если реформу сначала отложить, но потом все равно провести?

Что-то здесь не сходится...

Кучма-премьер – при Медведчуке-спикере

А самоотставка Кучмы целесообразна и эффективна только в одном случае, и только для самого "гаранта": это когда он, сложив полномочия президента, получает, в конце концов, право занимать другие должности.

И не ожидая, пока новый президент примет присягу, как записано в Конституции, будет иметь возможность претендовать на должность премьер-министра.

И, конечно, в этом случае реформа уже должна быть проведена, расширенные полномочия переданы премьеру. Но не все: до выборов полномочия самого президента, который добровольно ушел в отставку, должен исполнять... председатель ВР. Именно так записано в проекте изменений в Конституцию.

Остаются еще несколько сугубо технологических моментов. Должна быть тогда уже свободна и должность премьера: это, если "преемником" станет Янукович, состоится лишь после выборов летом, но еще надо будет дождаться инаугурации. Долго. После этого Кучму могут сбросить со счетов.

Таким образом, должность премьера следовало бы освободить сразу после реформы и самоотставки Кучмы. И назначить экс-президента главой правительства еще до выборов, даже преждевременных. Это, конечно же, также не улучшит шансы кандидата от власти, кроме того – обесценит президентский жест самоотставки и организации досрочной кампании.

Снова возникает призрак Ющенко, даже летом.

Компенсировать же всю эту ситуацию мог бы только один человек: спикер, который и исполнял бы полномочия президента до избрания нового, и вместе с тем имел бы все рычаги административного влияния, влияния на силовиков и т.п.

Так, на месте спикера – и.о. президента – в таком случае должен сидеть Медведчук, о котором, излагая версию самоотставки Кучмы, Мороз будто бы совсем забыл...

Но Медведчук просто не успеет попасть в ВР в апреле при любых обстоятельствах: сам Кивалов до сих пор не назначил довыборы в своем округе и планирует их лишь на конец мая – начало июня.

Способен ли спикер Литвин, исполняя обязанности президента, оставить на должности главы своей АП Медведчука, который будет заниматься победой Януковича на досрочных выборах, а в то же время организовать в ВР избрание Кучмы премьером?

Наверное, способен.

Но тогда зачем все-таки спешить с реформой, которая может обеспечить "папе" должность полномочного премьера – левым фракциям?.. Или это они так соблазняют Кучму, чтобы он сделал ошибочный шаг?

Но как быть в этом случае со сроками введения в действие обновленной Конституции? Быть или не быть запланированной четырехмесячной отсрочке? Когда полномочия ветвей власти изменяются лишь в августе...

Но если новая Конституция вступит в силу лишь в августе – то станет ненужной и невозможной самоотставка Кучмы и, соответственно, вариант Кучмы-премьера. В то время, если не будут назначены досрочные выборы, то будут происходить уже выборы очередные, наконец-то назначенные парламентом.

Единственное, что теоретически возможно из вышеизложенного – что Медведчук к тому времени попадет в ВР, бросив "папу" на его должности на произвол судьбы... Что тоже выглядит весьма призрачно.

Вообще, вся эта история с возможной отставкой Кучмы чем-то напоминает историю с устранением в России премьера Касьянова за три недели до переизбрания Путина. Тогда также рассказывали миф о причине этой отставки: мол, если бы выборы Путина сорвались, то он потерял бы полномочия, и они перешли бы к главе правительства...

На самом деле Путину надо было устранить Касьянова только по одной причине: подчеркнуть, что он "новый президент". Хотя не все убеждены, что это нужно было именно Путину, а не кому-то из его нового окружения.

Но в любом случае, бред с угрозой перехода полномочий президента к премьеру в случае срыва выборов построен только на полном игнорировании одной статьи российской Конституции: как и в Украине, да и повсюду в мире, президент слагает свои полномочия лишь перед новым президентом после его инаугурации.

Итак, на самом деле, если одни выборы сорвались – можно проводить новые и снова их срывать, а в это время президент продолжает выполнять свои полномочия...

Кстати, на самом деле именно этот механизм может оказаться в окончательном варианте задействованным в Украине.

Но миф о российской "передряге" произвел впечатление на многих, в том числе и в Украине, где его распространяли СМИ Медведчука.

Вот что-то похожее видим и в истории с "самоотставкой Кучмы": кого-то желают спровоцировать на какие-то действия и подбрасывают мотивацию. На самом деле же достаточно посмотреть в нормы Конституции действующей и той, которую вроде бы скоро примут... Впрочем, последнее сделать очень тяжело. Так как если и примут, то до последней минуты неизвестно, что именно.

300 "золотых акций"

Споры по поводу избирательных законов продолжаются. И даже новый закон о выборах президента, одобренный 411 голосами, Кучма не подписал и не обнародовал.

Хотя мог бы это сделать – чтобы ободрить участников торгов по поводу оперативности введения в действие пропорционального закона для депутатов.

Кстати, как мы и предполагали, ветировал Кучма и изменения в закон о политических партиях относительно членства в партиях сотрудников ГНАУ и регистрации местных парторганизаций. И хотя этот документ обязательным для проведения реформы не был, но симптом очевиден.

Впрочем, важнее другое: за несколько дней до окончательного принятия конституционных изменений парламентская конституционная комиссия, а с ней – и вся Верховная Рада, так и не определились с процедурой: голосовать все изменения одним пакетом или постатейно.

И от этого зависит не только текст будущей Конституции, в которую часть новаций может попасть, а часть – не попасть.

От окончательного варианта "пакета" зависит конфигурация новой будущей "коалиции", в которой – вопреки всем опровержениям – таки будут присутствовать левые. А если не будут – то реформа может не состояться.

По крайней мере, именно так следует рассматривать удивление некоторых наиболее откровенных коммунистов по поводу "иммунитета", который выбил себе Янукович, полагаясь лишь на известную ему норму проекта №4105, что премьер будет слагать полномочия не перед новым президентом, а перед новым парламентом.

Коммунисты удивляются, что в этом случае Янукович смотрит в 2006 год, хотя формирование новой коалиции в ВР, по их мнению, начнется уже сразу после вступления в действие новых положений Конституции, и еще в этом составе парламента.

Что-то подобное рассказывает и социалист Рудьковский в своем последнем интервью в "Киевском телеграфе" – очевидно, имея целью желание успокоить избирателей левой оппозиции, что, мол, не для кланов Януковича-Медведчука-Пинчука делается реформа.

Хотя, очевидно, это спокойствие левых сразу должно взволновать олигархические структуры большинства.

А все это вместе может привести к пересмотру тех изменений в Конституцию, которые будет выносить конституционная комиссия на голосование парламента.

Кто-то, ссылаясь на сохранение прямых выборов президента, захочет отменить норму о сложении полномочий правительства перед ВР.

Кто-то предложит снова сократить права президента слишком часто разгонять парламент. Уже согласились отменить императивный мандат, и тогда уже сам Бог велел отбросить норму переходных положений о пропорционалке...

А еще надо согласовать, когда вступят в силу нормы об изменении полномочий действующего президента и действующего премьера с его коалицией. Ведь записанная норма означает, что одного и того же министра могут назначать/увольнять и тот, и другие. Такая же ерунда с подчинением силовиков: некоторое время они будут разрываться между зависимостью от "красивого" Кучмы и "умной" ВР.

Итак, если все это и многое другое будут согласовывать для "пакетного" голосования в конституционной комиссии – возникнет противостояние между двумя "коалициями": нынешней и потенциальной.

А если таки решат голосовать постатейно, то есть изымать ненужные статьи непосредственно в зале – возникнет еще более интересная ситуация, когда даже один голос какого-либо мажоритарщика сможет поломать всю игру.

Следствием чего станет абсолютно непредсказуемый текст "обновленной" Конституции.

Они нам всем покажут

Известно, что абсолютная власть развращает абсолютно. Но что делает с политиками реальное или предполагаемое владение "золотой акцией" – вообще представить тяжело.

В особенности трудно смотреть, как в глазах такого временного властителя появляется блеск ожидаемого абсолютизма и жажда наслаждения от ожидаемого развращения.

В последнее время в парламенте таких носителей "золотых акций" можно было наблюдать немало. Ни один из них не скрывал, что рассчитывает не договориться с оппонентом, а обмануть его и завладеть абсолютной властью.

Как правило, когда вскоре их ожидания рушились, а "акция" обесценивалась или грубо отбиралась другими – выражение лица превращалось в озлобленную гримасу будущего мстителя. А глаза намекали: ну, придет время, я вам всем покажу.

Они нам покажут на этой неделе или, в крайнем случае, на следующей, но все равно – в марте. Так как март длится еще и до среды 31-го...

А потом нам "все покажет" тот, кто сто раз отказывался баллотироваться. Подпишет или не подпишет он новый закон о выборах президента – отдельная тема. Честно говоря, этот наиболее демократичный закон напоминает подготовку к прошедшей войне.

Но как в новом, так и в старом законе есть норма о том, как сорвать избрание нежелательного кандидата.

Для этого надо не снизить, а именно повысить явку граждан на выборы и, устранив всех других кандидатов, просто не дать фавориту набрать 50%+1 голос.

Это можно делать как во втором, так и первом туре. Выборы объявляются не состоявшимися, и назначаются повторные. Тем временем президент остается на своей должности. И так можно делать несколько раз. А уже потом менять технологию...

Ныне, если послушать политологов и почитать социологию с толкованиями стремления граждан к стабильности, падения доверия к оппозиции и т.п. – все похоже на подготовку к сценарию "антиющенко – 3". Он же – Кучма-3. Особенно уместно, как говорят политтехнологи, перевод Ющенко в нишу "преемника" Кучмы и тому подобное. Но это уже другая история...


Читайте также другие материалы Ирины Погореловой в "Украинской правде":

Всю власть – конституционному суду?!

Приключения пропорционалки

Кучма рано хоронит КГБ

Последняя фаза реформы. Самоуничтожение

"Конституционный договор" – 2

Одно неосторожное движение – и ты папа "Кучмы-3"




powered by lun.ua