Там, где два украинца – там три... джентльмена

Понедельник, 29 марта 2004, 00:00
Все дальше от 300

После принятия парламентом 25 марта сугубо пропорционального избирательного закона осталось дождаться подписи президента Кучмы и опубликования текста закона в официальных СМИ – и путь к окончательному голосованию по проекту №4105 открыт.

Это вытекает не только из известного конституционного соглашения, но и со слов лидера КПУ Симоненко в кулуарах ВР на границе 25 и 26 марта, когда он давал заспанным и обозленным журналистам свое итоговое интервью.

Действительно, ждать принятия аналогичного, то есть пропорционального закона о выборах в местные советы, а тем более – его подписания Кучмой, коммунисты никогда не обещали и ни от кого не требовали. Это – дополнительное требование социалистов, которые на фоне разочарования мажоритарщиков в темпах и перспективаах конституционной реформы собственные 20 штыков считают все более и более весомыми для завершения реформы.

Правда, само голосование за пропорциональный закон поставило под вопрос необходимость для реформы даже всех без исключения 20 социалистов и 59 коммунистов. Ведь вместе с ними пропорционалка набрала лишь 255 голосов "за" – наименьшую из всех "контрольных цифр" накануне ожидаемого получения не менее 300 голосов.

Жалобы от 10 до 20 депутатов из разных фракций на то, что якобы электронная система "Рада "загадочным" образом не воспринимает их карточки, также не обнадеживают: даже если учесть этих жалобщиков – 275 все равно не составляют 300...

Итак, очередной тайм-аут, взятый депутатами вместо последнего штурма реформы, вызван не так регламентом, то есть свободными от пленарных заседаний днями для подготовки ко второму чтению местного избирательного законодательства, как трудными раздумьями и подсчетами: как вернуть в лагерь приверженцев реформы мажоритарщиков и что пообещать им на постреформенный период.

Досрочные выборы – уже в законе

Надо сказать, что на самом деле одна из неопровержимых приманок для мажоров содержится непосредственно в ... тексте нового пропорционального избирательного закона, а именно – в его заключительных положениях, где сказано, что этот закон вступит в силу лишь 1 октября 2005 года.

Это – срок начала избирательного процесса очередных парламентских выборов марта 2006 года.

То есть уже в законе, а даже не в переходных положениях изменений в Конституцию, заложено, что следующие ОЧЕРЕДНЫЕ парламентские выборы состоятся на пропорциональной основе.

А если "вдруг" до 1 октября 2005 года произойдет роспуск парламента – то ДОСРОЧНЫЕ выборы в Верховную Раду пройдут по нынешней СМЕШАННОЙ системе.

Из некоторых объяснений первого вице-спикера Мартынюка на пресс-конференции, которая предшествовала голосованию по избирательному закону, можно было понять, что эта норма и является успокоительным средством для "мажоров".

Поскольку сначала предполагалось записать, что пропорционалка распространяется сразу и на досрочные парламентские выборы. Но эту запись убрали. Так же, как отсрочили и дату введения закона в действие, которая сначала была – 1 июля 2005-го...

Поэтому мажоритарщиков успокаивают, но совсем не тем, что вводится предохранитель для внеочередных парламентских выборов вообще. Даже наоборот! Сделано все, чтобы внеочередные выборы могли состояться, и именно по смешанной системе.

Поэтому нынешним одномандатным депутатам не следует очень уж переживать о ближайшем будущем, а тем более метаться в поисках места в какой-то политической партии, а надо лишь максимально оказывать содействие тем, кто организует ближайшие досрочные парламентские выборы.

А поскольку, как отмечал еще Конституционный суд, в проекте конституционных изменений отсутствуют нормы, которые бы определяли срок пребывания при власти избранного на внеочередных выборах парламента, то и надеяться можно на все пять (кстати, не четыре, а именно пять) лет каденции, также заложенной для депутатов в проекте №4105.

Что касается повода для досрочных парламентских выборов после реформы, то, как известно, дефицита здесь не ожидается. Первый же пункт статьи, которая позволит президенту разгонять парламент, – это пункт о создании правящей коалиции для назначения правительства.

"Коалиция правительственная" против "коалиции конституционной"

Сейчас почти не существует в ВР депутатов, которые бы не давали себе и журналистам отчета о переформировании большинства после реформы. Хотя пока никто не знает, как именно будет выглядеть это большинство.

Но подозрения, что очень кулуарно, но все же ведутся переговоры Банковой с левыми об изменении коалиции, высказал даже несколько обиженный этой чрезмерной кулуарностью координатор большинства Гавриш. Больше того, он считал бы ошибкой, если бы такие переговоры не происходили.

Тяжело определить, именно ли переговорами с Банковой следует объяснять эпизод с изменением регламентных норм, которые провел накануне голосования по избирательному закону спикер Литвин, но левые – коммунисты и социалисты – принимали в этом самое активное участие.

А вот большевиков, причем вместе с их вождями, они оставили в дураках. Это произошло очень интересным образом.

После знаменитой ссоры Литвина с Гавришем о темпах проведения реформы – именно левые фракции провалили голосование постановления, целью которого было установление жесткого графика голосований: 24 марта, среда – закон о парламентских приставах, 25 марта, четверг – закон о выборах на пропорциональной основе, 26, пятница – закон о выборах местных советов, также на пропорциональной основе, потом – 29-31 марта, с понедельника по среду на будущей неделе – еще один пленарный "забег", финалом которого должно было стать принятие изменений в Конституцию в окончательной редакции.

Так вот, в среду это постановление в повестку дня таки включили, а вот провести – не смогли: не проголосовали коммунисты и социалисты. Вместе с тем после двух-трех устных предложений о принятии изменений в регламент, которыми бы восстанавливалось ежедневное голосование законов сразу после их рассмотрения, Литвин – также устно перечислив статьи и пункты регламента, которые изымались – провел эти новые изменения почти 400 голосами.

Потом журналисты, которые прочитали регламент, поздравляли его с удачной "бархатной реформацией", которая не только ставит большинство в неудобное положение обычных депутатов, которые должны каждый пленарный день сидеть на своих рабочих местах и давить на кнопки, но и с другими личными победами.

В частности, спикер снова защищен старыми регламентными нормами от легкого устранения с должности, причем это касается не только спикера, но и его заместителей.

Причем количество депутатов, от которых теперь зависит стабильность президиума – не 226, что отвечает нынешней "правящей коалиции", а 300. Эта цифра также отвечает определенной настоящей реальности – "конституционной коалиции", в которую входят коммунисты с социалистами, или, по крайней мере, одни коммунисты...

Это к тому, что, не посоветовавшись с ними, изменить конфигурацию большинства в будущем, после реформы – будет невозможно. А как можно посоветоваться с левыми, не предоставив им соответствующие привилегии?

По крайней мере, как кажется, именно для этого, а не только ради временного союза с Литвином, пошли они на подрыв плана Медведчука-Гавриша об изменении регламента вместе с очередной отсрочкой финала реформы.

На самом деле, левые таким образом лишь объяснили и самому Литвину, и Банковой также свой вес, и дали всем время на размышления относительно переговоров о будущей конфигурации коалиции.

Действительно, вообразить себе ежедневное голосование большевиков, у которых и до сих пор далеко не всегда хватало голосов, просто невозможно. Спасать их законопроекты в этом случае могут или левые, или правые.

Так происходит и до сих пор по обычным лоббистским вопросам. Но когда дело коснется принципиальных решений, связанных с будущими политическими и экономическими сдвигами, - эти голосования будут зависеть уже от более концептуальных договоренностей. Исходя из того, что уже состоялось на уровне конституционной реформы: свои условия пытаются диктовать именно левые.

Вместе с тем этим демаршем, который вышел далеко за границы "конституционного соглашения", левые сами же побудят своих "партнеров" из президентской команды в дальнейшем искать меньшей зависимости от временных попутчиков. И от таких членов команды, как Литвин – тоже.

В сущности говоря, роспуск парламента и досрочные парламентские выборы – один из наиболее искушающих способов для настоящей власти коренным образом "переформировать коалицию", усилить ее управляемую составную.

Сделать это на смешанной избирательной основе за счет мажоритарщиков будет легче в случае, если все время до следующих внеочередных парламентских выборов продолжать компрометировать партийные структуры этих самых левых.

А этот процесс и сам происходит довольно активно благодаря сотрудничеству коммунистов и социалистов с большевиками.

Кучма, пропорционалка и олигархи

Хотя, конечно, наибольший удар может нанести по временным и ненужным в будущем союзникам власти вето Кучмы на пропорциональный закон.

Что, кстати, не обязательно разрушит перспективу реформы. Так как, отказываясь голосовать за реформу даже без пропорционалки, левые сразу же признают, что занимались ерундой сознательно. А им надо доказывать, что если реформа и срывается, то не по их вине.

Пропорциональный закон как предпосылка? Так какая ж это, на самом деле, предпосылка, если речь идет о вступлении закона в силу лишь через полтора года? До 2006-го еще полно времени.

Даже есть удобный аргумент: вот выиграет выборы президента, скажем, Симоненко или Мороз – и сразу подпишут пропорциональный избирательный закон. А что, может, ради оправдания теперь уже участия в президентской кампании лидеров левых вето Кучмы будет очень удобным... Сам же он никому никогда подписать этот закон не обещал...

А потом – разве такой же "предпосылкой", скажем, для социалистов не было подтверждение Конституционным судом легитимности предварительного одобрения реформы от 24 декабря? Ныне эта предпосылка отброшена, хотя и не выполнена. Так почему же это не может произойти с пропорционалкой?

Не исключено также, что свои аргументы против партийных выборов еще предоставит Кучме Литвин, во время пребывания которого в АП президент противостоял пропорционалке последовательно и настойчиво. Одним из таких аргументов, кстати, была и остается необходимость получить депутатский мандат вместе с неприкосновенностью самому Кучме, а ни одна политическая партия этого ему не обеспечит.

И, в конце концов, эта его загадочная фраза: "Олигархам не место в парламенте и правительстве"... Если бы эту фразу (а она очень напоминает предвыборный 1999 год) Кучма сразу дополнил утверждением о том, что вместо олигархов в парламенте должны находиться политические партии – тогда все понятно. А так...

А так можно лишь вспомнить последние русские выборы в Думу, на смешанной, кстати, основе, и вообще убедиться, что Кучма просто уже окончательно настраивает будущую свою систему власти на бессмысленный для Украины, но неотвратимый для самого гаранта путинский лад.

Вот в него беспрепятственно вписываются и нынешние "обиженные" мажоритарщики, и те же самые олигархи (а вы докажите, что у них есть свой официальный бизнес!), и любая "третья сила", которую могут слепить разве что известные своими проигрышами в самой России политтехнологи.

Все это, возможно, не отвечает достигнутым по поводу реформы соглашениям олигархов с левыми и Кучмы с олигархами. А возможно, не отвечает и обещанию гаранта не баллотироваться на "Кучму-3". Ну и что?

Фальсифицировать или провоцировать

Впрочем, дальнейшая проверка "джентльменских соглашений" еще впереди, а подготовка к последнему ключевому голосованию уже превращается в фарс другим образом.

Так, загадочное поведение системы "Рада", почему-то выявленное регламентным комитетом, хотя никаких безобразий со стороны оппозиции в отношении парламентской электроники уже давно не наблюдается, стало поводом для Гавриша предложить голосование за конституционные изменения в знаменитейшем режиме бюллетеней.

Бедная "Рада" здесь, разумеется, ни при чем. Просто у ответственных за реформу так очевидно не хватает голосов, что они ищут повод скрыть их отсутствие любым образом.

Правда, теперь уже не все способы проходят. В частности, сначала ожидалось, что повод для очередного нестандартного голосования подаст снова сама оппозиция, еще во время принятия пропорционалки заблокировав трибуну.

Надежды на БЮТ, кстати, почти оправдались, и Тимошенко даже заявила, что готова делать все, лишь бы действия большинства и в дальнейшем оставались абсолютно нелегитимными в отношении реформы, так как тогда можно будет легко отменить последствия таких голосований.

Но в "Нашей Украине" решили не рисковать, тем более, что доказательств нелегитимности действий власти и так уже достаточно. Итак, были прекращены даже наименьшие попытки поддаться на провокации в парламентском зале. Это уже на второй день, когда никаких решений не принимали, небольшой "цирк" для телекамер был разыгран дуэтом Кармазин ("НУ") – Соломатин (КПУ).

Но сдержанность "нашеукраинцев" оказалась очень правильной, так как именно в тот день, когда они отказались подыгрывать большевикам в создании очередного парламентского кризиса, состоялись известные уже тревожные события в Крыму.

И можно себе лишь вообразить, как выглядели бы кадры парламентской потасовки рядом с кадрами "межнациональных разборок" с участием крымских татар. Наверное, именно для этого момента, который получил значительный резонанс в Киеве, и направил Кучма немедленно в Крым ведущих силовиков. А не все они туда добрались, откомандировав заместителей, лишь потому, что события в Киеве, в ВР, фактически дали "отбой"... Лишь из-за этого, похоже, не был задействован и указ о прямом президентском правлении.

Но теперь уже можно быть уверенными в том, что сценаристы глобального кризиса будут неотступно искать новые пути для достижения цели, которая состоит не в реформе Конституции, а в создании повода для силового решения проблемы украинских президентских выборов.

А конституционная реформа, как теперь уже абсолютно понятно, является лишь одним из орудий этой дестабилизации. В частности, такая ее "предпосылка", как пропорциональный закон для местных советов...

Взять хотя бы тот же Крым. Вернуть полуостров под власть Грача, убрав его вновь с дороги Симоненко – это, конечно, очень интересная идея. Но что тогда произойдет на самом полуострове, как не поединок между коммунистами и крымскими татарами, если найти повод и для этих досрочных выборов путем создания искусственного кризиса ВРК и тамошнего правительства?

Впрочем, вернемся в Киев. Попытка провести голосование по реформе нелегитимным образом, при котором можно было бы припрятать количество представленных голосов, теперь также зависит от Литвина.

Если он согласится на определенных условиях своей личной подписью скрепить эту фальсификацию – а его подпись после известного "отказательного" решения КС является вообще единственным, что нужно от парламента, – то браться за это дело можно. Если нет – то нет.

Далее, теперь знаменитая "золотая акция" находится только в одних руках, и проблема Кучмы – как именно ее разменять. Одной стабильности Литвина в кресле спикера до ближайших парламентских выборов – наверное, недостаточно. А чего еще он будет требовать – можно лишь догадываться.

Но, скажем, назначение в Конституционный суд госпожи Станик можно рассматривать как возвращение команды, которая работала во времена заседания Литвина на должности, которую сейчас занимает Медведчук.

Кстати, не в эту ли команду надо также зачислить мужа госпожи Станик Долганова, и не ждет ли его какая-то важная для будущих выборов должность в руководстве СМИ, которая как-нибудь изменит "темниковый" стиль кучмистской "четвертой власти", вернув ей, так сказать, "индивидуальное" звучание? Или наоборот, возродит хоть какую-никакую "полифонию" в "мочилове" оппозиции...

Ой, мы здесь совсем забыли о "едином кандидате от власти". А, между прочим, напрасно. Сроки его выдвижения "коалицией" откладываются. По крайней мере, до того момента, как Кучма подпишет, в конце концов (или не подпишет), новый закон о выборах президента, а затем – установит временную границу в 120 или оставит в 180 дней.

Вместе с тем с кандидатурой все снова "усложняется": Кучма уже кричит о недовольстве энергетическим блоком правительства и обещает с треском выгнать вице-премьера Клюева. Это – предупреждение не просто Януковичу, а коалиции в целом, которая даже не может согласовать кандидатуру нового министра по ТЭК.

Впрочем, дела энергетические – это лишь повод, а причина – в плохом поведении "регионалов", которые пытались разыграть свою собственную игру с "НУ" в избирательном законе и были даже на грани успеха с региональными списками.

Вот на этом довольно прозрачном фоне и следует смотреть на перспективы действующей "коалиции", главы правительства и реформы. Перспективы, в особенности относительно готовности гаранта, в конце концов, полностью отречься от прямого влияния на формирование исполнительной власти, очень сомнительны.

О готовности Кучмы отречься от самой власти, очевидно, совсем не речь не идет.

Вместе с тем шаткость всяческих коалиций лишь стимулирует Кучму к возвращению в русло его обычной политики сильной президентской власти, за которую в последнее время активно агитирует и вся правая оппозиция.

А эти обстоятельства теперь повлияют лишь на одно – окончательный текст конституционных изменений, который будет согласован (или не согласован) на конституционной комиссии, но который будет предложено принять или фальсифицировать под подпись Литвина.

И если вдруг в этом тексте останутся совсем не те статьи, на которые рассчитывали левые, и даже сохранится норма об избрании президента парламентом – не надо удивляться или даже лезть на трибуну и устраивать потасовку. Надо просто вспомнить о соглашениях джентльменов и о наличии таковых в украинском политикуме.



Читайте также другие материалы Ирины Погореловой в "Украинской правде":

"Антиющенко-2" и "Антиющенко-3" как добавление к реформе

Всю власть – конституционному суду?!

Приключения пропорционалки

Кучма рано хоронит КГБ

Последняя фаза реформы. Самоуничтожение

"Конституционное соглашение" – 2

Одно неосторожное движение – и ты отец "Кучмы-3"

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования