Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Проблемы голосования украинцев за границей: мифологический справочник

Четверг, 15 июля 2004, 19:24
С начала предвыборной кампании СМИ уделяют все больше внимания гарантиям осуществления гражданами Украины своего активного избирательного права.

Отдельного освещения заслуживает в этом отношении вопрос проведения выборов на пост президента Украины на избирательных участках за границей, по двум причинам: во-первых, из-за свой специфичности, во-вторых – из-за чрезвычайно низкой осведомленности украинской диаспоры о своих правах.

Парадоксально, но только каждый шестнадцатый гражданин Украины, который находится за границей, осведомлен о своем избирательном праве и намерен им воспользоваться. Следовательно, хотелось бы опровергнуть несколько распространенных ошибочных мнений относительно процедуры голосования за границей.

Как известно, закон Украины "О выборах президента", а именно статья 2, положение 6, позволяет принимать участие в голосовании всем тем гражданам Украины, "которые пересекли государственную границу Украины на законных основаниях".

Пересечение государственной границы Украины считается осуществленным на законных основаниях, если оно было сделано в установленном для этого месте (пункте пропуска через государственную границу) при наличии документа, удостоверяющего личность гражданина.

В отличие от распространенного мнения, речь идет только о "пересечении государственной границы Украины", а не о дальнейшем пребывании на территории иностранного государства; следовательно, участие в голосовании могут принимать и так называемые "нелегалы", то есть лица, которые пересекли границу или находятся за границей без соответствующего разрешения (визы, разрешения на пребывание и тому подобное) компетентных органов страны пребывания.

Добавлю, что лично мне абсолютно не верится, что в какой-либо из цивилизованных стран зарубежья выборами воспользуются местные правоохранительные органы для того, чтобы арестовать таких граждан. Это уже неоднократно было доказано в таких странах, как Франция, Италия, Португалия, Чехия и тому подобное: на проведенных там праздниках, культурных мероприятиях и тому подобное, несмотря на массовое присутствие нелегалов не возникало ни одного инцидента.

Тем более, что иностранные государства понимают важность именно этих выборов и осознают, что феномен "заработчан" в их странах вскоре исчезнет, если эти самые заработчане смогут беспрепятственно сделать свой выбор.

Другое ошибочное, но распространенное мнение - о необходимости стоять на консульском учете. На самом деле, существует другая необходимость - быть включенным в избирательные списки на территории соответствующего участка за границей.

В эти списки автоматически попадают все те граждане Украины, которые стоят на консульском учете по состоянию на 10 октября этого года. Но это не значит, что остальные граждане в избирательные списки занесены быть не могут, или что для занесения в списки следует становиться на консульский учет.

Тем гражданам Украины, у которых нет желания становиться на консульский учет, достаточно обратиться в участковую комиссию за границей с обычным заявлением о включении в списки избирателей, в период с 10 по 23 октября (или же до дня выборов включительно, если податель имеет так называемое открепительное удостоверение).

Включение в избирательные списки является полностью бесплатным, а информация, которая в них содержится, не может быть передана иным государственным органам Украины, кроме избирательных комиссий различных уровней.

На самом деле, действительно важной - и пока что не решенной - является проблема документов, подтверждающих гражданство Украины, поскольку для включения в избирательные списки граждан Украины, которые не стоят на консульском учете, нужен заграничный, а не внутренний, паспорт. Особенно важной эта проблема является в странах, въезд в которые осуществляется именно по внутренним паспортам (например, Россия).

Стоит надеяться, что это антиконституционное положение будет в ближайшее время отменено Конституционным судом. Впрочем, теоретически избирательные комиссии за границей могут по собственной инициативе использовать статью 8 Конституции Украины, предусматривающую прямое применение норм Конституции, чтобы устранить соответствующие положения закона "О выборах президента" и принять заявления тех граждан, у которых есть только внутренний паспорт гражданина Украины.

Подытоживая сказанное, хотелось бы отметить: практически, проголосовать за границей смогут все наши соотечественники, которые там находятся. И если они этого не сделают, это будет обусловлено не объективными препятствиями, а их собственным безразличием.

Автор: Василий Гулей, юрист, председатель ОО "Четвертая Волна" во Франции, преподает в парижском университете Сорбонн Нувель

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования