Реверс Одесса-Броды станет постоянным?

Понедельник, 19 июля 2004, 19:45
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings считает, что решение правительства Украины о временном реверсном использовании нефтепровода Одесса- Броды (с севера на юг) для транспортировки российской нефти может стать постоянным, что будет позитивно для российских нефтяных компаний.

Как говорится в пресс-релизе агентства, Fitch с осторожностью подходит к заявлению правительства Украины о том, что использование нефтепровода в реверсном режиме продлится только три года, пока идет строительство дополнительной ветки нефтепровода из города Броды до польского города Плоцк.

"Если это действительно так, то реверс нефтепровода Одесса- Броды является положительным фактором для российских нефтяных компаний, так как они, вероятно, больше не будут сталкиваться с конкуренцией со стороны каспийских нефтяных компаний на южной ветке нефтепровода Дружба", - отмечает агентство.

Агентство отмечает, что согласно плану правительства Украины, одобренному в феврале 2004 года, по направлению из Одессы в Броды предполагалось транспортировать только каспийскую нефть, которая затем планировалось направлять по южной ветке нефтепровода "Дружба" через Словакию и Венгрию, до завершения строительства нефтепровода Броды-Плоцк (Польша).

"Однако положительное влияние реверсного режима ограничено реалиями логистики в турецких проливах. Решение о реверсе и фактическом увеличении транзита через турецкие проливы повлекло за собой опасения со стороны Еврокомиссии о возможной экологической угрозе для Черного моря и пролива Босфор", - говорится в пресс-релизе.

Fitch полагает, что потеря мощности не обязательно является негативным фактором для каспийских нефтяных компаний и вряд ли будет иметь длительное влияние. В определенной степени отсутствие заинтересованности в транспортировке каспийской сырой нефти через Одесса-Броды является одной из причин, по которой нефтепровод не эксплуатировался после завершения его строительства в 2001 г.

Судя по всему, каспийские нефтяные компании проводят адекватное планирование экспортных мощностей. Например, Иран продолжает воплощать свою swap- программу, по которой казахстанская нефть транспортируется в порты Ирана на Каспии для иранских потребителей, а нефть из южных районов Ирана продается на мировых рынках. Казахстан также продвигает планы по увеличению возможностей экспорта в Китай.

Кроме того, указывает агентство, сохраняется неясность по поводу готовности Польши продолжить строительство ветки нефтепровода Броды- Плоцк, учитывая стоимость проекта и невозможности гарантировать поставки нефти с Каспия, которые необходимы для того, чтобы этот проект стал экономически обоснованным и прибыльным.

Недавние пересмотры принятых решений еще сильнее подорвали репутацию украинской стороны, из-за чего планы по созданию совместного предприятия с польской компанией Przyjazn могут остаться неосуществленными. Fitch рассматривает это как еще один положительный фактор для российских нефтяных компаний.

Как сообщалось ранее, ОАО "Укртранснафта" намерена создать с Przedsiebiorstwo Eksploatacji Rurociagow Naftowych "Przyjazn" S.A. (PERN) СП ООО "Международное трубопроводное предприятие "Сарматия", которое займется поиском инвесторов и строительством участка нефтепровода Броды-Плоцк.

В феврале 2004 г. правительство Украины одобрило эксплуатацию нефтепровода Одесса-Броды стоимостью $500 млн., построенного в 2001 г., для транспортировки нефти из Казахстана и Азербайджана на рынки Западной Европы. Однако в этом месяце правительство Украины пересмотрело данное решение и объявило, что сначала по нефтепроводу по маршруту Броды-Одесса будут транспортированы 9 млн. тонн российской сырой нефти.

Интерфакс-Украина




powered by lun.ua