Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Луценко: Никто не уверен в победе Ющенко. Праздничные столы накрывать рано

Пятница, 20 августа 2004, 21:16
В случае победы на президентских выборах любого кандидата, кроме Александра Мороза, к власти в Украине придет новый "Кучма". Таким является чуть ли не самый заметный акцент предвыборной агитационной риторики "группы поддержки" кандидата от СПУ в регионах.

Не стал исключением в этом смысле и тур Мороза по электорально просоциалистической Полтавщине. Уже первые строки выступления однопартийца лидера СПУ Юрия Луценко о "не связанности народного кандидата Мороза с кучмовской сворой" на площади Кирова перед тремя сотнями жителей Лубен засвидетельствовали одно - предвыборные встречи лидера Соцпартии по содержанию и форме организованы по принципу "подальше от преступного режима, поближе к народу".

В ходе предвыборной поездки по Полтавщине Мороз выступил также на местном стадионе в Миргороде и на Сорочинском ярмарке. Охотникам послушать предвыборные обещания кандидата в президенты здесь же раздавались свежие номера газеты защиты интересов крестьян Украины - "Сільські вісті". Кое-кто из журналистов даже получил в подарок сборник стихотворений Мороза "…З відстані".

"Нам нужен не президент экономист или президент хозяйственник, а в первую очередь честный и порядочный человек, как Александр Мороз, который не имеет отношения к нынче действующей власти", - продолжил Луценко.

Добавив при этом, что только честный президент может решить три главных задачи для страны: повысить минимальную зарплату и пенсию, объединить страну, а также создать условия для объективного суда и непредвзятой генпрокуратуры, с тем, чтобы "шесть человек в стране сидели не в телевизорах, а там, где им положено сидеть по закону".

Для большей убедительности в осуществлении подобных угроз на сцене виднелся плакат нарисованного за решеткой олигарха с надписью: "НЕТ! - БАНДИТИЗМУ!!! МЫ - ЗА ЧЕСТНУЮ ВЛАСТЬ!"

Впрочем, убеждать полтавского избирателя в симпатиях к левым партийно-политическим идеям вряд ли приходится. По уровню поддержки Соцпартии Полтавщина занимает лидирующее место среди областей Украины. В первом туре президентских выборов 1999 года за Мороза отдали свои голоса 26% полтавчан, при том что Симоненко получил 21,8%, а Кучма - 19,6%.

На парламентских выборах 2002-го именно на Полтавщине СПУ победила с результатом 22,04%. Тогда как второе место заняла "Наша Украина" - 20,48%, а третье взяла КПУ - 17,68% голосов избирателей.

Кроме Соцпартии, незаурядной популярностью на Полтавщине пользуются анекдоты об украинской власти. Луценко развлек сторонников Мороза басней о том, как Кучма потерялся в полтавском лесу. Фантазируют при этом, что гарант, блуждая, встретил полтавского мальчика и пообещал ему орден, если тот поможет выйти на дорогу.

На что мальчик, посоветовавшись преварительно с отцом, наивно спросил: "А посмертно орден дадите? Потому что отец сказал, что если выведу Кучму из леса, то убьет".

Похоже, мы имеем дело с технологией социалистов. Потому что именно этот анекдот месяц назад Мороз рассказывал жителям Черниговщини.

Судя по вопросам, непрерывно поступавшим к лидеру социалистов, людей больше всего волновала разобщенность оппозиции на выборах, в частности, по линии "СПУ - КПУ" и "СПУ - "Наша Украина".

Правда, заверение Мороза в своем окончательном решении "идти до победного конца", полтавчан, по их же собственным словам, не очень порадовало. По словам местной жительницы, то же самое им обещал во время своего недавнего приезда главный коммунист страны Симоненко, и будет обещать, вероятнее всего, в ходе ожидаемого 21 августа приезда в Лубны Ющенко.

Августовский "наплыв" кандидатов в президенты на Полтавщину связан, очевидно, с открытием знаменитого Сорочинской ярмарки, которая ежегодно собирает чуть ли не миллион людей.

Прояснять настроения в Соцпартии и настоящие мотивы самостоятельной игры социалистов "Украинская правда" попробовала у Юрия Луценко, считающегося центром внутрипартийной оппозиции.

Сегодня в Соцпартии есть место для различных точек зрения. На последнем съезде СПУ относительно выдвижения кандидатом в президенты Александра Мороза многие ожидал противостояния, в частности, с моей стороны. Но я считаю, что, учитывая внешние факторы, единственно правильным вариантом поведения нашей партии является выдвижение Мороза на должность президента.

Говоря о внешних силах, я имею в виду не только власть, против которой мы ведем свою кампанию. Речь идет также и о коллегах в прошлом по оппозиции, которые нарушили ряд договоренностей, не поняв, что внедренная с 2006-го или, по крайней мере, после президентских выборов конституционная реформа могла бы стать ключом для объединения всего левого и правого звена оппозиции.

Но поскольку этого не произошло по их вине, несмотря на подписанный "четверкой" (СПУ, КПУ, БЮТ, "Нашей Украиной") меморандум, мы приняли решение проводить отдельную кампанию кандидата в президенты Мороза.

Для меня лично такая кампания является абсолютно комфортной с точки зрения личных убеждений. Так как агитировать сегодня за кого-то другого у меня чрезвычайно много оговорок. Что же касается Мороза, то на встречах с людьми мне не стыдно смотреть ему в глаза, не стыдно давать обещания и объяснять нашу программу.

В целом же, никакой напряженности в Соцпартии по этому вопросу на данный момент не существует. Тут партия, подчеркиваю, едина, как никогда. Возможно, даже более едина, чем в 1999 году.

Припоминается, еще совсем недавно вы призывали к объединению с оппозицией, в частности, с "Нашей Украиной", и к поддержке единого кандидата от самой большой парламентской фракции. Не кажется ли, что сегодняшняя позиция СПУ - это позиция обиженной стороны, что недопустимо в решающий для нации момент?

Нет, мне так не кажется. Потому что мы выдвинули Мороза не из обиды, и не из-за того, что кто-то нам не дал какой-то должности. Мы, в отличие от других коллег, никогда не вели торги за должности.

Просто речь идет о том, что победной оппозиционной кандидатурой может быть лишь та, которая сможет объединить левых и правых, от коммунистов до руховцев. К тому же, мы чудесно понимаем, что среди сторонников коммунистов найдется много таких, которые будут голосовать во втором туре так же, как в 1994-м: по принципу "лишь бы не националист Кравчук".

Поэтому единственным мостиком к взаимопониманию между левыми, в том числе и коммунистами, и правыми, в том числе и руховцами, была бы конструкция совместной команды, приемлемая для всех.

Нашеукраинцы, к сожалению, не имеют общего языка с коммунистами. Опять же, подписав меморандум о смене системы власти, мы сказали "а", и делаем дальше. Тогда как наши коллеги сказали "а", и, прошу прощения, не надо быть "б".

Они чему-то решили, что это будут игрушки. Но мы последовательно добиваемся этого. Именно политическая реформа, внедренная после президентских выборов, нашла бы каждому свое органическое место.

– Но ведь "Наша Украина" выступала за проведение политической реформы именно после президентских выборов…

–Выступала на словах, но никогда за это не голосовала. Доходило, извиняюсь, до маразма, когда нашеукраинцы держали Мороза на парламентской трибуне по 10-12 часов, чтобы не голосовать за то, чего мы совместно добивались в течение многих лет, – за пропорциональные выборы в Верховную Раду и местные советы.

"Наша Украина", к сожалению, декларирует это, но ничего не хочет сделать. Да, они мотивируют свои действия тем, что, мол, существует опасность внедрения этой реформы до выборов. Но ее не было бы, если бы они были союзниками.

Сегодня Соцпартия – одна маленькая группа в 20 человек – пытается крутить хвост, старается крутить собакой большинства. Если бы оппозиция была единой, ситуация была бы совсем иной.

При политреформе президентом могли бы стать и Ющенко, и Юля, и кто угодно из оппозиции.

Мороз заявлял публично неоднократно, что политическая реформа - цена поддержки другого кандидата от оппозиции, в том числе и Ющенко. Так как тогда это был бы совсем другой риск для государства, и совсем другие амбиции для политических сил. При этом Соцпартия, подчеркиваю, никогда не делила портфели.

Но на этот момент политической реформы, к сожалению, нет. А поэтому мы дальше рискуем человеком, который сегодня может играть в "доброго царя", а завтра вдруг превратится в обычного Кучму, но с другой фамилией. И это вопросы не амбиций Мороза, а того, что нет возможности сконструировать победную команду.

В этой ситуации у нас нет другого выхода, кроме баллотироваться, настаивая на реформировании системы власти уже до завершения первого тура с ее вступлением в действие после президентских выборов. И если политическое чувство ющенковцев не предаст, то они поступят именно так. Вспомните историю.

Если раньше Ющенко был абсолютно убежден в победе, даже без оппозиции, потом он считал, что мы победим лишь вместе с оппозицией, в частности, с СПУ, то теперь, насколько я понимаю, никто уже не уверен в победе "Нашей Украины" при любых раскладах. То есть, праздничные столы, очевидно, еще рано накрывать.

– Собственно, эти шансы еще больше сокращаются при появлении соперника в лице СПУ за аналогичный электорат в центральной Украине. Кстати, при этом возникает вопрос, а каковы шансы лидера социалистов, с учетом уроков истории двух предыдущих избирательных кампаний?

– Я думаю, что сегодня наступило время не политической арифметики, а политической алгебры. Нам надо осознать, что очень непопулярная власть выигрывает постоянно потому, что рядом с собой выводит человека, за которого будет голосовать только часть Украины.

В 1999 это был коммунист, который опирался на голоса востока Украины. Сегодня, как видим, вытягивают кандидатуру, за которую будут голосовать на Западе и частично в Центре.

Мы предлагаем подумать алгебраически. У кого из кандидатов в президенты от оппозиции сегодня самый меньший рейтинг недоверия? Другими словами, за кого проголосует и националист из Львова, и коммунист из Луганска. Вот здесь и заложен смысл выдвижения Мороза.

– А как по поводу рейтинга популярности кандидата?

– Еще раз повторяю, важен не рейтинг популярности, а рейтинг непопулярности. Так вот, наименьший рейтинг непопулярности среди оппозиционеров именно у Мороза.

Думаю, только такой человек победит. При определенных гарантиях, что более грамотный в экономике станет премьер-министром, а тот, кто имеет политические амбиции, руководил бы парламентом, и т.п…

Сегодня общество не выиграет, если оппозиционер соберет голоса как региональный лидер для Западной Украины и частично Центральной – а именно таким сделали Ющенко его окружение и провластные СМИ. То же самое было на прошлых выборах с Симоненко.

Уменьшаются ли шансы Ющенко при условии участия Мороза? Даже если гипотетически представить себе, что Мороз сегодня снимает свою кандидатуру, то Ющенко не победит в первом туре. И это очевидно. Даже если сложить максимальные цифры Ющенко в 30% и реальные, а не заниженные рейтинги, СПУ в 10%, никак не выходит 51%.

Если мы сможем договориться с коммунистами и выдвинуть кандидатуру Мороза, тогда во втором туре не будет никакого Януковича, и выборы будут чистыми, безопасными для общества.

– Вы все еще допускаете, что такая договоренность с коммунистами может состояться?

– На руководство КПУ я не рассчитываю. Как показывает кампания, они забыли о борьбе и с "антинародным режимом", и с буржуазным национализмом. Максимальная критика направлена на социалистов. Дошло до того, что Симоненко в некоторых городах называет Мороза ставленником Кучмы и Пинчука.

Поэтому в расчет можно принимать только здравый смысл рядовых симпатиков КПУ, тех, кто не хочет повторения второго круга 1999 года. Тех, кто понимает объективность двойного сокращения фракции КПУ в парламенте и т.п... К сожалению, руководство КПУ и "Нашей Украины" не готовы к алгебре. Они идут в лобовую, как мы шли в 1999–м. А это очень рискованно.

– То есть вы признаете, что шли в лобовую в 1999–м?

– Да, мы шли в лобовую, и строили кампанию исключительно на критике режима, считали это победной тактикой без договоренностей с другими, скажем так, второстепенными кандидатами.

Я сейчас не хочу углубляться, было ли это тогда возможно. Тогда было совсем другое время. Но сегодня "Наша Украина", имея совсем другой расклад в обществе, пытается повторить тот подвиг, который не дает гарантированной победы. И это очень опасно.

Итак, с моей точки зрения, идеальный вариант – это выдвижение Мороза единым кандидатом от всех оппозиционеров, проведение политреформы, назначение Ющенко премьер-министром, Юли – на соответствующую должность в правительстве, коммунистов – на должности, которые их амбиции требуют.

Другой вариант – расчет на нежелание значительной части электората выбирать между Ющенко, Януковичем и Симоненко. Мы предлагаем им Мороза как альтернативу выбору из трех зол.

И пока я пессимистично настроен в отношении к обоим этим сценариям.

Думаю, не стоит окончательно отвергать вариант непризнания властью результатов выборов. С моей точки зрения, это самый возможный вариант поведения Медведчука – Кучмы. Ставлю первым в цепочке Медведчука, так как именно он сегодня определяет эту стратегию.

Судя по тому, как Кучма активно пиарится и положительно мелькает в новостях, он или хочет сделать для Януковича подарок на 24 августа, заявив о самостоятельном уходе, – во что я абсолютно не верю, или готовит что-то посерьезнее.

По моим данным, власть готовится к массовым беспорядкам, массовым публичным нарушениям закона о выборах, чтобы их не признать. Так как сегодня Медведчук, а в том числе и Кучма, боится победы Януковича не меньше, чем победы любого кандидата от оппозиционеров. Поэтому у меня впечатление, что пока мы здесь разъезжаем с агитационными поездками, другой штаб довольно профессионально готовится к другим событиям.

Я могу перечислить ряд факторов, этаких невидимых верхушек айсбергов, которые плавают под водой.

Это и выигрыш донецких на конкурсе по изготовлению прозрачных урн на эти выборы, это и их подготовка компьютерной программы для ЦИК, это и приемлемость помещений для голосования только при наличии там подсобных помещений, это и колоссальное преимущество членов участковых комиссий от так называемых технических кандидатов (которые на самом деле поддерживают власть) над оппозиционными, это информация из разных мест от низовой милиции об ожидании бригад из другой части Украины, которые должны уничтожить бюллетени, урны, организовывать беспорядки а-ля Мукачево.

Словом, много всякой грязи. И мне кажется, что это означает, что белый конь для Рыжего еще пасется в высокой траве, и он может въехать и сказать, что только он объединит Украину. Ответом на это может быть только принцип конкуренции с властью, а не между собой, только максимальное сотрудничество оппозиции по обеспечению честных прозрачных выборов.

– Насколько серьезна ваша гипотеза о срыве выборов?

– Абсолютно серьезна. По возвращении в Киев я готов предоставить вам материалы, которые это подтверждают.

– Если все-таки будет так, как прогнозирует большинство экспертов – во второй тур выйдут Ющенко и Янукович, то кого поддержит Соцпартия?

– Наша команда будет делать все, чтобы такого выбора не было, чтобы во второй круг вышли Ющенко и Мороз. Но если так не случится, съезд СПУ официально принял решение ни при каких обстоятельствах не поддерживать кандидата от власти.

– Но ваш ответ не звучит как поддержка Ющенко...

– В названной вами паре Ющенко-Янукович это абсолютно конкретный ответ. Хотя такой второй тур – это не самый лучший выбор для общества. Однако я лично скажу – я буду агитировать против кандидата от власти.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования