Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Почему в Москве не хотят видеть, что Украина – не Россия. Продолжение дискуссии

Четверг, 26 августа 2004, 12:48
Не так давно "Украинская правда" опубликовала статью Александра Морозова "Почему в Москве не верят, что Украина – не Россия?", где автор собрал интересный для дискуссии материал.

По этому поводу можно отметить, что Москва не хочет видеть факт "Украина – не Россия" по двум причинам.

Во-первых, в России существует большая традиция считать своим все, до чего есть силы дотянуться, хоть Тузлу, хоть Индийский океан. Ведь были столетия, когда Россия каждый год приращивала территорию, равную территории Голландии.

Сегодня эта причина должна была бы исчезнуть относительно Украины. Украина находится в хороших, как никогда, геополитических условиях, и переварить ее России не по силам. Если бы в Украине сегодня не функционировала "пятая колонна", то есть часть элиты, которая между национальными интересами Украины и России лоббирует последние, шансы России подмять под себя Украину были бы близкими к нулю.

Вторая причина нежелания Москвы видеть, что Украина – не Россия, состоит в мировоззренческих проблемах самой России. Немало россиян не желают знать, а чем же на самом деле является их страна.

В России очень весомая традиция отношения к истории как исключительно к средству пропаганды, так, будто правдивой истории не существует. В Советском Союзе после смертной казни очередного "врага народа" из состава властной, научной или культурной "когорты" в самые отдаленные уголки страны шел приказ выдирать страницы из энциклопедий и книжек, где упоминалось о нем. Кстати, приблизительно такой же метод применялся и к роману Джорджа Оруела "1984".

Отсюда бесконечные российские мифы – об Иване Сусанине, Александре Матросове, Ледовом побоище и т.п., которых или вообще не было, или они были совсем не тем, что о них писали (одно из таких очередных разоблачений читайте на http://www.inauka.ru/history/article40971.html.

Сегодня Россия вынуждена по-новому посмотреть на старые "столпы" ее идеологии. В частности, на свое "славянство", в условиях, когда большинство славянских народов интегрировались или интегрируются в западные институты.

С недавних пор в России значительно более популярная идея евразийства, то есть идея многоэтнического союза славянских, тюркских, монгольских, финно-венгерских народов и т.п., объединенных общей культурой, территорией и идеей противостояния другим "цивилизациям".

Идеологему русского "славянства" серьезно нарушает факт, очевидный для тех россиян, кто странствует по Европе: условия политической и общественной жизни в России кардинально отличаются от соответствующих условий в славянских государствах Европы.

Та же проблема касается и православия, как "столпа" российской идеологии. Ведь "срединные" государства православной цивилизации – Греция, Болгария, Македония, Черногория, а с недавних пор и Грузия с Сербией ориентируются на участие в процессах европейской интеграции.

В России слабы признаки отказа от исключительно пропагандистского понимания истории, но они есть. Отдельные российские исследователи начинают вслух говорить о происхождении России: о исключительно важной роли финно-венгерских народов в создании российского этноса, важной роли монголо-татар в создании российского государства и т.п. – то есть говорить то, что всегда было очевидным для ученых.

В имперские и советские времена главные репрессии касались украинской истории. Вопреки всему богатству археологического и письменного материала история Украины длительное время пестрела "белыми пятнами". Если в такой богатой на источники истории существовали "белые пятна", очевидно, что это было кому-то нужно.

Существует факт: Украина, с большинством главных центров Киевской Руси – Киевом, а также Черниговом, Галичем, Владимиром, Новгород-Сиверском и т.п. является коренной, исконной.

Логический вывод, поддержанный большинством современных ученых, что и исконная Русь в этническом и политическом смысле была Поднепровской, т.е. украинской, заставляет биться в истерике многих российских идеологов.

В результате этой идеологической проблемы России мы видим две тенденции.

С одной стороны, некоторые россияне пытаются вывести украинцев из какого-либо иностранного влияния на "общерусскость", то ли тюркского, то ли польского. В особенности популярен этот тезис был во времена Российской империи, когда имперские историки могли говорить, что захотят, а другим закрывали рты. Сегодня этот тезис все еще не изъят из обихода российской мифологии, хотя имеет целый ряд логических недостатков и пробелов.

Во-первых, определенное влияние тюрков на Киевскую Русь происходило уже во времена князя Ярослава Мудрого. То есть значит, что это влияние имело место во время наибольшего расцвета Киевской Руси в ХІ-ХІІ столетиях.

Во-вторых, влияние тюрков, как и монголов, значительно достовернее подтвержденное относительно самых россиян. Остатки тюркских народов и сегодня живут в самом центре России. Поехав, скажем, в российскую столицу, не говоря уже о городах Поволжья, вы можете на улицах собственными глазами увидеть это влияние.

Концепцию об определяющем влиянии на Украину поляков, как это не удивительно, всерьез воспринимает кое-кто из россиян. Хотя она и не способна объяснить, почему же украинцы так отчаянно отстаивали свою самобытность именно от поляков. И почему так яростно эту самобытность от поляков отстаивали западные украинцы, якобы наиболее полонизированные?

Концепция об украинцах как части россиян не способна объяснить, почему, скажем, немцы, которые прожили всего лишь 40 лет в двух немецких государствах, так отличаются друг от друга. И почему украинцы остались украинцами вопреки тому, что их, в отличие от немцев, свыше 330 лет целенаправленными, вплоть до геноцидных действий, методами пытались лишить их национальности.

Вопреки всему большинство украинцев сохранили и свое национальное самосознание, и свой язык. Иногда это самосознание обостряется у тех украинцев, которые, посещая Россию, могут собственными глазами увидеть, что Украина – не Россия.

Факт, что Украина – не Россия, довольно выразительно видно на примере значительного отличия политических режимов и содержания политической жизни, которые сформировались в Украине и в России всего лишь за 13 лет.

Еще один способ решения россиянами проблемы "Украина – не Россия", научно более адекватный, мы видим сегодня, когда делаются попытки "отвязаться"от Киевского наследства, найти начала России в Новгороде, Старой Ладоге и т.п.. Это происходит при участии самого российского президента Владимира Путина, который регулярно посещает археологические раскопки в этих местах.

В свое время Москва приложила огромные усилия, чтобы перетянуть всеми правдами и неправдами Киевскую историю себе ("пришить белыми нитками", как сказал по этому поводу Карл Маркс).

Сейчас эта неправда со всей очевидностью всплыла наверх. Именно поэтому реакция отдельных россиян, представленная в обсуждаемой статье, является настолько нервной.

Читайте также:

Почему в Москве не верят, что Украина – не Россия?


Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования