Партнерский сбор УП. Задонать на дроны и РЭБы

Ждет ли Кучму судьба Пиночета?

Пятница, 27 августа 2004, 21:25
Вопрос ответственности президента Кучмы и других госчиновников, подозреваемых в преступлениях против украинских граждан, обычно рассматривается в черно-белых тонах.

Радикальные оппозиционеры требуют суда, а умеренные обещают ввести политическую амнистию. Однако и в первом, и во втором случаях без внимания остается потребность украинского общества узнать от государства исчерпывающую правду о всех невинных смертях, причиной которых стало использование государственного аппарата для политического преследования.

Такая потребность возникает в любом обществе, переживающем конец авторитаизма. И удовлетворить эту потребность невозможно отдельным показательным судебным процессом, или тем более, попытками вообще замолчать прошлое.

Для десятков государств мира эффективным механизмом изобличения преступлений авторитарных чиновников стала комиссия Правды.

Одним из самых успешных примеров считается чилийская Национальная Комиссия Правды и Примирения. Она была создана демократически избранным президентом после завершения авторитарного правления Пиночета.

Ее целью было расследовать все случаи убийств и исчезновения чилийцев, совершенных режимом Пиночета, а также выявить ответственных за предступления по политическим мотивам.

Комиссия установила имена более тысяч человек, подвергавшихся политическому преследованию. В эмоциональном телеобращении президент Патрисио Эйлвин обнародовал результаты работы комиссии и, от лица государства, попросил прощения у всех жертв режима Пиночета.

После публичного раскаяния, президент Эйлвин направил отчет комиссии семьям пострадавших от действий государства и назначил для них материальную помощь.

За последние тридцать лет похожие комиссии расследовали преступления против собственных граждан в более двадцати странах мира, в частности в Аргентине, Южной Африке, Сальвадоре и Югославии.

Большинство из этих комиссий были созданы сразу после распада авторитарного режима и победы оппозиционных сил на демократических выборах.

Для семей жертв репрессий комиссии Правды стали признанием государством вины. Для граждан этих государств - свидетельством готовности новой власти отказаться от силовых методов управления. А для всего мира – признаком победы ценностей либерализма над античеловеческой практикой.

Требование "Правды!" было одним из центральных лозунгов движения протеста в Украине в драматическом 2001 году после убийства Георгия Гонгадзе.

Через почти четыре года, украинцы до сих пор лишены правды не только об этой смерти, но и о десятках других, которые произошли до (Черновол, Гетьман) и после нее (Александров, Ефремов, Малев, Гончаров). В причастности ко всем этим трагедиям подозреваются государственные чиновники.

Госорганы уже давно превратились в инструмент репрессий в руках власти. Поэтому, вполне возможно, что количество тех, кто стал объектом насилия со стороны представителей власти, не ограничивается известными нам случаями.

Их настоящее количество, обстоятельства смерти, а также имена тех, кто использовал свои властные полномочия для преследования граждан, должна установить украинская комиссия Правды, созданная после выборов новым президентом государства.

Это – минимальное моральное обязательство обновленной властной элиты не только перед близкими непосредственных жертв режима Кучмы, но и перед украинским обществом в целом.

Смены власти будет недостаточно для восстановления доверия к ней большинства украинских граждан. Тех Граждан, которые выходили на улицы во время акций протеста и голосовали за оппозицию на минувших парламентских выборов.

Их доверие можно восстановить только правдой о преступлениях прошлого десятилетия, и искренними словами раскаяния.

Очевидно, что создание комиссии Правды в Украине возможно только в случае победы на президентских выборах одного из трех кандидатов от оппозиции.

До настоящего времени, вопрос ответственности правящей властной элиты сводился ими или к обещанию судебного процесса над видными чиновниками (согласно заявлениям Александра Мороза и Петра Симоненко), или к готовности предоставить им определенные гарантии (по предложению Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко).

Радикальные обещания "суда над Кучмой" лидеров левых отдают популизмом, учитывая их незначительные шансы победить. Вместе с тем, позиция Ющенко, который призывает сосредоточиться на будущем и начать жизнь с "чистого листа", выглядит, мягко говоря, инфантильной для оппозиционного политика с лучшими президентскими перспективами.

Моментом истины для всех трех кандидатов станет голосование в Верховной Раде по законопроекту о "гарантиях президенту Украины, завершившего свои полномочия".

Принятие такого закона призвано обеспечить Кучме иммунитет от судебного преследования после ухода. Согласно предварительным заявлениям, Мороз и Симоненко проголосуют принципиально "против", однако не исключено, что Ющенко выступит "за".

Главным политическим следствием такого голосования станет публичная демонстрация единства во взглядах лидера оппозиционных симпатий и его провластных визави. Не сложно представить, что это даст новый, вполне реальный повод для лидеров левых обвинить коллегу в колаборантстве.

Более того, игнорирование Ющенко вопроса ответственности представителей действующего режима за серьезные злоупотребления властью может лишить его способности мобилизовать оппозиционных избирателей, то есть - победить.

Для победы ему нужно предложить обществу умный компромисс. Таким компромиссом и в Украине может стать комиссия Правды, которая помогла цивилизованно разойтись со своим прошлым многим другим истерзанным авторитаризмом государствам.

Путь к демократии они прошли не через забвение минувшего, а через его признание.

Влияние и значение для государства комиссии Правды могут быть несравненно весомее чем одиночные судебные процессы, хотя комиссия и наделена значительно меньшими полномочиями.

Ведь задача комиссии Правды – не только расследовать конкретные случаи политического преследования, но и объяснить обществу как и почему они вообще стали возможны. Поэтому, работа таких комиссий сосредотачивалась не на установлении вины отдельных лиц, а на более широком анализе периода систематического злоупотребления властью, его последствиях для общества и граждан.

Вместе с тем, комиссия должна иметь право называть имена непосредственно причастных к созданию и функционированию репрессивной политсистемы.

Срок работы комиссии Правды составляет в среднем один год. Она чаще всего создается указом президента, а в ее состав входят представители как разных политических сил, так и известные общественные активисты, правозащитники и научные работники.

Большинство стран, в которых работали комиссии Правды, предоставили амнистию всем подозреваемым в злоупотреблении властью чиновникам бывшего режима (исключение составила Аргентина, в которой несколько генералов все-таки оказались перед судом).

В Южной Африке такая амнистия предоставлялась всем, кто чистосердечно признается в причастности к преступлениям апартеида. Вместе с тем, они подвергались другим санкциям, в частности запрету занимать государственные должности или моральному остракизму.

Поэтому, если Ющенко решит дать гарантии Кучме и его окружению, он обязан ответить и обществу - преследованиий за какие преступления так боятся действующие чиновники? Ведь, кроме формальной амнистии со стороны государства, необходимо получить и моральное прощение со стороны общества и жертв режима. А это требует правды о преступлениях.

Инициатива создания комиссии Правды должна помочь и в объединении оппозиции, расколотых личными амбициями, конфликтом вокруг "политической реформы" или внешнеполитической ориентации.

Восстановить альянс можно лишь сосредоточиваясь на базовых программных основах оппозиции, а не ограничиваясь сотрудничеством по техническим моментам, как то демократичность проведения выборов.

Публичное обязательство создать комиссию Правды в случае победы потребует от оппозиции политической смелости, зрелости и осознания собственной исторической ответственности перед обществом.

Оно станет символом того, что ни один шаг государства, направленный на ограничение прав граждан, больше не останется похороненным в Таращанском лесу.

А фраза, которую отец Виктора Ющенко видел каждый день в концентрационном лагере в Освенциме, впервые приобретет для украинцев свою первичную форму: "И познаете правду – а правда вас свободными сделает!"

P.S. В четверг Верховный суд Чили снял неприкосновенность с бывшего диктатора Августа Пиночета. Теперь 88-летнему генералу могут выдвинуть обвинение в преступлениях против человечества, совершенных после кровавого переворота 1973 года.

Такое решение Верховный Суд принял в ответ на запрос судьи, который ведет следствие по делу о происхождении частных, незадекларированных счетов Августа Пиночета.

Как сообщает радио "Свобода", такие счета обнаружила в июне этого года в респектабельном американском банке – "Ригс-банк" комиссия сената США по борьбе с терроризмом.

По данным расследования, с 1994 по 2002 года бывший чилийский диктатор провел несколько тайных банковских операций на сумму от 4 до 8 миллионов долларов США. Именно происхождение этих денег и пытается выяснить следствие.

В связи со снятием с Августа Пиночета неприкосновенности у семей, которые пострадали от его диктатуры, появилась возможность возбудить уголовное дело против диктатора за преступления против человечества. По разным данным в Чили за время правления Пиночета с 1973 по 1990 год безвести пропало или погибло около трех тысяч человек.

В ближайшие дни следственные органы Чили намерены официально допросить Пиночета в связи с обстоятельствами смерти известного певца и композитора Виктора Хары и еще 17-ти человек, которые содержались на известном "Стадионе Чили". Этот стадион в Сантьяго превратили в концлагерь после переворота 11 сентября 1973 года.

Через четыре дня после переворота тело певца, с 44 огнестрельными ранениями и отрубленными ладонями охранники выбросили перед входом в "Стадион Чили".

Автор: Сергей Куделя – магистр политологии, один из авторов письма украинских студентов к президенту Кучме с требованием отставки в декабре 2000 года и инициатор акции "Реквием-2002: Лицом к Правде"

Читайте также:

– законопроект "О правовых, социальных и прочих гарантиях Президенту Украины, который прекратил выполнение своих полномочий" (№5721 от 30.06.2004, внесенный народными депутатами Бычковым, Бондарчуком и Пустовойтенко);

– законопроект "О гарантиях Президенту Украины, который прекратил выполнение своих полномочий" (№5721-1 от 06.08.2004, внесенный народными депутатами Нощенко и Шаровым.

Реклама:
Уважаемые читатели, просим соблюдать Правила комментирования